Слайд 1Подготовила учитель начальных классов
Демочкина С. М.
2019-2020 уч. г.
Слайд 2Я спешу сказать вам – «Здравствуйте!»
Чтоб пожелать здоровья доброго.
Я спешу сказать
вам – «Благости!»
Чтоб пожелать вам счастья нового.
Я спешу сказать вам – «Радости!»
Удач, успехов и везения! –
Чтоб пожелать всем в этом классе
Прекраснейшего настроения.
Слайд 4Пров.д.з.
Тест “Природная зона лесов”
Слайд 51. Природная зона лесов состоит из:
пяти частей;
двух частей;
трех частей;
Слайд 62. Самую большую территорию занимают:
смешанные леса;
хвойные леса;
широколиственные леса;
Слайд 73.В тайге растут:
пихты, ели, лиственницы;
дубы, сосны, ели;
березы, липы, лиственницы
Слайд 84. В зоне смешанных лесов обитают:
кабаны, лоси, волки
белые медведи, лисы, зайцы
медведи,
песцы, кабаны
Слайд 95. В Красную книгу занесены следующие животные лесной полосы:
Слайд 10ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ
1 - 3
2 – 2
3 – 1
4 – 1
5 -
2
Слайд 11
Самоопределение к деятельности-
Проведём блиц - турнир «Я знаю лес»
1.Какие три
части можно выделить в лесной зоне?
2.Какой лес мы называем тайгой?
3. Напишите название дерева: «Высокое, стройное, с желтовато-красной или бурой корой. Ветви только на вершине. Хвоинки длинные расположены попарно. Шишки маленькие, округлые.»
Слайд 12
4.Какое особое отличие есть у лиственницы?
5. Какая птица распространяет плоды кедровой сосны?
6. Какое дерево является символом России?
Слайд 13
7. Этот зверь умеет не только прыгать, но и летать.
8. Ель, дуб, сосна, пихта. Что лишнее?
9. Клён, дерёза, дуб, лиственница, осина. Что лишнее?
Слайд 14
10. Расположите растения в порядке этажей леса.
(малина, лишайники, берёза, мхи земляника
11. Составьте цепь питания по иллюстрации
(жук- короед, лес,, бабочка, совы, дятел,, мыши, ёж, лиса, ласка, беркут, белка, дрозд,)
Слайд 15
Самоопределение к деятельности-
Проведём блиц - турнир «Я знаю лес»
1.Какие три
части можно выделить в лесной зоне?
(Тайга, смешанный лес, широколиственный лес)
2.Какой лес мы называем тайгой?
(Хвойный лес)
3. Напишите название дерева: «Высокое, стройное, с желтовато-красной или бурой корой. Ветви только на вершине. Хвоинки длинные расположены попарно. Шишки маленькие, округлые.» (Сосна)
Слайд 16
4.Какое особое отличие есть у лиственницы?
(Сбрасывает иголки на зиму)
5. Какая птица распространяет плоды кедровой сосны?
(Кедровка)
6. Какое дерево является символом России?
( Берёза)
Слайд 17
7. Этот зверь умеет не только прыгать, но и летать.
(Белка-летяга)
8. Ель, дуб, сосна, пихта. Что лишнее?
(Дуб)
9. Клён, дерёза, дуб, лиственница, осина. Что лишнее?
(Лиственница)
Слайд 18
10. Расположите растения в порядке этажей леса.
(Берёза, малина, земляника, мхи и лишайники)
11. Составьте цепь питания по иллюстрации
(Лес, жук- короед, бабочка, дятел, совы, мыши, ёж, лиса, белка, дрозд, ласка, беркут…)
Слайд 19Цепи питания
Кора олень
Желудь мышь
Желудь мышь
Актуализация знаний
Слайд 20пробное действие:
Почему текст на с.107 учебника назван «Зависит от каждого».
Кто должен оберегать лес?
Слайд 21Цель урока:
Мы должны сегодня узнать…
Способствовать формированию у учащихся представления о роли
леса в жизни человека и природы
Слайд 26
Вы наверное устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Вверх ладошки! Хлоп-хлоп...
По коленкам Шлёп-шлёп…
По
плечам теперь похлопай..
По бокам себя пошлёпай…
Мы осанку исправляем,
Спинки дружно прогибаем.
Вправо, влево мы нагнулись,
До носочков дотянулись…
Плечи вверх, назад и вниз,
Улыбайся и садись.
Слайд 27Лес и человек
«Чтобы беречь землю, природу, надо ее полюбить, чтобы
полюбить – ее надо знать».
Н. И. Сладков
Первичное закрепление
Слайд 281. Где и почему растут леса в России?
Большая часть России расположена в зоне лесов, простирающейся от восточных границ страны до западных её границ.
В северной части лесной полосы, где поверхность земли получает меньше тепла, чем южная растут густые, труднопроходимые хвойные леса, которые называются тайгой. В тайге растут холодостойкие породы деревьев: ель, сосна, пихта, лиственница и кедр.
К юго – западу от тайги поверхность земли получает больше тепла и влаги, поэтому там растут вместе с хвойными деревьями смешанные леса: берёза, осина, ольха, ива, черёмуха, дуб. Самое могучее дерево этих лесов – дуб. Дубы требовательны к почве, теплу, влаге, поэтому распространяются на восток только до Уральских гор.
Ещё дальше на юг простираются широколиственные леса и рощи.
В этих лесах растут : клён, ясень, бук, вяз, дуб, липа, боярышник,
калина, шиповник, малина.
Леса занимают больше половины территории России и составляют наше главное природное богатство.
Слайд 292. « Лес – дом, и всем уютно в нём».
В чём
значение леса в жизни человека?
Нет ничего милее Нас ждут в лесу рябинка, Бродить и думать здесь, Орехи и цветы.
Излечит, обогреет, Душистая малина
Накормит русский лес. На кустиках густых.
А будет жажда мучить – Жизнь кажется иною,
То мне лесовичок И сердце не болит,
Средь зарослей колючих Когда над головою,
Покажет родничок. Как вечность, лес шумит.
Значение леса:
аптека
источник чистой воды и пищи
источник древесины
источник топлива
дом для растений, животных, грибов
защитник воздуха, водоёмов, почв
место отдыха
Слайд 34ФИТОНЦИДЫ
– это особые полезные вещества, которые выделяют в воздух
Слайд 363. Экологические проблемы леса.
Откуда возникают экологические проблемы леса?
Мы приехали на речку
Воскресенье
провести,
А свободного местечка
Возле речки не найти.
Тут сидят и там сидят:
Загорают и едят,
Отдыхают, как хотят,
Сотни взрослых и ребят.
Мы по бережку прошли
И поляночку нашли.
Но на солнечной полянке
Тут и там – пустые банки.
И, как будто нам назло,
Даже битое стекло!
Слайд 37Проблемы леса:
Широколиственные леса люди стараются сохранять – их очень мало.
Ещё в ХVІІІ в. по указу Петра І в России была запрещена рубка дубовых рощ.
В лесной зоне развиты промысел пушного зверя и рыболовство на реках и озёрах.
Однако бесконтрольная охота на пушных зверей привела к сокращению их численности.
Поэтому сейчас охота на многих зверей ограничена или запрещена совсем.
Главная беда лесной зоны – лесные пожары. Пожар в лесу очень трудно потушить, особенно в ветреную погоду. После пожара лес начинает медленно вымирать.
Детская забава с поджиганием сухой травы очень часто оборачивается трагедией для леса.
Внимание! Лесу вредят:
Загрязнение леса людьми отходами от пищевых продуктов
Вырубка леса
Незаконная охота
Пожары
Слайд 38Выводы:
Леса в России растут в благоприятных для них условиях, которые зависят
от тепла, количества влаги, климатических условий, свойств почвы и т.д.
Лес важен для человека как источник здоровья, чистого воздуха, место обитания животных.
3. Уничтожение человеком леса в хозяйственных нуждах и по неосторожности может привести к экологической катастрофе на Земле.
Берегите лес!
Слайд 39Лесная аптека
В медицине применяют в виде настоя, сиропов при гриппе.
Применяется
как ранозаживляющее и кровоостанавливающее средство, при кашле.
Применяют при возбуждении аппетита.
Применяется при простудных заболеваниях.
Шиповник
Подорожник большой
Одуванчик лекарственный
Липа
Работа в паре.
Слайд 40Виды лесов
Дубы – дубрава.
Ель – ельник.
Березы – березняк.
Самостоятельная работа
Слайд 41Виды лесов
Осины – осинник.
Липы – липовый.
Сосны – сосновый бор.
Слайд 42Подумай!
Мы были соснами и пихтами,
Теперь лежим, в коробку
впихнуты,
Мы были гордостью тайги,
Ну а теперь мы ей – враги.
Слайд 43Включение в систему знаний и повторение «Лесной пожар»)
Забывчивый охотник на привале
Не
разметал, не растоптал костра.
Он в лес ушёл, а ветки догорали
И нехотя чадили до утра…
А утром ветер разогнал туманы,
И ожил потухающий костёр,
И, сыпля искры по среди поляны,
Багровые лохмотья распростёр.
Он всю траву с цветами вместе выжег,
Кусты спалил, в зелёный лес пошёл.
Как вспуганная стая белок рыжих,
Он заметался со ствола на ствол.
И лес гудел от огненной метели,
С морозным треском падали стволы,
И, как снежинки, искры с них летели
Над серыми сугробами золы.
- Ребята, как вы думаете, а могло бы этого пожара не произойти?
Слайд 441. Сегодня я узнал…
2. Я понял, для чего…
3. Было интересно…
4. Было трудно…
5. Теперь
я могу…
6. После урока мне захотелось…
Дополни фразы:
Ну вот наш урок и подходит к концу!
«4»
++ «3»
+ не расстраивайся, завтра
всё получится.
Оцени себя!
Слайд 46Рефлексия
– отличное
– удовлетворительное
– плохое
Слайд 47
С .103-107, вопр.3,4 с.108
С.103-107, вопр.3,4 с108, зад.6 р/т.с.52 составить памятку для
таких горе-охотников и туристов «Как разводить костёр в лесу»