Слайд 1Государственное бюджетное дошкольное учреждение детский сад № 39 Московского района
города Санкт-
Петербурга
Проект по опытно- экспериментальной деятельности
« Мы- почемучки» в младшей группе «Пчёлки»
Подготовила воспитатель высшей квалификационной категории Свиридова Г.А.
Слайд 2Краткое изложение проекта:
Проект по опытно-экспериментальной деятельности в младшей группе детского сада
«Мы - почемучки» выполнен совместно с воспитателем и детьми данной группы. Для того, чтобы детям было понятнее : Что же такое опыты, было организовано мероприятие с родителями в декабре месяце: «Я- фокусник», где принимали участие родители группы и дети, так же был создан уголок по экспериментированию «Почемучки».
Главной целью проекта стало расширение знаний детей о воде и её физических свойствах и подведению к пониманию того, что вода обладает свойствами. А так же задачи по формированию познавательной активности, обогащению словаря, развитию наблюдательности, получению удовольствия от выполненной работы в коллективе. Проект по продолжительности полтора месяца и реализован в три этапа: подготовительный, основной, заключительный.
Слайд 3Паспорт проекта:
Актуальность проекта:
Актуальность заключается в том, что опытно-исследовательская деятельность соответствует одному
из основных принципов ФГОС – дети должны научиться самостоятельно, добывать знания и применять их в решении новых познавательных задач, что в свою очередь, должно способствовать развитию таких интегративных качеств как «Любознательный» (интересуется предметами ближайшего окружения, их назначением и свойствами); «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту» (использует разные способы обследования предметов и явлений, включая простейшие опыты)
Постановка проблемы:
Дети задают много вопросов: Почему вода прозрачная, почему не имеет запаха, почему вода принимает форму, почему замерзает и тает. В связи с этим возникла необходимость в выполнении данного проекта и названии его « Мы – почемучки»
Слайд 4
Цель проекта:
Расширить знания детей о воде и ее физических свойствах. Подвести
к пониманию того, что вода обладает свойствами. Формирование умения детей делать простейшие обобщения и выводы, опираясь на знания и умения, полученные в ходе опытно-исследовательской деятельности.
Задачи:
1. Расширять знания детей 3 – 4лет о воде, ее физических свойствах и роли в окружающем мире.
2. Формировать познавательную активность детей при проведении наблюдений, исследований.
3. Познакомить с физическими и химическими свойствами воды в опытно-экспериментальной деятельности.
4. Обогатить словарь детей за счет слов: вода прозрачная, льется, журчит, бежит, капает, мыть, вытирать, поливать, купать, фонтан.
5. Развивать у детей познавательный интерес, наблюдательность.
6. Получать удовольствие от выполненной работы в коллективе.
Слайд 5Вид проекта:
Опытно – экспериментальный, среднесрочный
Сроки реализации проекта: декабрь – январь 2019г.
Место
проведения проекта - группа.
Участники проекта:
Дети дошкольного возраста, воспитатель, родители.
Работа проводилась с подгруппами и по желанию ( учитывался возраст)
Материалы и оборудование:
Ёмкость для игр с водой, игрушки, камушки, лейки, пластмассовые стаканчики ёмкость для льда, снега, воронка для воды, зеркало. Инвентарь для опытов: пластмассовые стаканы с водой, гуашь, водяные мельницы, Ёмкость с игрушечными и бумажными рыбками, комнатные растения. Заготовки из цветной бумаги: рыбки, лодочки.
свойствами воды в опытно-экспериментальной деятельности.
Планируемый результат:
расширение знаний детей о воде, ее свойствах и ее роли для окружающего мира; обогащение активного и пассивного словаря детей; развитие у детей познавательного
Слайд 6Реализация проекта в три этапа:
1. Подготовительный этап:
Создание предметно-развивающей среды: уголка экспериментирования
«Почемучки» подбор материала, методическая литература, художественная литература, подбор дидактических игр, сценарии бесед. Природный материал, необходимые ёмкости, инвентарь для опытов и т.п. Организация встречи с родителями для проведения мероприятия « Я- фокусник», с целью вызвать интерес у детей к опытам.
Слайд 72. Основной этап:
Формы работы по проекту с детьми:
-Беседы: «Вода вокруг
нас», «Почему воду нужно беречь», «Путешествие капельки», «Это волшебница вода»
-Рассматривание иллюстраций: «Вода в природе», «Весна»
-Дидактические игры: «Кому нужна вода?», «Кто быстрее соберет», «Круги на воде»
- Подвижные игры: «Ходят капельки по кругу», «Ручеек», «Караси и щука», «Дождик, дождик, посильней…», «Солнышко и дождик»
-Чтение произведений: А. Барто «Девочка чумазая», К. Чуковский «Мойдодыр», С. Маршак «Дождь», В. Бианки «Купание медвежат».
-Наблюдения: За трудом воспитателя по уходу за комнатными растениями и выполнение трудовых поручений воспитателя, за дождем и снегом из окна, за сосульками во время оттепели.
- Рисование пальчиками: «Мой любимый дождик»
-Отгадывание загадок о воде.
- Разучивание потешек: «Дождик-дождик.», «Водичка-водичка»
-Просмотр мультфильмов. «Заяц Коська и ручеек», «Лунтик и его друзья. Обитатели воды», «Приключение капельки», «Сказка о воде»
Слайд 8-Исследовательская деятельность с элементами экспериментирования:
Опыт №1 « Вода жидкая, льётся, не
пахнет»
Задача: Выявить свойства воды – жидкая, льётся, не пахнет. Наполнить несколько сосудов водой разных размеров и посмотреть, как вода наливается и переливается из одного сосуда в другой. Предложить детям понюхать воду.
Вывод : Вода мокрая жидкая, льётся, не пахнет.
Опыт №2 « Вода мокрая, безвкусная, принимает форму»
Задача: Выявить свойства воды – мокрая, безвкусная, принимает форму сосудов. Наполнить несколько сосудов водой разных размеров и разной формы.
Предложить детям потрогать и попробовать воду на вкус.
Вывод : Вода мокрая и безвкусная, вода принимает форму.
Слайд 9Опыт №3. «Вода прозрачная»
Задача: выявить свойство воды- прозрачность. Положить под
сосуд с водой предметы разного цвета. Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная, прозрачная, через нё видны предметы.
Вывод: Вода прозрачная.
Опыт №4. «Вода может изменить свой цвет»
Задача: выявить свойства воды: может окрашиваться в разные цвета.
Вывод: вода может менять цвет.
Слайд 10Опыт №5. С предметами «Тонет - не тонет»
Задача: дать детям представление
о плавучести предметов, о том, что плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести.
Вывод: лёгкие предметы, вода держит на поверхности, тяжёлые предметы тонут.
Опыт №6. « Живая вода»
Задача: выяснить кому и зачем нужна вода ( растениям, животным, людям – всему живому) Показать важное свойство воды – давать жизнь живому)
Поставить один цветок в сосуд с водой, а другой без воды. Цветок с водой больше расцвёл, без воды –завял.
Вывод: Всё живое гибнет без воды.
Слайд 11Опыт №7. «Пар- это вода»
Задача: Познакомить детей с одним из состояний
воды- паром.
Взять банку с кипятком, открыть. Поместить над паром зеркало. Наблюдать, как на зеркале выступает капельки воды.
Вывод: Пар – это тоже вода.
Опыт №8. «Откуда берётся вода?»
Задача: Познакомить детей с процессом конденсации.
Накрыть ёмкость с горячей водой холодной крышкой. На крышке появились капельки. Почему? Частицы воды поднялись, не испарились и осели на крышке.
Вывод: Процесс превращения пара в воду происходит при охлаждении пара.
Слайд 12Опыт № 9. « Вода- лёд, лёд- вода»
Задача: Дать детям представление
о льде.
Налить в контейнер воду и заморозить. Вода замёрзла и превратилась в лёд. Затем лёд кладём в банку, при комнатной температуре он тает.
Вывод: при замерзании вода превращается в лёд, а при комнатной температуре лёд тает.
Опыт №10. «Снег- это вода»
Задача: Дать детям представление о снеге.
Принести с улицы ведёрце чистого снега, оставить его на несколько часов. Наблюдать, что с ним произойдёт.
Вывод: Снег тает и превращается в воду.
Слайд 13Опыт №11. «Вода –это сила»
Задача: Дать представление детям о силе воды.
Взять
водяную мельницу и лить воду. Колёсико начинает двигаться и перекачивать воду.
Вывод: Вода сильная, может двигать колёсико.
Слайд 143.Заключительный этап:
Фотоальбом: «Мы- «почему?» маленькие исследователи»
Создание презентации: «Мы- почемучки»
Слайд 15Используемая литература:
Литература: С. Н. Николаева Методика экологического воспитания в детском саду
М., «Просвещение»,2001г. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» Под ред. Л. Н. Прохоровой. М., «АРКТИ», 2005г. О. В. Дыбина Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников М. ,ТЦ «Сфера»,2005г. Н. А. Рыжова Волшебница- вода. М., Линка- Пресс, 1997г Интернет ресурсы
Слайд 16Создание зоны экспериментирования.
Слайд 18Мероприятие с родителями « Я- фокусник»
Слайд 20Готовим «зубную пасту для крокодила»
Слайд 23Фокус «Найди ленточку и монетку»
Слайд 24Наблюдаем за сосульками во время оттепели.
Слайд 26Любуемся постройкой старших ребят.
Слайд 27Беседа «Почему воду нужно беречь» Рассматривание картины « Весна»
Слайд 29Подвижная игра «Солнышко и дождик»
Слайд 30Игра средней подвижности «Ходят капельки по кругу»
Слайд 31Подвижная игра «Дождик, дождик посильней»
Слайд 32Дидактическая игра «Кто быстрее собирёт»
Слайд 35Ухаживаем за комнатными растениями.
Слайд 49Фотоальбом « Мы- почему?» маленькие исследователи»