Слайд 1Подготовила учитель начальных классов
Демочкина С. М.
2019-2020 уч. г.
Слайд 2 Снова пришел долгожданный
миг-
Нам пора в дорогу,
Он зовет нас в загадочный мир,
Таинственный мир природы
Слайд 3 Нас сегодня ждет дорога,
И узнать
нам надо много.
Так возьмемся, ребята скорей за работу,
Чтобы времени зря не терять.
О том, как потрудились дома,
Поспешим скорей рассказать.
Слайд 4
Актуализация знаний
Тест
1. Зона тундры расположена:
а) севернее зоны арктических пустынь
б) южнее
зоны арктических пустынь
в) вдоль берегов северных морей
2. В тундре:
а) ярко выражены все четыре времени года, одинаковые по продолжительности
б) длинная суровая зима и жаркое лето
в) длинная суровая зима и короткое прохладное лето
3. Главное занятие коренного населения тундры:
а) рыболовство
б) оленеводство
в) земледелие
Слайд 54. К тундровым растениям относятся:
а) верблюжья колючка, саксаул, кактус
б) карликовая ива,
мох ягель, черника
в) кедр, осина, пальма
5. В тундре обитают:
а) тюлени, моржи, киты
б) песцы, лемминги, волки
в) верблюды, лошади, коровы
6. Верная схема цепи питания:
а) растения —» лемминги —»полярные совы
б) комары, мошки -» полярные куропатки -» песцы
в) растения —> кречеты —> волки
7.Тундровый заповедник расположен на:
а) полуострове Ямал
б) полуострове Таймыр
в) Кольском полуострове
Слайд 6
Актуализация знаний
Тест
1. б) южнее зоны арктических пустынь
2. в) длинная суровая
зима и короткое прохладное лето
3. б) оленеводство
4. б) карликовая ива, мох ягель, черника
5. В тундре обитают:
б) песцы, лемминги, волки
6. а) растения —» лемминги —»полярные совы
7. б) полуострове Таймыр
Слайд 7Графический диктант
В таблице, если вы согласны с утверждением, ставьте знак «+»
(да), а если нет — знак «—» (нет).
Слайд 8Графический диктант
В таблице, если вы согласны с утверждением, ставьте знак «+»
(да), а если нет — знак «—» (нет).
Слайд 9
Самоопределение к деятельности-
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь — мы свои!
Слайд 10пробное действие:
Как вы думаете, в какую природную зону отправится наша
экспедиция?
Почему поэт говорит: «Здравствуй, лес, дремучий лес...»? Что значит дремучий?
Мы действительно должны найти ответ на вопрос: почему одни леса темные, а другие светлые? Спрогнозируйте, что еще будет характерно для лесной зоны. Вы заметили, что между зоной тундры и зоной лесов есть промежуток, закрашенный более темным цветом. Что это?
— А какую роль она играет?
Слайд 11Цель урока:
Мы должны сегодня узнать…
сформировать представление о лесной зоне; ознакомить с
географическим положением зоны лесов, с частями зоны лесов: тайгой, смешанным и широколиственным лесом, с растительным и животным миром.
Слайд 14работа в группах 1,2,3 гр.
План ответа для первой группы
1. Что называют
тайгой?
2. Природные условия тайги.
3. Что общего у всех растений тайги?
4. Какие растения растут в тайге?
План ответа для второй группы
1. Расположение смешанных и широколиственных лесов.
2. Природные условия в этих лесах.
3. Что объединяет растения этих лесов?
4. Какие растения растут в этих лесах?
План ответа для третьей группы
1. Животный мир тайги.
2. Краткие рассказы о животных и птицах.
3. Цепь питания, характерная для тайги (модель).
Слайд 15Физкультминутка
–По родному краю
Дружно мы шагаем.(Марш на месте)
Справа от нас зеленый луг.(Поворот)
Слева
находится лес.(Поворот)
В таком лесу полно чудес.
Белка с ветки на ветку скок.(Прыжки)
Филин крыльями машет. Ух!
Аж захватывает дух!(Махи руками)
Солнце над березами светит нам.(Повороты головы)
Мы рады ягодам. Грибам.(Наклоны)
Слайд 16Леса России
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Первичное закрепление
Слайд 17Леса
Тайга
Смешанный лес
Широколиственный
лес
Ель
Сосна
Пихта
Лиственница
Береза
Дуб
Сосна
Ель
Липа
Клен
Вяз
Береза
Дуб
Слайд 18Деревья смешанных и широколиственных лесов
Слайд 19Широколиственные леса
Осина
Ольха
Слайд 21Берёза
Одним из почитаемых деревьев Руси была и остается береза. Русское
слово "береза" очень древнее. В индоевропейских языках это слово было прилагательным и означало "светлый и белый".
Слайд 22Шиповник
Шиповник - его недаром называют шиповником: острые и прочные шипы
растения способны причинить серьезные неприятности неосторожному животному иди человеку.
Слайд 23Кислица
Под пологом тенистого влажного (главным образом - елового) леса часто
можно встретить сплошной ковёр, образованный нежными листочками кислицы или, как ее еще называют, заячьей капусты.
Слайд 24Земляника
В мае - июне среди густой зелени травы, словно хлопья
снега, сверкают белизной цветки земляники лесной. Пройдет всего месяц и поплывет над полянами земляничный дух.
Слайд 26Кедр
Кедр - сибирская кедровая сосна. Дерево живет до 400-500 лет
и достигает высоты до 40 м и в диаметре 120-150 см. Кедр отличается от сосны обыкновенной. У обыкновенной сосны хвои сидят по две в пучке, у кедра же по пяти. Кедровые орешки - ценный продукт питания
Слайд 27Сосна
Сосна растет на сыпучих песках и болотах, плодородных почвах и
на почвах с вечной мерзлотой. Дерево достигает в высоту 40 метров, в диаметре 1,5 метра, имеет прямой ствол.
Слайд 28Ф и з м и н у т к а
Поднимает
руки класс – это «раз»,
Повернулась голова – это «два»,
Руки вниз, вперёд смотри – это «три»,
Руки в стороны пошире развернули на «четыре».
С силой их к плечам прижать – это «пять».
Всем ребятам тихо сесть – это «шесть».
(Повторяем 3 раза)
В конец
Слайд 30Животные
Богат животный мир лесной полосы. В лесу круглый год обилие
кормов. Это травы, молодые побеги деревьев и кустарников, плоды и семена растений, грибы, обилие насекомых, мелких зверей. Звери и птицы находят себе в лесу не только корм, но и укрытие.
Слайд 31Волк
Волк – хищное животное, он ест растительную пищу только в
голодное время. Взрослый волк съедает за раз 2-6 кг мяса, а голодный - до 10 кг. Остатки еды обычно припрятывает "на потом". Несмотря на прожорливость, волк способен длительно голодать.
Слайд 32Рысь
Рысь - самая крупная дикая кошка в Европе: длина туловища
- 80-107 см, длина хвоста - 18-25 см, высота в холке - 60-75 см, масса - 10-30 кг.
Слайд 33Бурый медведь
Длина туловища 130-200 (250) см, масса - ,100-350 (700)
кг. Самые крупные медведи живут на Камчатке и Аляске, самые маленькие - на Кавказе.
Слайд 34Заяц-русак
Самый крупный представитель семейства зайцев: длина тела 55-70 см; длина
клиновидного хвоста 8-12 см; масса 4-6 кг. Задние ноги у русака намного длиннее передних, уши длинные.
Слайд 35Тетерев
Тетерев широко распространен в зоне лесов. Обитает на опушках лесов
и полянах с кустарниками, в мелких сосняках на моховых болотах.
Слайд 36Глухарь
Это постоянный обитатель сосновых и кедровых боров, а также больших
массивов смешанных лесов; ведет оседлый образ жизни.
Слайд 37Значение леса
Леса играют огромную роль в жизни человека и животных.
Лес- это:
1. Дом для растений, животных, грибов.
2. Защитник воздуха, водоёмов и почв.
3. Место для отдыха человека.
4. Источник ягод, грибов, лекарственных растений.
5. Источник древесины.
Слайд 38Лесная аптека
В медицине применяют в виде настоя, сиропов при гриппе.
Применяется
как ранозаживляющее и кровоостанавливающее средство, при кашле.
Применяют при возбуждении аппетита.
Применяется при простудных заболеваниях.
Шиповник
Подорожник большой
Одуванчик лекарственный
Липа
Слайд 39ФИТОНЦИДЫ
– это особые полезные вещества, которые выделяют в воздух
Слайд 40Леса России
Как много разных видов животных! А как прекрасен травяной покров,
и какое разнообразие кустарников, сколько насекомых – жуков, бабочек! Тысячи жителей нашли здесь дом. И все они и есть лес!
Слайд 41Животный мир
Летом по лесу гуляет,
Зимой в берлоге отдыхает.
Слайд 42За деревьями, кустами
Промелькнуло быстро пламя.
Промелькнуло, пробежало,
Нет ни дыма, ни пожара.
Слайд 43Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко.
Слайд 44Носит шубу круглый год.
Не барашек и не кот,
Шуба серая - для
лета,
Для зимы – другого цвета.
Слайд 45Меньше тигра, больше кошки,
Над ушами – кисти-рожки.
С виду кроток, но не
верь:
Страшен в гневе этот зверь!
Слайд 46Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким предметам;
Он в шубке серенькой
зимой,
А в рыжей шубке летом
Слайд 47На овчарку он похож.
Что ни зуб – то острый нож!
Он бежит,
оскалив пасть.
На овцу готов напасть.
Слайд 48Кто эта птица?
Никогда не строит для себя гнезда,
Соседкам яйца оставляет
И о
птенцах не вспоминает.
Слайд 49Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же
это?
Слайд 50Всю ночь летает –
Мышей добывает.
А станет светло –
Спать летит в
дупло.
Слайд 53Работа в паре.
Кроссворд
-Разгадайте кроссворд. Если вы узнаете названия растений,
то в выделенных клетках прочтете название еще одного дерева, которое имеет прочную древесину, не поддающуюся гниению.
Хвойное дерево - новогодняя гостья.
2. Лиственное дерево-медонос.
3. Хвойное дерево, которое называют деревом здоровья.
4. Хвойное дерево с мягкой плоской хвоей.
5. Лиственное дерево или кустарник с гибкими ветвями, растет по берегам рек, называют «плакучая».
6. Лиственное дерево, ствол которого имеет белую кору.
7. Листья этого дерева состоят из пяти лопастей, похожих на раскрытую ладошку, из древесины изготовляют музыкальные инструменты.
8. Лиственное дерево-пионер, первым заселяет свободные открытые пространства.
9. Лиственное дерево, имеет плоды красного цвета, которые висят целыми гроздьями, ими питаются дрозды, снегири зимой.
10. Лиственный кустарник, плоды которого «стреляют», растет в скверах, парках.
11. Лиственное дерево, соцветия (сережки) которого распускаются весной раньше, чем листья, а осенью его листья вплоть до опадания остаются зелеными.
(Ключевое слово в выделенных клетках:
Слайд 54Работа в паре.
Кроссворд
- Разгадайте кроссворд. Если вы узнаете названия
растений, то в выделенных клетках прочтете название еще одного дерева, которое имеет прочную древесину, не поддающуюся гниению.
1. Хвойное дерево - новогодняя гостья. (Ель.) 2. Лиственное дерево-медонос. (Липа.) 3. Хвойное дерево, которое называют деревом здоровья. (Сосна.) 4. Хвойное дерево с мягкой плоской хвоей. (Пихта.) 5. Лиственное дерево или кустарник с гибкими ветвями, растет по берегам рек, называют «плакучая». (Ива.) 6. Лиственное дерево, ствол которого имеет белую кору. (Береза.) 7. Листья этого дерева состоят из пяти лопастей, похожих на раскрытую ладошку, из древесины изготовляют музыкальные инструменты. (Клен.) 8. Лиственное дерево-пионер, первым заселяет свободные открытые пространства. (Ясень.) 9. Листвен
ное дерево, имеет плоды красного цвета, которые висят целыми гроздьями, ими питаются дрозды, снегири зимой. (Рябина.) 10. Лиственный кустарник, плоды которого «стреляют», растет в скверах, парках. (Акация.) 11. Лиственное дерево, соцветия (сережки) которого распускаются весной раньше, чем листья, а осенью его листья-вплоть до опадания остаются зелеными. (Ольха.)
(Ключевое слово в выделенных клетках: лиственница.)
Слайд 55Подумай!
Мы были соснами и пихтами,
Теперь лежим, в коробку
впихнуты,
Мы были гордостью тайги,
Ну а теперь мы ей – враги.
Слайд 56Самостоятельная работа р.т.с.46,47 №1,2
Слайд 57Деревья смешанных и широколиственных лесов
Слайд 59Самостоятельная работа р.т.с.48№3
Слайд 60Самостоятельная работа р.т.с.48№3
летяга, соболь, рысь, бурундук, кедровка, бурый медведь, глухарь.
Слайд 611. Сегодня я узнал…
2. Я понял, для чего…
3. Было интересно…
4. Было трудно…
5. Теперь
я могу…
6. После урока мне захотелось…
Дополни фразы:
Ну вот наш урок и подходит к концу!
«4»
++ «3»
+ не расстраивайся, завтра
всё получится.
Оцени себя!
Слайд 63Рефлексия
– отличное
– удовлетворительное
– плохое
Слайд 64Задания для домашней работы.
Учебник стр. р.т.с.
1. Прочитать текст на с. 95—102
учебника.
2. Выполнить задания на с. 46-50 рабочей тетради.