Слайд 1Подготовила учитель начальных классов
Демочкина С. М.
2019-2020 уч. г.
Слайд 2Я спешу сказать вам – «Здравствуйте!»
Чтоб пожелать здоровья доброго.
Я спешу сказать
вам – «Благости!»
Чтоб пожелать вам счастья нового.
Я спешу сказать вам – «Радости!»
Удач, успехов и везения! –
Чтоб пожелать всем в этом классе
Прекраснейшего настроения.
Слайд 3Проверка знаний и умений.
1) Напишите 2–3 цепи питания в лесной зоне.
2)
Соедините стрелками деревья и лес, в котором они произрастают:
Слайд 4тайга – пихта, кедровая сосна, сосна, лиственница, ель;
смешанный лес – пихта,
сосна, береза, ольха, лиственница, ель, кедровая сосна;
широколиственный лес – липа, дуб, клен.
Слайд 5
Актуализация знаний
Русский лес
Нет ничего милее
Бродить и думать здесь.
Излечит,
обогреет,
Накормит русский лес.
А будет жажда мучить —
То мне лесовичок
Средь зарослей колючих
Покажет родничок.
Нагнусь к нему напиться —
И видно все до дна.
Течет вода-водица,
Вкусна и холодна.
Нас ждут в лесу рябина,
Орехи и цветы,
Душистая малина
На кустиках густых.
Ищу грибов поляну
Я, не жалея ног,
А если и устану —
Присяду на пенек.
Лес очень любит пеших,
Для них совсем он свой.
Здесь где-то бродит леший
С зеленой бородой.
Жизнь кажется иною,
И сердце не болит,
Когда над головою,
Как вечность, лес шумит.
— О каких отношениях говорится в этом стихотворении?
Слайд 6
Самоопределение к деятельности-
Плакала Саша, как лес вырубали,
Ей и теперь
его жалко до слез.
Сколько тут было кудрявых берез!
Там из-за старой нахмуренной ели
Красные гроздья калины глядели.
Там поднимался дубок молодой,
Птицы царили в вершине лесной,
Понизу всякие звери таились.
Вдруг мужики с топорами явились.
Лес зазвенел, застонал, затрещал.
Заяц послушал — и вон убежал.
Н. Некрасов
— О какой экологической проблеме идет речь в стихотворении?
Слайд 7На какие группы можно разделить эти деревья?
Слайд 8
Хвойные деревья.
Лиственные деревья.
Слайд 9Чем отличаются хвойные деревья от лиственных деревьев?
У лиственных деревьев листочки, которые
деревья сбрасывают осенью, а у хвойных вместо листочков хвоинки ,которые сменяются постепенно в течение нескольких лет и поэтому деревья всегда зелёные.
хвоя
листья
Слайд 10Как называются леса в которых растут только лиственные деревья?
Лиственные леса.
Слайд 11Как называются леса в которых растут только хвойные деревья?
Хвойные леса.
Слайд 12Как называются леса в которых растут хвойные и лиственные деревья?
Смешанные леса.
Слайд 13Какие ещё растения растут в лесу вы ответите отгадав загадки.
Прикоснёшься -
как огонь.
Лучше ты её не тронь.
Обжигает руки, ноги –
Осторожней с ней в дороге.
Нам запах свежести лесной
Приносит позднею весной.
Цветок душистый, нежный
Из кисти белоснежной.
крапива
ландыш
Слайд 14
Мягок, а не пух;
Зелен, а не трава.
Летом рад я свежей
Ягоде медвежьей;
А
сушёная в запас
От простуды лечит нас.
мох
малина
Слайд 15
Я капелька лета
На тоненькой ножке.
Плетут для меня
Кузовки и лукошки.
Кто меня
любит,
Тот рад поклониться.
А имя дала мне
Родная землица.
Что за бусинка вот тут
На стебле повисла?
Глянешь – слюнки потекут,
А раскусишь – кисло.
земляника
брусника
Слайд 16Рассмотрите внимательно растения, которые растут в лесу, кроме деревьев. На какие
группы их можно разделить?
Слайд 17Травянистые растения.
Кустарники и
Мхи.
кустарнички.
Слайд 18Какие же растения растут в лесу?
деревья
кустарники
травянистые
растения
мхи
Слайд 19
Самоопределение к деятельности-
А бывали ли вы в лесу?
-Как вы понимаете,
что такое лес?
-Какие деревья растут в лесу?
Слайд 20Самоопределение к деятельности-
А бывали вы в лесу?
Как вы понимаете, что
такое лес?
Какие деревья растут в лесу?
Растения и животные леса.
Слайд 21пробное действие:
Мы пришли в лес. Давайте послушаем его.
Какие запахи здесь
присутствуют?
Какое время года наступило?
Как изменился лес с приходом осени?
Давайте составим план нашей работы. Ваши предложения?
Слайд 22Цель урока:
Мы должны сегодня узнать…
Углубить знания детей о растениях и животных
леса, полученные в 3 классе.
Слайд 23Тема урока
Растения и животные леса. Экскурсия № 1 (заочная)
Слайд 25работа в группах 1,2,3 гр.
1гр.Чем является лес для человека? (учеб «Роль
леса в природе и жизни людей» на с. 103—104). 2гр.Какие еще экологические проблемы леса вы знаете? (учеб.с.104-105)
3гр. Перечислите животных и растения Красной книги, изображенные на с. 105 учебника.
Слайд 26Физминутка
Руки подняли и покачали
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули
Ветер сбивает
росу.
В стороны руки, плавно помашем
Это к нам птицы летят.
Как они сядут тоже покажем
Крылья сложили назад.
Слайд 27Лес-это обширная территория, покрытая деревьями и кустарниками. Это место отдыха человека,
потому что человеку «нет ничего милее бродить и думать здесь...». Лес излечит, напоит чистой водой. В лесу человек находит себе пищу — это ягоды, орехи, грибы.
Первичное закрепление
Лес очищает воздух от пыли. Фитонциды убивают болезнетворные бактерии. Там, где растет лес, не мелеют реки. Лес защищает почвы от ветра, а корни растений не дают почве разрушаться.
Слайд 28Ярусы леса.
Все растения, образующие лес, располагаются в лесу
ступенями, или, как их называют в науке, ярусами.
Некоторые леса имеют четыре, пять и даже больше
ярусов.
Первый ярус – деревья. Это главный древесный полог.
Его высота доходит до тридцати и более метров.
Второй ярус – кустарники.
Третий ярус – кустарнички (например, брусника).
Четвёртый ярус – травянистые растения.
Пятый ярус – мхи и лишайники.
Слайд 29Лекарственные растения.
папоротник
мужской
крапива
голубика
белена чёрная
чистотел большой
одуванчик
лекарственный
золототысячник
обыкновенный
пижма
Слайд 30 Лось
Самый крупный
из семейства оленей — лось, или сохатый,— достигает почти двух с половиной метров в холке и может весить около 600 килограммов.
В Печоро-Илычском заповеднике ведутся успешные опыты по одомашниванию лосей.
Зимой эти звери не нуждаются в сене, а питаются веточным кормом, корой и сосновой хвоей.
Когда в тайге урожай еловых семян или кедровых орешков, зверькам не страшны холод и голод.
Сытые белки в суровые морозы отлеживаются в теплых гнездах, не тратят силы на поиски пищи.
Неумеренная охота
и вырубка лесов по рекам привели к тому, что в начале нашего века бобры в России сохранились только в отдельных уголках в Воронежской области да по таежным речкам Сибири, а общая их численность не превышала полутора тысяч.
Чтобы спасти этих ценных зверьков от полного уничтожения,
было организовано несколько заповедников — Воронежский, Кондо-Сосьвинский, Березинский. Промысел бобров, скупка и переработка их шкурок были запрещены на многие годы
Бобры замечательные строители. Запруды обеспечивают постепенный спад весенних вод, которые без этого лишь разрушают берега и уносят плодородные пойменные почвы... Каждый бобровый пруд служит резервуаром — накопителем талых вод. Обитатели леса пользуются им как водопоем. На бобровых прудах гнездятся дикие утки.
Слайд 33Кабан
В такие зимы кабаны без особого труда добывают корневища и клубни
диких растений, выбирают на полях оставленные при уборке корнеплоды, а в урожайные годы собирают в лесах орехи и желуди.
Звери кормятся корневищами болотных растений, желудями, орехами, дикими фруктами , червями, слизнями, личинками.
Зима — наиболее трудный период в жизни кабанов. Хорошо, когда снег неглубок и лег на талую землю.
Суровые многоснежные зимы несут поросятам и подсвинкам гибель.
Слайд 34Запомни эти растения
жимолость
майник
кислица
седмичник
Черника брусника
Слайд 37Медянка
Медянка - змея из семейства
ужовых. Длиной до 70 см. Иногда встречаются более крупные особи. Окраска спины от серой до медно-красной, с двумя, четырьмя продольными рядами черноватых пятнышек. Зрачок у медянки круглый (у обыкновенной гадюки, которая похожа по окраске на медянку, зрачок вертикальный, узкий).
Распространена в Европейской части России, в Западной Сибири, на Кавказе. Обитает в лесной зоне, чаще встречается на прогреваемых солнцем опушках, на вырубках, полянах и в зарослях подлеска.
Слайд 38Глухарь
Почему его так называют?
Во время весеннего токования эта птица плохо
слышит из-за своей призывной песни. Поэтому глухарь становится лёгкой добычей для хищников и браконьеров.
Слайд 39Причины сокращения численности растений и животных
хозяйственная деятельность
сбор букетов
неумеренный сбор
лекарственных растений
вытаптывание
сплошная распашка целинных земель
вырубки старых высокоствольных лесов
дефицит гнездопригодных мест
браконьерский отстрел
Слайд 40Охрана лесов.
Велико значение леса в нашей жизни.
Лес даёт древесину.
В лесах
живут промысловые звери и птицы, растут грибы, ягоды и дикие плодовые деревья.
Почва, покрытая лесами, хорошо сохраняет влагу.
Леса поддерживают полноводность рек,предохраняют
почву от разрушения предупреждают обвалы в горах.
Леса защищают поля от суховеев и пыльных бурь.
Леса украшают землю и очищают воздух.
Поэтому леса надо беречь и охранять от пожаров,от вырубки.
Создавать заповедники для редких видов растений.
Народная мудрость гласит: «Человек не напрасно прожил
жизнь, если он вырастил хотя бы одно дерево.»
Слайд 42Назови растения
сосна
лиственница
кедр
Работа в паре
Слайд 43Какие приспособления к совместной жизни имеют растения леса?
1.Их цветки опыляют только
насекомые
2.Их корни имеют различную длину
3.Их плоды распространяют только птицы
4.Они растут ярусами
Слайд 46Практическая работа №1
Рассмотрите ветки сосны и ели. Сравните хвоинки по размеру,
форме и окраске
Рассмотрите шишки сосны и ели. Сравните их по размеру, форме и окраске.
Рассмотрите семена сосны и ели. По внешнему виду определите способ их распространения.
Слайд 47Практическая работа №2
Рассмотрите ветки лиственных деревьев и кустарников.
Сравните листья по
размеру, форме, окраске, краю листовой пластинки
Рассмотрите цветки и плоды этих растений. Определите способ распространения.
Слайд 49Сравните листья по размеру, форме, окраске, краю листовой пластинки, расположению.
орешник
бересклет
Слайд 50Рассмотрите цветки и плоды этих растений. Определите способ распространения.
орешник
бересклет
Слайд 51 Узнай и назови обитателей леса.
сова
кабан
лисица
соболь
кукушка
лось
заяц
дятел
ёж
медведь
белка
Работа в паре
Слайд 52Самостоятельная работа
Разгадай кроссворд.
1.Животное – национальная гордость России.
2
4
3
5
6
7
9
8
1
10
Слайд 532.Растения нижнего яруса.
ь
л
о
б
о
с
4
3
5
6
7
9
8
10
2
Слайд 543.Растения среднего яруса.
ь
л
о
б
о
с
и
м
х
4
5
6
7
9
8
10
3
Слайд 554.Длинное ухо, комочек пуха.
Прыгает ловко,
грызёт морковку.
ь
л
б
о
с
и
м
х
к
к
у
и
н
с
т
а
5
6
7
9
8
10
о
р
4
Слайд 565.Как называется лес, в котором растут дуб, берёза, клён, липа?
ь
л
о
б
о
с
и
а
р
х
к
ц
я
з
к
у
и
н
с
т
а
6
7
9
8
10
5
м
Слайд 576.Растения верхнего яруса.
ь
л
о
б
о
с
и
м
н
а
р
х
е
к
ц
я
з
к
у
и
н
с
т
й
л
и
с
ы
н
т
в
6
а
Слайд 587.Как называется лес, в котором растут ель, сосна?
ь
л
о
б
о
с
и
м
я
н
а
р
х
е
к
ц
я
з
к
у
и
н
с
т
а
в
ь
е
й
л
и
с
ы
н
т
в
д
е
р
7
Слайд 598.Какую птицу называют лесным доктором?
ь
л
о
б
о
с
и
м
й
я
н
а
р
х
е
к
ц
я
з
к
у
и
Н
с
т
а
в
ь
е
й
л
и
с
ы
н
т
в
о
й
ы
н
д
е
р
х
в
8
Слайд 609.Как называется лес, в котором растут лиственные и хвойные деревья?
ь
л
о
б
о
с
и
м
й
я
н
а
р
х
е
к
ц
я
з
к
у
и
Н
с
т
а
в
ь
е
й
л
и
с
ы
н
т
в
о
й
ы
н
д
е
р
е
л
х
в
я
т
д
9
Слайд 6110.В птичник повадится – жди беды.
Рыжим хвостом заметает следы.
ь
л
о
б
о
с
и
м
й
я
н
а
р
х
е
к
ц
я
з
к
у
и
Н
с
т
а
в
ь
е
й
л
и
с
ы
н
т
в
о
й
ы
н
д
е
р
е
е
л
х
в
ш
м
я
т
ы
н
н
а
й
д
с
10
Слайд 62Молодцы! разгадали кроссворд.
ь
л
о
б
о
С
и
м
й
я
н
а
р
х
е
к
ц
я
з
к
у
и
н
с
т
а
в
ь
е
й
л
и
с
ы
н
т
в
о
й
ы
н
д
е
р
е
с
е
л
х
в
ш
с
м
д
я
т
ы
н
н
а
а
л
и
й
Слайд 63Самостоятельная работа р.т.с.50,51,52№1,3,4,5
Слайд 641. Чрезмерная вырубка лесов для заготовки древесины. 2. Незаконная охота —
браконьерство. 3. Разведение костров в лесу. Уходя, многие забывают погасить костер. Это приводит к пожару.
4. Вырубка лесов по берегам рек, вокруг городов и вдоль дорог.
Загрязнение лесов консервными банками, стеклами, о которые может пораниться человек или животное.
4.Венерин башмачок, женьшень, жук-красотел, дровосек реликтовый, жук-олень, утка-мандаринка, филин, зубр, амурский тигр.
Слайд 66Самостоятельная работа р.т.с. №
План экскурсии:
1. Правила поведения на экскурсии.
2. Погода
для проведения экскурсии.
3. Общий вид леса.
4. Условия жизни в лесу.
5. Растения леса.
6. Взаимосвязь животных и растений.
7. Животные леса.
8. Охрана леса.
9. Сбор природного материала.
10. Подведение итогов.
Слайд 67наблюдение растения по плану:
1. Название растения.
2. Дерево, кустарник или травянистое растение.
3.
Как выглядит стебель? Какой он на ощупь?
4. Какие размеры, форму и окраску имеют листья?
5. Есть ли у растения: цветки? Какие у них размеры? Форма? Окраска? Запах?
6. Есть ли у растений плоды? Как они выглядят?
план наблюдения за животными.
1. Назвать животных.
2. К какой группе относятся животные?
3. Какие размеры, форму и окраску имеет животное? Чем покрыто его тело?
4. Как передвигается животное? Как оно добывает пищу?
5. Издает ли животное звуки? Какие?
Слайд 68«Правила поведения в лесу».
1. Не шуми в лесу.
2. не разоряй
гнезд.
3. Не разбрасывай мусор.
4. Не ломай ветви деревьев.
Слайд 69Самостоятельная работа р.т.с. №
— Послушайте стихотворение В. Шефнера «Лесной пожар».
Забывчивый
охотник на привале
Не заметал, не растоптал костра.
Он в лес ушел, а ветки догорали
И нехотя чадили до утра...
А утром ветер разогнал туманы,
И ожил потухающий костер
И, сыпля искры посреди поляны,
Багровые лохмотья распростер.
Он всю траву с цветами вместе выжег,
Кусты спалил, в зеленый лес пошел.
Как вспугнутая стая белок рыжих,
Он заметался со ствола на ствол.
И лес гудел от огненной метели,
С морозным треском падали стволы,
И, как снежинки, искры с них летели
Над серыми сугробами золы.
— Какой поступок человека стал грозной бедой для леса?
Слайд 70Человек не затушил костер, а он, разгоревшись, превратился в лесной пожар.
Слайд 71Включение в систему знаний и повторение
Послушайте рассказ В. Сухомлинского «Стыдно перед
соловушкой».
Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в лес. Утомленные дорогой, сели отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда уже девочки заканчивали обедать, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасным пением, Оля и Лида сидели, боясь пошевелиться. Соловей перестал петь. Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст. Лида же завернула в газету яичную скорлупу и хлебные крошки и положила кулек в сумку.
— Зачем ты берешь с собой мусор? — сказала Оля. - Брось под куст. Ведь мы в лесу, никто же не увидит!
— Стыдно перед соловушкой, — тихо ответила Лида.
— Чье поведение в лесу вы считаете правильным?
Слайд 72Правильно поступила Лида, собрав весь мусор. Если все будут поступать как
Оля, то лес превратится в свалку
Слайд 731. Сегодня я узнал…
2. Я понял, для чего…
3. Было интересно…
4. Было трудно…
5. Теперь
я могу…
6. После урока мне захотелось…
Дополни фразы:
Ну вот наш урок и подходит к концу!
«4»
++ «3»
+ не расстраивайся, завтра
всё получится.
Оцени себя!
Слайд 75Рефлексия
– отличное
– удовлетворительное
– плохое
Слайд 76Задания для домашней работы.
Учебник прочитать текст на с. 103—109 . р.т.с.
50-52