Слайд 1Урок окружающего мира в 4 классе
(УМК «Школа России»)
Подготовила учитель начальных
классов МАОУ СОШ № 16, с.Ниеольское
Мингазиева Радмила Юрьевна, первая категория
Михаил Васильевич Ломоносов
Слайд 2Самоопределение к деятельности
ДНСКЙ НВСКЙ ПТР
ЛМНСВ
По какому принципу зашифрованы слова?
Назовите эти слова полностью.
(Донской, Невский, Пётр, Ломоносов.)
- Какое из этих слов лишнее? Почему?
- Какая тема урока?
- Что вы уже о нём знаете?
- Что хотите узнать?
Слайд 3Михаил
Васильевич
Ломоносов
(1711-1765)
Слайд 4 Пётр I дал сильный толчок развитию русского народа. Потребность в образовании
стала ощущаться всё сильнее и сильнее. Образованные люди стали выходить не только из высших слоёв общества, но и из низших. Самым лучшим доказательством этого служит появление Ломоносова, который будучи крестьянином, стал величайшим русским учёным и поэтом.
Слайд 5Русский Север. В 1711 году неподалёку от города Холмогоры в с.
Денисовка родился один из самых величайших людей России – М.В.Ломоносов. В семье крестьянина-помора, занимавшегося морским промыслом на собственных судах.
Слайд 6Музей М.Ломоносова
в с. Ломоносово, Холмогоры
Слайд 7Ломоносов – великий сын Севера
Жители деревни славились
своими талантами
художественной резьбы
по кости и дереву.
Положение окрестности
деревни обширно и
величественно.
Слайд 8"Быт поморской семьи 18 в."
художник Румянцев А. Я.
Слайд 9Отец Ломоносова Василий Дорофеевич был купец, владелец рыбной артели. Он был
образованным человеком
Отец Ломоносова брал своего сына с собой
на рыбные промыслы в Белое и Баренцево моря
с 10 лет.
Нередкие опасности плавания закаляли физические силы юноши и обогащали его ум разнообразными наблюдениями.
Слайд 10Судно Ломоносова односельчане прозвали «Чайка» за отличные мореходные качества.
Михаил очень
любил эти поездки.
Слайд 11Всё интересовало Михаила в то время:
Отчего стрелка компаса всегда повёрнута
на север?
Почему день сменяется ночью?
Почему по небу разливается северное сияние?
Слайд 12В 11-12 лет Михаил начал постигать грамоту. А через 2 года
односельчане считали его лучшим чтецом. Он прочитал все книги, которые были в его деревне.
Слайд 13 У соседа нашлись славянская грамматика М.Смотрицкого и арифметика Л.Магницкого, напечатанная для
школ по велению Петра I. Ломоносов выпросил их себе в подарок и с таким усердием читал, что выучил наизусть.
Слайд 14 Ломоносов решил покинуть дом и пробраться в Москву, чтобы там поступить
в школу.
Он тайком от отца выхлопотал себе паспорт, выпросил у знакомого крестьянина китайский полукафтан и немного денег. И в одну морозную ночь в декабре 1730 года он бежал, взяв с собой книги. Путь до Москвы Ломоносов прошёл с рыбным обозом своих земляков. В ту пору было ему 19 лет.
Слайд 15Путь Михайло Ломоносова из Холмогор в Москву.
«Мой покоя дух не знает».
М.В.Ломоносов.
Слайд 16 Неприветливо встретила Москва молодого крестьянина, жаждавшего знаний. У Ломоносова не было
здесь ни родных, ни знакомых, а в кармане – ни копейки. Первую ночь он провёл в санях под открытым небом.
Слайд 17На другой день он встретил земляка, который взял его к себе
и обещал определить в школу при монастыре.
Слайд 18Выдав себя за сына дворянина, В Москве он поступает в Славяно-греко-римскую
академию. Несмотря на его взрослые лета, Михаила определили в самый низший класс, т.к. он не знал латинского языка.
Здесь он изучает международный язык науки того времени- латинский. В 1735 году его как лучшего ученика отправляют на учёбу в Петербург, затем в Германию. По возвращению на родину он стал работать в Академии наук в Петербурге.
Удивился ректор Академии в Москве: «…ради науки с Белого моря прибежал!»
Через полгода он был переведён в следующий класс.
Слайд 19 Нелегко пришлось Ломоносову на первых порах. По возрасту он был гораздо
старше других учеников, которые потешались над ним и высмеивали его.
Слайд 20Годы учебы в академии
« Малые ребята кричат и перстами указывают: смотри-де,
какой болван лет в двадцать пришел латыни учиться».
Изучал латинский язык, русский, математику, риторику, политику, философию. Самостоятельно выучил греческий язык.
Слайд 21 Он терпел большую нужду: школа выдавала только 90 копеек в месяц,
чего едва хватало на хлеб и квас. Но талантливый и трудолюбивый юноша упорно постигал науки.
Слайд 22Здание Московской
Славяно-греко-латинской академии
Весь курс академии,
рассчитанный на 12 лет,
Ломоносов закончил
за 5 лет.
Слайд 23Кабинет учёного в Академии.
Здесь Ломоносов постиг многие тайны природы.
Он открыл
атмосферу на Венере.
Организовал первую в России химическую лабораторию.
Построил фабрику цветного стекла
Слайд 24 Но вот уже и московская школа не удовлетворяет его. Он просится
в Киев, где, по слухам, учили лучше и больше. С котомкой за плечами и палкой в руках прибыл учёный крестьянин в древнюю столицу России. Здесь он действительно нашёл много книг и с жадностью прочитал их все.
Киево-Могиля́нская акаде́мия
Слайд 25 В 1735 году Ломоносова в числе 12лучших учеников отправили на учёбу
в Петербург, где по плану Петра Великого была учреждена Академия наук. При Академии находилась гимназия,
где учили молодых людей.
Слайд 26 В Петербурге он проучился год, а потом, как лучший ученик, был
отправлен за границу.
Слайд 27
Михайло Ломоносова отправляют в Германию учиться горному делу.
Его зачисляют в
Марбургский
университет.
В общей сложности за рубежом
Ломоносов прослушал курсы
По 16-ти научным дисциплинам.
Студент немецкого
Университета 18 в.
Год 1736-й.
Студент немецкого
Университета 18 в.
Слайд 28
За границей Ломоносов женился в 1740, в Марбурге, на Елизавете-Христине Цильх.
Слайд 29 Ломоносов прожил за границей около пяти лет и всё это время
неустанно работал. Профессора удивлялись его трудолюбию, его успехам и дарованиям.
Слайд 30В июне 1741 Ломоносов вернулся в Россию и был назначен в
академию адъюнктом (должность помощника ,заместителя ).
А в августе 1745 стал первым русским, избранным на должность профессора (академика) химии.
Профессорский диплом М.В.Ломоносова
Слайд 31Ломоносов
в химической лаборатории.
Слайд 32Талант М.Ломоносова раскрылся в разных областях.
Он прославился как физик, химик,
геолог, астроном, географ, историк, поэт, художник.
Слайд 33Императрица Елизавета Петровна пожаловала ему в награду деревню.
Слайд 34Михаил Ломоносов –
первый русский академик
Слайд 35Великий учёный много сделал для развития образования в России. По его
предложению в 1755 году был открыт Московский университет, который по праву носит его имя.
Слайд 36 Ломоносов стал самым образованным человеком в
России
Знал несколько языков.
Сочинил множество стихов.
Преподавал в Академии наук русский язык, историю, физику, химию и другие предметы.
Написал первую русскую грамматику, учебник русской истории.
Первым объяснил русским людям, откуда берётся тепло и дожди, что такое планеты и кометы, от чего происходит северное сияние и мн. др.
Слайд 37Заслуги Ломоносова
Занимался историей древних славян, историй изготовления фарфора;
А сколько он сделал
для совершенствования русского языка!
Сочинял стихи;
Возродил производство цветного стекла и сделал мозаичные картины ("Портрет Петра I", "Полтавская битва");
Открыл первый российский университет в Москве.
Любимая наука Ломоносова – химия. Он создал химическую лабораторию в Петербурге и открыл новый закон;
Занимаясь физикой, он раскрыл загадку грозы и северного сияния;
Он любил наблюдать за звездами, усовершенствовал телескоп;
Наблюдая за Венерой, установил, что у этой планеты есть атмосфера;
Он первый в мире географ-полярник;
Слайд 38Мозаика «Полтавская битва»
Мозаика «Пётр 1»
Слайд 39А.С.Пушкин писал о Ломоносове:
« Он создал первый русский университет…
Он,
лучше сказать, сам был первым нашим университетом.»
Слайд 40В наши дни российским и иностранным учёным за выдающиеся работы в
области естественных наук присуждается Золотая медаль М. В. Ломоносова - высшая награда Академии наук..
Слайд 41 Великий сын России
Физика
Литература
История
География
Геология
Биология
Языкознание
Метеорология
Астрономия
Риторика
Слайд 42Благодаря природному дару и упорству Ломоносов из северных крестьян выбился в
"большие" люди, получил чины и признание, стал крупным ученым. Но, очевидно, положил на это слишком много сил.
"Статский советник и профессор Ломоносов умирал трудно и одиноко,- пишет современный биограф.- Отяжелевший, но все еще порывистый и беспокойный, он лежал в притихшем большом доме. В саду наливались соком посаженные им деревья. Весенний ветер стучал в окна. В мозаичной мастерской стояли недоконченные картины.
Ломоносов знал, что он умирает. "Я не тужу о смерти: пожил, потерпел и знаю, что обо мне дети отечества пожалеют",- записал он. Но его тревожила судьба его дела. Порой ему казалось, что вся напряженная борьба, которую он вел, пошла насмарку. Он сполна узнал цену милостям императрицы (Екатерины II) - и видел, что национальные начала русской науки , которые он развивал, снова поставлены под угрозу. Он не скрывает своих мрачных раздумий. "Друг, я вижу, что я должен умереть, и спокойно и равнодушно смотрю на смерть. Жалею токмо о том, что не мог я свершить всего того, что предпринял я для пользы Отечества, для приращения наук и для славы Академии и теперь при конце жизни моей должен видеть, что все мои полезные намерения исчезнут вместе со мной..."
Прислушивавшиеся к каждому слову царицы придворные, преисполненные сознанием своей значительности, невежественные вельможи, юлящие вокруг них иноземцы, погрязшие в канцелярщине чиновники откровенно радовались, что уходит, наконец, надоедливый человек, мечущийся и хлопочущий о чем-то на смертном своем одре.
И вот 4 апреля (по старому стилю) 1765 года, около пяти часов дня, перестало биться горячее сердце Михаила Васильевича Ломоносова".
Слайд 43Могила М.В.Ломоносова в Александро – Невской лавре
Слайд 44Памятник М.В.Ломоносову на родине
Слайд 45Подведём итоги:
Какие качества характера позволили Ломоносову пройти с честью все испытания?
Какова
была цель урока?
Какие знания мы открыли?
На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?
Слайд 46Рефлексия
Что для вас было самым интересным на уроке?
О чем захотелось еще
узнать?
Что было трудным?
Какую оценку вы бы поставили себе за этот урок?
Слайд 47Домашнее задание.
с.101 – 103.
С.104 № 1-3
Слайд 48Фон. http://7oom.ru/powerpoint/fon-dlya-prezentacii-po-literature-5.jpg?ver=3.0
Холмогоры - https://img.tourister.ru/files/8/5/9/3/4/4/6/original.jpg
Музей М.Ломоносова - http://im3.turbina.ru/photos.4/6/8/5/9/1/2019586/big.photo/Selo-Lomonosovo-Rodina.jpg
Отец Ломоносова - https://userscontent2.emaze.com/images/be2b30be-c52c-4dc8-bf7f-59da588bf23d/f1b64998-2f1b-456a-a622-ebc8e3eae74b.jpg
Детство
Ломоносова - http://rusplt.ru/netcat_files/userfiles3/Lomonosov_SR_600-1_(1).jpg
Академия наук в Петербурге - https://amper.me/tr/photos/1368101999_SAM_0182.JPG
Кабинет учёного - http://www.nasledie-rus.ru/img/1000000/1000903.jpg
Ломоносов в кабинете - http://ownlab.ru/wp-content/uploads/2013/07/lomonosov-ucheniy-418x500.jpg
МГУ - http://www.gazprom.ru/f/posts/25/236762/lomonosov.jpg
Золотая медаль М.В. Ломоносова - https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/41/Lomonosov_Gold_Medal.jpg
Электронные ресурсы