Слайд 1«Крещение Руси – обретение истории»
Подготовила: Гусева С.В.,
учитель начальных классов
Слайд 2Владимир родился около 962 года. Он был сыном киевского князя Святослава
Игоревича и Малуши, ключницы матери Святослава, княгини Ольги. Летописи рассказывают, что, разгневавшись на свою рабу, Ольга сослала ту в отдаленное селение Будутину. Здесь и родился будущий великий князь. Вскоре Владимира отобрали у матери. Воспитывался он в Киеве, при дворе своей бабки, княгини Ольги.
Святослав и княгиня Ольга.
Слайд 3Летом 969 года князь Святослав разделил Русскую землю между своими сыновьями.
Старшему, Ярополку, достался Киев, Олегу – Древлянская земля. В это время в Киев пришли новгородцы, просившие себе князя. «Абы пошел кто к вам?» – насмешливо спросил их Святослав. Новгородцы попросили себе на княжение Малушиного сына. Святослав согласился. Так Владимир еще ребенком сделался новгородским князем.
Слайд 4Около 977 года между Ярополком и Олегом началась война, в результате
которой Олег погиб. Напуганный этим известием Владимир бежал из Новгорода «за море», надо полагать, к варягам, в скандинавские земли или Прибалтику.
Слайд 5Спустя некоторое время во главе наемного варяжского войска он вновь появился
в Новгороде (захваченном к тому времени наместниками Ярополка). Так началась война между Владимиром и его братом. Успех в войне сопутствовал Владимиру. Он решился на братоубийство. С этого злодейского убийства и начинается киевское княжение Владимира, которое продолжалось долгих тридцать семь лет.
Слайд 6Владимир поначалу был убежденным язычником и ярым противником христианства. Вскоре после
вступления в Киев он устроил на холме возле своего дворца настоящий языческий пантеон – поставил изваяния языческих богов: Перуна, Хорса, Дажьбога, Стрибога, Симрагла и Мокоши. «И поклонялись люди им, нарицая их богами, и приводили сынов своих и дочерей, и приносили жертвы бесам… И осквернилась кровьми земля Русская и холм тот», – рассказывает летопись.
Слайд 7При всем том Владимир в эти годы проявляет всяческую заботу об
укреплении государства. Он совершает несколько успешных походов на запад и восток (против поляков, ятвягов, волжских болгар, хазар), подчиняет власти Киева ряд восточнославянских племен (радимичей, вятичей), присоединяет к Руси т.н. Червенские города (Волынь). Различные области Русского государства скрепляются более прочными узами, чем прежде.
Слайд 8Далеко не сразу Владимир пришел к своей вере. Летопись рассказывает о
том, что сперва князь принял послов от волжских болгар (мусульман), латинян и хазарских евреев, предлагавших ему принять их закон. Затем в Киев явился и греческий философ, убеждавший Владимира в преимуществах православного вероучения.
Слайд 9Владимир избрал «добрых и смысленных мужей» и отправил их в разные
страны, чтобы те на деле сравнили, как поклоняются Богу разные народы. Вернувшись в Киев, «мужи» рассказали о красоте византийского богослужения: «Не знали – на небе или на земле были мы, ибо нет на земле красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом. Знаем только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех странах».
Слайд 10В 988 году Владимир принял крещение и женился на византийской принцессе
Анне.
Слайд 11После возвращения Владимира в Киев (989 год) начинается крещение народа.
Слайд 12Летопись рассказывает о свержении Владимиром языческих кумиров, поставленных им самим за
несколько лет до этого. «Придя в Киев, повелел Владимир кумиров ниспровергнуть: одних изрубить, а других огню предать. Перуна же повелел привязать к хвосту конскому и волочить его с Горы… и приставил 12 мужей бить его жезлием… Когда же тащили его к Днепру, оплакивали его неверные люди, ибо не приняли еще святого крещения».
Слайд 13Принятие христианства совершенно изменило князя Владимира. Нет сомнений, что он искренне
и всей душой принял новую веру. Летопись и княжеское житие более всего отмечают его исключительное милосердие и нищелюбие. Услыхав слова Писания: «Блаженны милостивые; ибо они помилованы будут», Владимир начал творить множество добрых дел. Он повелел всякому нищему и убогому приходить на княжеский двор и брать все, что ему потребно, – едой, питьем или деньгами. «Красным Солнышком» прозвал Владимира русский народ.
Слайд 14При Владимире начинается масштабное каменное строительство на Руси. Заложены города Владимир
(990 г.), Белгород (991 г.), Переяславль (992 г.) и многие другие.
Слайд 15Владимир стал возводить храмы. С первых веков христианства ведет начало обычай
воздвигать храмы на развалинах языческих святилищ или на крови святых мучеников. Следуя этому правилу, князь Владимир заложил каменный храм Успения Пресвятой Богородицы (Десятинный) на месте мученической кончины святых варягов-мучеников. В 1007 году святой Владимир перенес в Десятинную церковь мощи святой равноапостольной Ольги. А четыре года спустя, в 1011 году, там же была погребена его супруга, сподвижница многих его начинаний, блаженная царица Анна.
Слайд 16В историческую память народа киевский князь вошел не только как Владимир
Святой, но и как Владимир Красное Солнышко – легендарный князь русских былин, которому несли службу все русские былинные богатыри. Любовь народа снискали не только его христианские добродетели, но и неустанная забота об обороне Русской земли.
Слайд 17Князь Владимир скончался в сельце Берестовом близ Киева 15 июля 1015
года. Русские люди начали чтить память своего Крестителя уже в XI веке. А причисление князя Владимира к лику святых происходит в XIII веке.
Слайд 18Мощи святого князя Владимира, как и мощи блаженной княгини Ольги, разделили
трагическую участь Киевской Десятинной церкви, разрушенной татарами в 1240 году. На многие столетия гробница святого князя оказалась погребенной под развалинами храма.
Слайд 19В 1635 году киевский митрополит Петр Могила, казалось бы, обнаружил драгоценную
святыню – два саркофага, в одном из которых, по его предположению, находились мощи святого Владимира. «В воспоминание будущим родам» святитель извлек из гроба главу и кисть правой руки. Впоследствии глава была положена в главный храм Киевской Печерской лавры во имя Успения Пресвятой Богородицы, кисть — в Киевский Софийский собор. Часть святых мощей оказалась в Москве, в Успенском соборе.
Слайд 20Значение принятия христианства для Руси
Укрепление международного положения Руси.
Укрепление государственности,
формирование разноплеменного населения в единый народ.
Приобщение Руси к культурному богатству Византии.