НАУКУ. ПСИХОЛОГИЯ.
ДЕТСКИЕ СТРАХИ
Работа ученицы 3 В класса МБУ гимназии № 38 г.о. Тольятти
Кольцовой Анастасии
Слайд 2ПОЧЕМУ Я ВЫБРАЛА ЭТУ ТЕМУ?
Мои одноклассники и друзья испытывают различные страхи.
Кто-то
боится темноты, кто-то испытывает страх при ответе у доски…
Я тоже порой испытываю чувство страха.
Я хочу понять:
Что такое страх?
Все люди испытывают чувство страха, или только дети?
Мальчики и девочки боятся одного и того же, или у них разные страхи?
Можно ли избавиться от страха?
Слайд 3СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Введение
1. Понятие страха в психологии.
1.1. Определение страха
1.2. Виды страха.
1.3. Зависимость
страха от пола и возраста человека.
2. Страхи младшего школьного возраста
2.1. Возрастные страхи
2.2. Симптомы страхов младшего школьника
2.3. Причины возникновения страхов
3. Практические рекомендации для детей и родителей: «Как ребенку преодолеть страх?»
4.Результаты анкетирования «Чего я боюсь?»
Заключение
Слайд 4
Цель исследования:
Изучить природу страхов младших школьников.
Задачи исследования:
Узнать, что такое страх,
какие виды страха бывают.
Определить, зависит ли страх от возраста и пола человека.
Узнать, почему у детей возникают страхи.
Составить рекомендации для детей и их родителей: «Как преодолеть страхи?»
Апробировать упражнения по преодолению страхов.
Изучить страхи младших школьников и их родителей. (анкетирование)
Объект исследования:
Страхи детей младшего школьного возраста.
Слайд 5
Актуальность темы:
В работе изучена природа страхов младших школьников, значит это
будет интересно мне, моим одноклассникам и их родителям.
Практическая значимость:
В работе даны рекомендации для детей и их родителей .
Новизна:
Здесь описаны упражнения, которые разработаны нами самостоятельно.
Методы исследования:
Нами изучена литература по теме, проведены анкетирование и упражнения.
Слайд 6ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТРАХА
Страх изучает наука ПСИХОЛОГИЯ.
Страх это эмоция.
Эмоции (от лат. emovere-возбуждать,
волновать ) это состояние человека в ответ на воздействие окружающих факторов.
Например: мы видим долгожданный подарок и испытываем РАДОСТЬ,
СТРАХ – отражение в сознании человека конкретной угрозы для его жизни и благополучия.
Страх появляется непроизвольно.
угроза
страх
Слайд 7СТРАХ ИСПЫТЫВАЮТ ВСЕ ЛЮДИ.
СТРАХИ ИЗВЕСТНЫХ ЛЮДЕЙ
ФРАНЦУЗСКИЙ ИМПЕРАТОР НАПОЛЕОН БОНАПАРТ БОЯЛСЯ КОШЕК;
ИЗВЕСТНЫЙ ПСИХОЛОГ ЗИГМУНД ФРЕЙД БОЯЛСЯ ОРУЖИЯ;
ХУДОЖНИК САЛЬВАДОР ДАЛИ БОЯЛСЯ КУЗНЕЧИКОВ;
АМЕРИКАНСКИЙ РЕЖИССЕР АЛЬФРЕД ХИЧКОК ИСПЫТЫВАЕТ СТРАХ ПЕРЕД ОБЫЧНЫМИ КУРИНЫМИ ЯЙЦАМИ.
Слайд 8ВИДЫ СТРАХА
Воображаемый страх
(на уровне представлений)
Например: ребенку обычная тень на стене
кажется зловещим монстром.
Слайд 9ВИДЫ СТРАХА
Реальный страх
(при конкретной угрозе)
Например: ребенок боится уколов.
Слайд 10 ВИДЫ СТРАХА
Хронический страх
(постоянный, его называют Фобия)
Например: Неофобия – боязнь
нового (незнакомого коллектива, незнакомого города, незнакомой еды и т.д.)
Слайд 11ВИДЫ СТРАХА
Острый страх
(при определенной ситуации)
Например: если родители начинают ссорится,
ребенка пугает страх, что они расстанутся.
Слайд 12ВИДЫ СТРАХА
Внушенный страх
(при воздействии других людей, чаще всего близких)
Например:
если родители в целях воспитания пугают детей «бабайками», «собаками» у детей появляется внушенный страх.
Слайд 13ЗАВИСИМОСТЬ СТРАХА ОТ ПОЛА И ВОЗРАСТА ЧЕЛОВЕКА
Психолог Холл исследовал зависимость страхов
от пола и возраста.
На иллюстрации представлены цифры этого исследования.
Мы видим, что представители женского пола испытывают страхи в два раза больше.
С приходом в школу количество страхов и у мальчиков и у девочек начинает возрастать.
Наибольшее количество страхов испытывают девушки от 15 до 18 лет.
Слайд 14СТРАХИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
6 – 7 лет
Зловещие существа (ведьма, призраки, и
др.);
потеря родителей или страх потеряться самому;
чувство одиночества(особенно ночью из-за черта, дьявола и др.);
школьный страх (быть несостоятельным, не соответствовать образу «хорошего» ребенка).
7 – 8 лет
Темные места (чердак, подвал, и др.);
реальные катастрофы;
утрата любви окружающих (со стороны родителей, учительницы, ровесников и т.д.);
опоздание в школу или оторванность от домашней и школьной жизни;
физическое наказание и непринятие в школе.
8 – 9 лет
Неудачи в школе или игре;
собственная ложь или отрицательные поступки, замеченные другими;
ссора с родителями, их потеря.
9 – 11 лет
Неудачи в школе или спорте;
заболевания;
отдельные животные (крысы, табун лошадей и др.);
высота, ощущение верчения (некоторые карусели);
зловещие люди (хулиганы, наркоманы, грабители, воры и т.п.)
Слайд 15ПРИЗНАКИ ПРИСУТСТВИЯ СТРАХА У РЕБЕНКА
Наличие возрастных страхов у ребенка – это
нормально!
Но если ребенок:
легко пугается,
редко улыбается,
всегда серьезен и озабочен,
излишне устает,
у него часто болит голова,
сон беспокойный,
он трудно сходится с незнакомыми людьми.
Это свидетельствует о наличии страхов у ребенка.
Ему нужна помощь!
Слайд 16ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СТРАХОВ
наличие страхов у родителей, особенно у мамы;
изоляция ребенка
от сверстников;
большое количество запретов;
конфликтные отношения между родителями в семье;
психическое заражение страхами.
Слайд 17КАК РОДИТЕЛИ МОГУТ ПОМОЧЬ ДЕТЯМ ПРЕОДОЛЕВАТЬ СТРАХИ
Обеспечить детям теплое и
надежное пристанище. Родители, говорите нам, что вы любите нас и верите в нас!
Дать детям возможность рассказать о том, что они чувствуют. Родители, поговорите с нами и нам станет легче!
Не препятствовать не соответствующему возрасту поведению. Родители, посадите нас к себе на колени!
Не иронизировать по поводу детских страхов. Родители, не называйте нас «трусишками» и «бояками»!
Не наказывать за проявление страха. Родители, не ругайте нас за то, что нам страшно.
Не закаливайте страхом. Родители, если мы боимся темноты, не оставляйте нас одних в темной комнате!
Обучайте детей способам преодоления страха. Родители, расскажите нам, как справиться со страхом.
Слайд 18СПОСОБЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ СТРАХА
Переключайте отрицательные мысли на положительные. Например, вместо мысли "Эта
собака меня укусит" думайте "Эта собака крепко привязана и не может сорваться".
Отвлекитесь от своего страха. Например если Вам страшно громко считайте до 10, или декламируйте известное детское стихотворение.
Делайте физические упражнения. Если Вам страшно приседайте, прыгайте или изображайте боксера. Физическая нагрузка успокаивает.
Хвалите себя за преодоление страха.
Встречайтесь постепенно со страхом лицом к лицу. Если человек боится воды, сначала надо пробовать ходить по воде по щиколотку, потом по колено и т.д.
Слайд 19ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
МОЯ СЕСТРА АЛЕНА (6 ЛЕТ) БОИТСЯ ПАУКОВ.
Я ПРИДУМАЛА И
ПРОВЕЛА С НЕЙ ПОЭТАПНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.
1 этап. Совместное рассматривание иллюстрации
Слайд 20ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
2 этап. Самостоятельное рассматривание иллюстрации
Слайд 21ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Дотрагивание до иллюстрации
Слайд 22ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
3 этап. Наблюдение живого паука
Слайд 23ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
4 этап. Дули на паука.
Слайд 24РЕЗУЛЬТАТ УПРАЖНЕНИЙ
Алена не боится пауков!
Слайд 25РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ «ЧЕГО Я БОЮСЬ?»
В АНКЕТИРОВАНИИ ПРИНЯЛО УЧАСТИЕ 50 ДЕТЕЙ В
ВОЗРАСТЕ 9-10 ЛЕТ
И 95 ИХ РОДИТЕЛЕЙ.
Задачи анкетирования:
Определить типичные страхи.
Сравнить страхи детей и их родителей.
Слайд 27ВЫВОДЫ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ АНКЕТИРОВАНИЯ:
Младшие школьники больше всего боятся темноты.
Взрослые больше всего
боятся потерять близких.
У представителей женского пола страхов больше.
В 17 семьях страхи детей и родителей совпадают
Слайд 28В РЕЗУЛЬТАТЕ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ «ДЕТСКИЕ СТРАХИ»
Мы узнали, что страх
это сильная эмоция, что страх может испытывать любой человек, страх зависит от пола и возраста.
Мы определили чем родители могут помочь нам в преодолении страхов.
Мы помогли моей сестре преодолеть страх перед пауками.
Мы узнали чего боятся младшие школьники и их родители.
Мне понравилось изучать ПСИХОЛОГИЮ!