Слайд 1Подготовила учитель начальных классов
Демочкина С. М.
2019-2020 уч. г.
Слайд 2
Где-то на белом свете
Там, где всегда мороз,
Трутся спиной медведи
О земную ось.
Мимо
плывут столетья,
Спят подо льдом моря.
Трутся об ось медведи –
Вертится Земля.
Слайд 3Актуализация знаний
1. Тест с.23-24№61-66
Слайд 4Актуализация знаний
Тест с.23-24№61-66
Ответы :г,
в,
б,
в,
г,
в
Слайд 5
Актуализация знаний
1. Тест
1. Природные зоны России расположены так:
а) тундра, арктическая
зона, зона лесов
б) арктическая зона, зона лесов, тундра
в) арктическая зона, тундра, зона лесов
2. Какие существуют промежуточные природные зоны? Зачеркните лишнее.
а) лесотундра
б) лесопустыня
в) лесостепь
3. Как сменяются природные зоны?
а) с запада на восток
б) с востока на запад
в) с севера на юг
Слайд 6
4. В чем причина смены природных зон?
а) Земля вращается вокруг своей
оси
б) неравномерное нагревание Солнцем разных участков Земли
в) Земля вращается вокруг Солнца
Слайд 7
Актуализация знаний
1. Тест
1. в) арктическая зона, тундра, зона лесов
2. б)
лесопустыня
3. в) с севера на юг
Слайд 8
4. В чем причина смены природных зон?
а) Земля вращается вокруг своей
оси
б) неравномерное нагревание Солнцем разных участков Земли
в) Земля вращается вокруг Солнца
Слайд 9
Самоопределение к деятельности-
Послушайте описание чертогов* одной сказочной героини. В какой природной
зоне жила героиня этого произведения?
“Стенами чертогов были вьюги, окнами и дверями буйные ветры. Сто с лишним зал тянулись здесь одна за другой так, как наметала их вьюга. Все они освещались северным сиянием, и самая большая простиралась на много-много миль. Как холодно, как пустынно было в этих белых, ярко сверкающих чертогах!
Холодно, пустынно, грандиозно! Северное сияние вспыхивало и горело так правильно, что можно было точно рассчитать, в какую минуту свет усилится, в какую померкнет. Посреди самой большой пустынной снежной залы находилось замерзшее озеро”.
Чертог – (устаревшее слово) великолепное здание, дворец, помещение, палата во дворце, замке.
(Снежная королева из сказки Г.Х.Андерсена “Снежная королева” жила в ледяной зоне.)
Слайд 10пробное действие:
В какой природной зоне жила героиня этого произведения?
Мы
отправляемся с вами туда, где царство холода, снега и льда!
Слайд 12Цель урока:
Мы должны сегодня узнать…
сформировать понятие «Арктика»; учить находить и показывать
ее на карте полушарий; ознакомить учащихся с особенностями природы (условиями неживой природы, живыми существами, взаимосвязями в природе), значением природы данной зоны для человека, ее использованием.
Слайд 13Тема урока
Зона арктических пустынь
Слайд 15работа в группах 1,2,3,4 гр.
1.Познакомиться с планом изучения природной зоны на
с. 71 учебника.
1гр. географы будут работать с картой и найдут месторасположение зоны;
2гр. синоптики будут изучать климат;
3гр. зоологи расскажут нам о животных Крайнего Севера;
4гр. ботаники будут искать информацию о растительном мире.
Слайд 16
Вы наверное устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Вверх ладошки! Хлоп-хлоп...
По коленкам Шлёп-шлёп…
По
плечам теперь похлопай..
По бокам себя пошлёпай…
Мы осанку исправляем,
Спинки дружно прогибаем.
Вправо, влево мы нагнулись,
До носочков дотянулись…
Плечи вверх, назад и вниз,
Улыбайся и садись.
Слайд 17
1.Природная зона арктических
пустынь расположена…
на островах Северного Ледовитого
океана.
Слайд 18Зона Арктических пустынь
Климат крайнего Севера
Лето короткое, холодное. Зима длинная, полгода –
полярный день, полгода – полярная ночь.
Слайд 19
Солнце в Арктике никогда не поднимается высоко над горизонтом. Его лучи
скользят по поверхности земли, давая ей очень мало тепла. Вот почему здесь царство льда и снега. Долгая морозная зима 10—11 месяцев, короткое прохладное лето. Поверхность океана скована льдом толщиной 3—5 м и более. Над океаном бушуют метели, свирепствуют морозы. Холодный воздух этой зоны способен распространяться далеко на юг. Ледяное дыхание Арктики чувствуется на всей территории России. Эту зону часто называют «холодильником» нашей страны. Зимой там холодно, как в морозильной камере.
Слайд 20МОХ
КАМНЕЛОМКА
ПОЛЯРНЫЙ МАК
ЛИШАЙНИК
РАСТИТЕЛЬНОСТЬ
Слайд 21К суровым условиям арктических пустынь приспособились немногие виды живых организмов. На
камнях островов встречаются лишайники, похожие на накипь. Кое-где растут мхи и полярные маки. В море множество водорослей. Они обогащают воду кислородом и очищают от бактерий. Мелки водоросли, плавающие у поверхности воды.
Слайд 24БЕЛЫЙ МЕДВЕДЬ
ТЮЛЕНИ
Животный мир
кит
морж
Слайд 26Из животных в этих краях больше всего птиц. Летом на скалистых
берегах собираются чайки, кайры, гагарки. Они имеют приспособления для жизни на голых скалах возле моря — перепонки между пальцами, длинные когти, широкий клюв.
Шумные скопления морских птиц на крутых скалистых берегах называют «птичьи базары». Жизнь в таком скоплении, на недоступных скалах имеет свои преимущества: птицы хорошо защищены от многих хищников. Здесь птицы выводят птенцов. Интересно, что кайры не вьют гнезда, а откладывают свои яйца грушевидной формы на голые уступы скал. Они, как груша, вращаются вокруг себя и поэтому не скатываются со скал.
Слайд 27Птицы
КАЙРА
ТУПИКИ
ПОЛЯРНАЯ ЧАЙКА
ГАГАРКА
Слайд 28Но на птичьем базаре у кайр, тупиков есть враги. Около базара
гнездятся крупные чайки — длиннохвостые поморники. Эти птицы приучились пользоваться чужим трудом. Поморник у любой птицы отнимет рыбу: он преследует свою жертву, пока птица не бросит добычу, и подхватывает ее на лету! За это прозвали поморника разбойником.
Слайд 29Кроме птиц, в Арктике прекрасно себя чувствует белый медведь. Помогает ему
маскироваться и незаметно подкрадываться к жертве белая шерсть. Густая длинная шерсть смазана жирным веществом, которое выделяют кожные железы, в воде не намокает, а в мороз не замерзает. Белый медведь — отличный пловец. Он имеет обтекаемую форму тела: длинную шею, мощные покатые плечи, на ногах плавательные перепонки. Способность хорошо плавать и нырять помогает ему при охоте на тюленей и рыбной ловле. Толстый слой жира, равномерно расположенный под кожей, защищает от холодов. В самые лютые морозы белые медведи греются в воде, температура которой +2 °С.
— Так что же заставляет белого медведя погружаться в воду?
Слайд 30Занятие населения
Охота, рыболовство, научные исследования, перевозка грузов на кораблях. На островах
и во льдах Северного Ледовитого океана созданы научные станции.
Слайд 31Человек не является коренным жителем Арктики, но она всегда привлекала людей
своей загадочностью. На островах и во льдах Северного Ледовитого океана работают научные станции. Проложен Северный морской путь, по нему идут караваны судов. Люди занимаются рыболовством, охотой. Но не всегда это делают разумно. В настоящее время природе Арктики нанесен огромный ущерб. Стали редкими такие животные, как белый медведь, морж, — они внесены в Красную книгу России. Стали редкими некоторые виды промысловых рыб. Воды северных морей загрязняются мусором, вредными веществами с проходящих судов. Это плохо сказывается на жизни обитателей этой зоны, ведь они и так живут в суровых условиях. Люди задумались над своим поведением, взяли под охрану редких животных, ограничили рыбную ловлю, создали заповедники.
Слайд 32Заповедник «Остров Врангеля». Этот заповедник расположен на острове Врангеля, он был
создан в 1976 г. На остров прилетает большое количество птиц на гнездовья. Через весь остров с запада на восток идут параллельно три цепи гор, разделенные долинами. Весной на южном побережье можно встретить редкую птицу — розовую чайку. Прирожденные кочевники полярных льдов выводят здесь свое потомство. На острове обитает самое крупное из копытных животных Арктики — овцебык, завезенный в заповедник из Америки. Остров Врангеля — единственное место, где гнездятся белые гуси
Слайд 33Заповедник
«Остров Врангеля»
Остров Врангеля стал заповедником в1976 году. Сюда приходят
медведицы из разных уголков Арктики, чтобы вывести потомство. Одно из удивительных животных заповедника – овцебык.
Слайд 35Арктика — это район Земли, примыкающий к...
Это огромное пространство... океана,
с... и ...
На карте Арктика обозначена ... цветом. Острова, которые относятся к этой зоне:...,….,…,….и…. ,.
Арктика расположена... от нашего края.
Работа в паре
Слайд 36Первичное закрепление
Арктика — это район Земли, примыкающий к... (Северному полюсу). Это
огромное пространство... (Северного Ледовитого) океана, с... (морями) и ... (островами). На карте Арктика обозначена ... цветом. Острова, которые относятся к этой зоне:... (Земля Франца Иосифа, Северная Земля, Новосибирские острова и остров Врангеля). Арктика расположена... ( к северу) от нашего края.
Слайд 37Солнце направляет на эту зону ... лучи.
Оно ... , но
не ... .
Зимой в Арктике .... .
Темноту освещают луна, звезды и ....
Дуют ..., бушует ... .
Температура опускается до ... градусов.
Летом в Арктике ..., но ... тоже нет.
Это зависит от географического ... арктической зоны.
Температура лишь на ... выше ... .
Слайд 38Солнце направляет на эту зону ... (косые) лучи. Оно ... (светит),
но не ... (греет). Зимой в Арктике ... (полярная ночь). Темноту освещают луна, звезды и ... (северное сияние). Дуют ... (ветры), бушует ... (пурга). Температура опускается до ... (—60) градусов. Летом в Арктике ... (полярный день), но ... (тепла) тоже нет. Это зависит от географического ... (положения) арктической зоны. Температура лишь на ... (несколько градусов) выше ... (нуля).
Слайд 39На островах прямо на голых... встречаются..., они очень ... .
Также
приспособились к жизни на камнях ... и .... В толще воды, не покрытой ..., большое количество ....
Слайд 40На островах прямо на голых... (камнях) встречаются... (лишайники), они очень ...
(малы). Также приспособились к жизни на камнях ... (мхи) и ... (полярные маки). В толще воды, не покрытой ... (льдом), большое количество ... (планктонных растений — водорослей).
Слайд 41Животных арктической зоны кормит... .
Морскими водорослями питаются ..., а ими —
.... Основная пища животных — это ... .
На скалистых берегах собираются ..., ... И…..), здесь они выводят ... .
Птиц с необычными клювами называют ....
Все звери — прекрасные ....
От холода их защищает....
Это ... и .... На тюленей охотятся .... У них длинная густая шерсть ... цвета и ... лапы, чтобы удобнее было ...
Слайд 42Животных арктической зоны кормит... (море). Морскими водорослями питаются ... (рачки), а
ими — ... (рыбы). Основная пища животных — это ... (рыба). На скалистых берегах собираются ... (чайки), ... (кайры) и ...(гагарки), здесь они выводят ...(потомство). Птиц с необычными клювами называют ... (тупики). Все звери — прекрасные ... (пловцы). От холода их защищает... (слой жира). Это ... (моржи) и ... (тюлени). На тюленей охотятся ... (белые медведи). У них длинная густая шерсть ... (белого) цвета и ... (широкие) лапы, чтобы удобнее было ... (передвигаться по льду и снегу).
Слайд 43Самостоятельная работа р.т.с.40 №3
Слайд 44Самостоятельная работа р.т.с.40 №3
Водоросли —> рачки —> рыбы —> птицы.
Водоросли -» рачки —» рыбы —»тюлени.
Слайд 47Самостоятельная работа р.т.с.40№4
Слайд 48Самостоятельная работа р.т.с.40№4
(1. С различных судов в воду попадают вредные
вещества, мусор. 2. Хищнический отлов рыбы, человек не заботится об охране рыбных богатств. 3. Неумеренная охота привела к тому, что белые медведи и моржи стали редкими видами, занесенными в Красную книгу.
Слайд 49
тест
1.Природная зона арктических
пустынь расположена…
1) на островах Тихого океана;
2)
на островах Индийского океана;
3) на островах Северного Ледовитого океана.
Слайд 502. Территория зоны…
1) густо заселена людьми;
2) не имеет коренного населения.
Слайд 513. В Арктике для растений и
животных сложились…
1) суровые
условия;
2) комфортные условия.
Слайд 524. В ледяной зоне растут…
1) кедры, берёзы, черёмуха;
2) лишайники, мхи;
3) бузина,
Слайд 535. В Арктике обитают животные…
1) бобры, нутрии, хомяки;
2) волки, бурые медведи,
рыси;
3) моржи, тюлени, белые медведи.
Слайд 546. Арктический заповедник
расположен…
1) на земле Франца Иосифа;
2) на
Северной земле;
3) на острове Врангеля.
Слайд 557. Большое скопление птиц на
скалах называют…
1) «птичьи
рынки»;
2) «птичьи базары».
Слайд 568. Найдите верную цепь питания…
водоросли рачки
рыбы гагарки
белый медведь;
2)водоросли рачки сайки тюлени.
Слайд 57Включение в систему знаний и повторение р.т. с.№
Разгадайте кроссворд и
восстановите предложение «... — царство льда и снега».
Эти птицы, собираясь на скалистых берегах, образуют птичьи базары. Их можно увидеть около реки и в нашей местности.
2. Близкий родственник тюленя.
3. Птицы, откладывающие яйца на голых камнях.
4. Это животное бывает добычей белого медведя.
5. Растения полярной зоны.
6. Самый крупный обитатель морей и океанов.
7. Пища рыб северных морей.
Слайд 58Включение в систему знаний и повторение р.т. с.№
Разгадайте кроссворд и
восстановите предложение «... — царство льда и снега».
1. Эти птицы, собираясь на скалистых берегах, образуют птичьи базары. Их можно увидеть около реки и в нашей местности. (Чайка.) 2. Близкий родственник тюленя. (Морж.) 3. Птицы, откладывающие яйца на голых камнях. (Кайры.) 4. Это животное бывает добычей белого медведя. (Тюлень.) 5. Растения полярной зоны. (Лишайники.) 6. Самый крупный обитатель морей и океанов. (Кит.) 7. Пища рыб северных морей. (Рачки.)
(Ключевое слово в выделенных клетках: Арктика.)
Слайд 59ч
а
й
к
а
м
о
р
ж
к
а
й
р
ы
т
ю
л
е
н
ь
л
и
ш
а
Слайд 601. Сегодня я узнал…
2. Я понял, для чего…
3. Было интересно…
4. Было трудно…
5. Теперь
я могу…
6. После урока мне захотелось…
Дополни фразы:
Ну вот наш урок и подходит к концу!
«4»
++ «3»
+ не расстраивайся, завтра
всё получится.
Оцени себя!
Слайд 62Рефлексия
– отличное
– удовлетворительное
– плохое
Слайд 63Задания для домашней работы.
Учебник стр. р.т.с.
1. Прочитать текст на с. 76—83
учебника.
2. Выполнить задания на с. 39—42 рабочей тетради.
3. Подобрать материал о труде людей в Арктике. Подумать, какими качествами должен обладать человек, чтобы работать здесь.