Слайд 1Подготовила учитель начальных классов
Демочкина С. М.
2019-2020 уч. г.
Слайд 2Я спешу сказать вам – «Здравствуйте!»
Чтоб пожелать здоровья доброго.
Я спешу сказать
вам – «Благости!»
Чтоб пожелать вам счастья нового.
Я спешу сказать вам – «Радости!»
Удач, успехов и везения! –
Чтоб пожелать всем в этом классе
Прекраснейшего настроения.
Слайд 3Игра «Крестики – нолики» да или нет
1) Самый верхний ярус леса
образован деревьями.
2) На дереве обитают кроты и землеройки.
3) Бурый медведь – хищник.
4) Грибы необходимы лесу, потому что ими питаются многие другие животные.
5) Плоды всех кустарников человек употребляет в пищу.
6)Опавшие листья и другие части растений образуют на поверхности лесную подстилку.
7) Средний ярус – это мхи и лишайники.
8) Дятел является наземным животным.
9) Живые организмы леса составляют природное сообщество.
Слайд 4Давайте проверим
1) да
2) нет
3) нет
4) да
5) нет
6) да
нет
нет
нет
ОЦЕНИВАНИЕ
«5»
- без ошибок
«4» – 1- 2 ошибки
«3» - 3 и более ошибок
Слайд 5. Тест
1. Лес называют природным сообществом, потому что:
а) там рядом друг
с другом растут разнообразные растения
б) все обитатели леса живут совместно, тесно связаны между собой
в) весь лес - от верхушек деревьев до земли - заселен животными
2. На деревьях обитают:
а) белки, дятлы, кедровки
б) мыши, зайцы, медведи
в) кроты, лоси, черви
3. В лесной подстилке живут:
а) ежи, кроты, землеройки
б) бактерии, насекомые и их личинки
в) божьи коровки, жуки-короеды, лесные мыши
4. К съедобным грибам относятся:
а) мухоморы, говорушки восковые, желчные грибы
б) дождевики, пороховки, шампиньоны
в) лисички, рыжики, маслята
Слайд 6. Тест
1. Лес называют природным сообществом, потому что:
а) там рядом друг
с другом растут разнообразные растения
б) все обитатели леса живут совместно, тесно связаны между собой
в) весь лес - от верхушек деревьев до земли - заселен животными
2. На деревьях обитают:
а) белки, дятлы, кедровки
б) мыши, зайцы, медведи
в) кроты, лоси, черви
3. В лесной подстилке живут:
а) ежи, кроты, землеройки
б) бактерии, насекомые и их личинки
в) божьи коровки, жуки-короеды, лесные мыши
4. К съедобным грибам относятся:
а) мухоморы, говорушки восковые, желчные грибы
б) дождевики, пороховки, шампиньоны
в) лисички, рыжики, маслята
Слайд 7
Самоопределение к деятельности-
— Послушайте внимательно стихотворение.
Бежит тропинка через луг,
Ныряет
влево, вправо.
Куда ни глянь — цветы вокруг
Да по колено травы.
Зеленый луг, как чудный сад,
Пахуч и свеж в часы рассвета.
Красивых радужных цветов
На нем разбросаны букеты.
И. Суриков
Слайд 8пробное действие:
— Догадайтесь, о чем будем говорить на уроке. Какая
цель урока может быть поставлена в связи с темой?
— Что мы будем делать для достижения этой цели? — Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Сформулируйте свои вопросы.
Слайд 9пробное действие:
— Догадайтесь, о чем будем говорить на уроке. (В
этом стихотворении говорится о красоте луга, значит, мы сегодня будем говорить о луге.) (Учитель записывает на доске тему: «Жизнь луга».) — Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?
— Что мы будем делать для достижения этой цели? — Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Сформулируйте свои вопросы.
Слайд 10Цель урока:
Мы должны сегодня узнать…
сформировать представления учащихся о луге как о
природном сообществе; ознакомить с разнообразием живых организмов луга, с ролью человека.
Слайд 12Внимательно рассмотрите фотографию на с. 170. Опишите луг по фотографии.
Слайд 13— Послушайте еще одно стихотворение. Постарайтесь запомнить названия растений.
На лугу растет
ромашка,
Лютик едкий, клевер-кашка!
Что еще? Гвоздика, смолка,
Колокольчик, хвощ, как елка.
А еще? Кошачьи лапки,
Одуванчиковы шапки,
Подорожник, васильки,
Граммофончики-вьюнки,
Еще много разных травок
У тропинок, у канавок,
И красивых, и пушистых,
Разноцветных и душистых!
Г. Лагздынъ
Слайд 14 План
Рассмотреть карточку с заданием;
Проанализировать, обсудить в
группе, распределив работу между членами группы;
Сделать выводы и подготовить отчет о работе.
Слайд 15А сейчас вам нужно побывать в роли исследователя.
И выполнить очень важное
задание.
1) прочитайте текст в учебнике;
2) найдите ответ на вопрос;
3) распределите между членами группы работу, чтобы каждый работал на общий результат.
Слайд 16работа в группах
1.Какие растения растут на лугу? Что объединяет все эти
растения?
2.Выполним задание 2 на с. 170 учебника
— Что интересного узнали из атласа-определителя?
3.Выполним задание 1 на с. 78 рабочей тетради.
4.Каким вы представляете животный мир луга? Каких животных луга вы можете назвать?
5.Выполните задание 3 на с. 171 учебника.
Слайд 17работа в группах
Какие растения растут на лугу? (Ромашка, лютик, клевер, колокольчик
и т. д.)
— Что объединяет все эти растения? (Это травы. Растут на открытой местности. Любят свет и тепло. Большинство растений — цветы.)
— Давайте поближе познакомимся с этими растениями. Выполним задание 2 на с. 170 учебника. (Работа в группах с гербариями и атласами-определителями.)
— Что интересного узнали из атласа-определителя? (Примерный ответ. Растение, которое мы зовем ромашкой, оказывается, не ромашка, а нивяник, он внесен в Красную книгу, а у ромашки совсем другие листья. Тысячелистник используется как лекарственное растение. Мышиный горошек растет, цепляясь за другие растения, и горошины у него маленькие. Колоски мятлика образуют метелку. Этот злак — кормовое растение.)
Слайд 18Каким вы представляете животный мир луга? (Животные должны быть маленькими, чтобы
прятаться в траве или жить в земле.)
Слайд 21
Чтобы посмотреть
физкультминутку,
нажмите на ёжика.
Слайд 22 Вы наверное устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Вверх ладошки! Хлоп-хлоп...
По коленкам
Шлёп-шлёп…
По плечам теперь похлопай..
По бокам себя пошлёпай…
Мы осанку исправляем,
Спинки дружно прогибаем.
Вправо, влево мы нагнулись,
До носочков дотянулись…
Плечи вверх, назад и вниз,
Улыбайся и садись.
Слайд 23учебнику С. 171-175
— Предлагаю прочитать статью в учебнике и узнать новую
информацию о луге.— Что нового вы узнали? Как живут обитатели луга?
— Как поэтому можно назвать луг?
Слайд 24учебнику С. 171-175
— Видите, какие разнообразные живые существа обитают на лугу.
Они связаны друг с другом. Пчелы собирают пыльцу и в то же время опыляют растения. Птицы следят за тем, чтобы насекомых и гусениц не было слишком много, иначе они погубят растения. Они живут сообща.
Природное сообщество.
Слайд 25Осенью в щель заберется,
А весной проснется.
Над цветком порхает, пляшет,
Веером узорным машет.
Сок из цветков она берет
И в сотах копит сладкий мед.
На лугу живет скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь.
Черен, да не ворон,
Рогат, да не бык.
Летит — воет,
Сядет — землю роет.
Слайд 26Осенью в щель заберется,
А весной проснется. (Муха.)
Над цветком порхает,
пляшет,
Веером узорным машет. (Бабочка.)
Сок из цветков она берет
И в сотах копит сладкий мед. (Пчела.)
На лугу живет скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь. (Кузнечик.)
Черен, да не ворон,
Рогат, да не бык.
Летит — воет,
Сядет — землю роет. (Жук.)
Слайд 27— Выполните задание 4 на с. 79 рабочей тетради.
— Выполните задание
5 на с. 80.
— Что за птица постоянно потряхивает хвостиком?
— Как называется птица, которая издает скрипучий крик «дерг-дерг»?
— А какая птица свое присутствие выдает песенкой «пить-полоть»?
Слайд 28— Выполните задание 4 на с. 79 рабочей тетради.
(Ученики соединяют стрелками
рисунки и названия, сравнивают насекомых. Выделяют признаки, по которым их можно различить в природе.)
— Выполните задание 5 на с. 80.
— Что за птица постоянно потряхивает хвостиком? (Трясогузка.)
— Как называется птица, которая издает скрипучий крик «дерг-дерг»? (Коростель.)
— А какая птица свое присутствие выдает песенкой «пить-полоть»? (Перепел.)
Слайд 29Прочитайте статью «Луга и человек». Какие примеры вы еще можете назвать?
—
Подумайте, как по вине человека может нарушиться экологическое равновесие луга.
Слайд 30Прочитайте статью «Луга и человек». Какие примеры вы еще можете назвать?
—
Подумайте, как по вине человека может нарушиться экологическое равновесие луга. (Если уничтожить жаб и лягушек, то растительноядные насекомые уничтожат травы.)
Человек не имеет права нарушать жизнь луга, его природное равновесие, ведь в итоге он пострадает сам.
Слайд 31В задании 7 на с. 81 предложено составить памятку «Как вести
себя на лугу». Прочитайте задание 3 на с. 176 учебника.
Слайд 32В задании 7 на с. 81 предложено составить памятку «Как вести
себя на лугу». (1. Не рвите на лугу цветы. 2. Не ловите на лугу бабочек. 3. Не разоряйте гнезда шмелей на лугу. 4. Не поджигайте на лугах сухую прошлогоднюю траву. 5. Берегите живущих на лугу птиц, ящериц, жаб.)
Слайд 33Косить траву надо от середины к краям луга, чтобы звери и
птицы успели убежать. Если косить от краев к центру луга по кругу, то животные сбиваются в середину, испытывая страх перед людьми и шумом машин, и когда островок травы становится мал, от ужаса они бросаются куда попало и попадают под косы, ножи косилок, колеса машин.
Слайд 34Бежит тропинка через луг,
Ныряем влево, вправо.
Куда ни глянь, цветы вокруг,
Да по
колено травы.
Зелёный луг, как чудный сад,
Пахуч и свеж в часы рассвета.
Красивых радужных цветов
На нём разбросаны букеты.
(И. Суриков.)
Лугами называют безлесные площади, занятые травянистыми растениями. Эти растения любят свет и тепло, поэтому они растут на открытой местности.
Первичное закрепление
Слайд 35Луга – обширные территории
с травянистой растительностью.
Слайд 36Располагаются луга по низменным берегам рек и озёр. В половодье луга
заливаются вешними водами, летом в их почве много влаги.
Поэтому деревьев на лугах нет, они не выживут – вымокнут. Они растут небольшими группами только на возвышенностях, где в почве меньше влаги.
Слайд 37Луговые травы растут ярусами:
выше – светолюбивые,
ниже – теневыносливые.
Слайд 38Растения луга
Тысячелистник
Тимофеевка
Лисохвост
Слайд 39Цветущие травы
Иван-чай
Василёк
Цикорий
Колокольчик
Одуванчик
Слайд 40Лечебные травы
Пастушья сумка
Чистотел
Нивяник
Слайд 41Ядовитые растения
вех ядовитый
лютик едкий
Слайд 42Лекарственные растения
валериана
тысячелистник
подорожник
пастушья сумка
одуванчик
Слайд 43Кормовые травы
Мятлик
Мышиный горошек
Клевер
Слайд 44Кормовые растения
мятлик
ежа сборная
тимофеевка
мышиный горошек
клевер луговой
Слайд 45Семена луговых растений приспособлены для расселения по лугам
одуванчик
репей
мышиный горошек
мятлик
Слайд 46Насекомые луга
Жук -навозник
Пчела
Кобылка
Жук-могильщик
Кузнечик
Цветочная муха
Бабочка
Слайд 47Луговые грибы
Опёнок луговой
Шампиньон
Дождевики
Слайд 48Животные луга
Хоть они и жалят больно,
Но работой мы довольны.
(Пчёлы)
Шмель
Слайд 49Жители луга
Полёвка
Черви
Крот
Жаба
Ящерица
Слайд 50Животные луга
На большой цветной ковёр
Села эскадрилья.
То раскроет, то закроет
Расписные крылья.
(Бабочки)
Лимонница
Махаон
Слайд 51Животные луга
Сидит бык, у него шесть ног –
И все без
копыт.
(Жук)
Жук-могильщик
Жук-навозник
Слайд 52Прыгает пружинка –
Зелёная спинка –
С травки на былинку,
С кочки на
тропинку.
(Кузнечик)
Животные луга
Кузнечик
Кобылка
Перепел
Коростель
Трясогузка
Слайд 54Животные луга
Всё изрыл – и луг, и сад –
Землеройный аппарат.
В темноте
в часы прогулки
Лугом переулки.
(Крот)
Слайд 56Животные луга
Не птица, не зверушка,
Не рот, а ловушка.
Попадёт в ловушку
И комар,
Слайд 57Животные луга
Перепел
Коростель
Трясогузка
Слайд 59Человек! Ты царь природы!
О тебе веду я речь.
Помоги траве родиться,
Белкам
– жить, а речкам – течь.
Ты на свете самый главный,
Значит должен всех беречь!
Охрана луга
Слайд 60Работа в парах
Задание: впишите правильное слово в пищевую цепочку.
Слова для
справок: КОРОСТЕЛЬ, БАБОЧКА, РАСТЕНИЯ
НЕКТАР ЦВЕТОВ
БАБОЧКА
ПЕРЕПЕЛ
МЯТЛИК
КОБЫЛКА
КОРОСТЕЛЬ
РАСТЕНИЯ
КУЗНЕЧИК
ЯЩЕРИЦА
Слайд 61ИСПРАВЬ ОШИБКИ В РАССКАЗЕ
Июньским воскресным днём мы отправились
на луг. Погода была хорошая. Как красиво кругом! Луг похож на пёстрый ковёр. Девочки нарвали большие букеты цветов. Мальчики наловили бабочек и кузнечиков. Будет, что показать друзьям в городе. В траве мы нашли гнездо какой-то птицы. В нём лежали маленькие голубоватые яйца. Мы подержали их в руках и положили обратно. Раздавили несколько гусениц – всё равно они вредные. Потом мы перекусили. Пластиковые бутылки оставили – микробы их разрушат. Домой вернулись довольные. Весело прошёл день!
Самостоятельная работа
Слайд 62Июньский день
Погода была хорошая. Как красиво кругом! Луг
похож на пёстрый ковёр. Девочки нарвали букеты цветов. Мальчики наловили кузнечиков и бабочек. Будет, что показать ребятам в городе. В траве мы нашли гнездо какой-то птицы. В нём лежали голубоватые яйца. Мы поддержали их в руках и положили обратно. Раздавили несколько гусениц – всё равно они вредные. Потом мы перекусили. Пластиковые бутылки оставили – микробы их разрушат. Домой вернулись довольные. Весело прошёл день!
Проверь себя!
Слайд 63Проверь себя!
Растения луга:
мышиный горошек
тимофеевка
клевер
подорожник
лютик едкий
Самостоятельная работа
Слайд 65Растения
кислород
пища
жилище
укрытие
лекарство
Слайд 66Животные
опыляют
разносят семена
сохраняют растения,
поедая насекомых
очищают луг
рыхлят почву
удобряют почву
Слайд 67Человек
место
для отдыха
корм для домашних
животных
продукты, полученные
от домашних животных
Слайд 68Правила друзей луга
Не рвите на лугу цветы.
Не ловите бабочек.
Не разоряйте гнёзда
шмелей.
Не поджигайте на лугах сухую прошлогоднюю траву.
Берегите живущих на лугу птиц, ящериц, жаб.
Не оставляй на лугу мусор.
Слайд 69 Луг – сложное единство живой и неживой природы. Живые
организмы луга образуют природное сообщество.
Жизнь лугового сообщества невозможна без неживой природы и почвы. На лугу происходит круговорот веществ с участием растений, животных, грибов, бактерий.
Вывод
Слайд 711. Сегодня я узнал…
2. Я понял, для чего…
3. Было интересно…
4. Было трудно…
5. Теперь
я могу…
6. После урока мне захотелось…
Дополни фразы:
Ну вот наш урок и подходит к концу!
«4»
++ «3»
+ не расстраивайся, завтра
всё получится.
Оцени себя!
Слайд 73Рефлексия
– отличное
– удовлетворительное
– плохое
Слайд 74Задания для домашней работы.
Учебник стр. р.т.с.
1. Прочитать текст на с. 170—177
учебника.
2. Выполнить задания 2, 3, 7 на с. 78, 79, 81 рабочей тетради.