Слайд 2Гигиена детей и подростков - раздел профилактической медицины, изучающий проблемы охраны
и укрепления здоровья детей и подростков, разрабатывающий гигиенические нормативы и лечебно-профилактические мероприятия для обеспечения оптимального роста и благоприятного развития детского организма.
Основными задачами данной дисциплины являются исследования соответствия функциональных и физических возможностей ребенка и подростка конкретным условиям окружающей среды, а также выявление характера и интенсивности воздействия различных факторов на организм.
Слайд 3Теоретические принципы нормирования сводятся к следующему:
• Обязательной предпосылкой допустимости (нормы) воздействия
любого фактора окружающей среды служит функциональная готовность (зрелость) растущего организма к этому воздействию - специфичность норм.
• Нормы в гигиене детей и подростков непостоянны, они меняются на различных возрастных этапах, причем смена норм должна происходить неодновременно для различных факторов - непостоянство (сменяемость) норм.
• Задача гигиенического нормирования заключается в том, чтобы не только сохранить и укрепить здоровье, но и обеспечить необходимые предпосылки благоприятного развития детей и подростков - развивающая, тренирующая направленность норм.
• С учетом пола и состояния здоровья растущего организма один и тот же фактор может быть регламентирован на разных уровнях - дифференциация гигиенических норм.
Слайд 4Основу гигиенической оценки состояния здоровья детей и подростков составляют принципы:
· отсутствие
или наличие хронических заболеваний;
· уровень достигнутого физического и психического развития и степень его гармоничности;
· степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям;
· особенности функционирования основных физиологических систем организма.
Слайд 5Санитарно-эпидемиологические правила направлены на предотвращение неблагоприятного воздействия на организм обучающихся вредных
факторов и условий, сопровождающих их учебную деятельность, и определяют санитарно-гигиенические требования к:
- размещению, участку и зданию общеобразовательного учреждения;
- оборудованию помещений общеобразовательного учреждения;
- воздушно-тепловому режиму общеобразовательного учреждения:
- естественному и искусственному освещению;
- водоснабжению и канализации;
- помещениям и оборудованию общеобр. учреждений, размещенных в приспособленных зданиях;
- режиму образовательного процесса;
- организации медицинского обслуживания обучающихся;
- санитарному состоянию и содержанию общеобразовательного учреждения;
- организации питания обучающихся.
Слайд 6Размеры мебели и ее маркировка по ГОСТам «Столы ученические» и «Стулья
ученические»
Слайд 7При оборудовании учебных помещений соблюдаются следующие размеры проходов и расстояния между
предметами оборудования в см:
- между рядами двухместных столов - не менее 60;
- между рядом столов и наружной продольной стеной - не менее 50 - 70;
- от первой парты до учебной доски - 2,4 - 2,7 м;
- наибольшая удаленность последнего места обучающегося от учебной доски - 860;
- высота нижнего края учебной доски над полом - 80 - 90;
Учебные помещения должны иметь естественное освещение.
Для отделки учебных помещений используются отделочные материалы и краски, следующих цветов: для стен учебных помещений - светлые тона желтого, бежевого, розового, зеленого, голубого.
Слайд 8Школьная мебель должна соответствовать росту и пропорциям тела школьников. Главными параметрами
мебели, обеспечивающими правильную, менее утомительную позу учащихся, являются дистанция и дифференция.
Дифференция - расстояние (по вертикали) от заднего края стола до сиденья, в норме равное расстоянию от локтя до стула при опущенной и согнутой в локте руке. Принято считать, что в среднем дифференция должна составлять 1/7-1/8 роста.
Слайд 9Кроме этих двух основных параметров имеет значение ряд других размеров, в
той или иной мере влияющих на правильность посадки и удобство работы. Правильной посадкой называется та, при которой происходит разгрузка статического напряжения мышц при сидении за партой.
Слайд 10Таким образом, условия обучения и воспитания в дошкольных и общеобразовательных учреждениях
имеют большое значение для здоровья детей, поскольку от их благоустройства и санитарного состояния во многом зависят режим дня, двигательная активность, организация питания, учебных занятий и отдыха, всестороннего физического воспитания и закаливания детей.