Слайд 1
«Экологическая тропа
«Семь чудес природы родного края»
Автор: Сабурова Светлана Леонидовна, учитель
начальных классов МБОУ школы №1 г.о. Кинешма
Слайд 2Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть ещё природы храм.
С лесами, тянущими
руки
Навстречу солнцу и ветрам
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй ее святынь!
А.Кардаков
Слайд 3История создания тропы
В суете будничной жизни люди перестают замечать красоту и
очарование окружающей природы.
Наверное, должно произойти чудо, чтобы человек остановился, оглянулся по сторонам и задумался о будущем нашей планеты.
С нашим классом такое чудо произошло. Однажды сентябрьским утром мы с ребятами зашли в наш класс и замерли при виде восхитительного зрелища за окном. Молодые клёны сияли золотом под лучами утреннего солнца. Привычный вид из окна преобразился, заиграл новыми красками и заставил задуматься о том, что таких чудес природы рядом с нами достаточно много. Нужно только взглянуть на давно знакомые места новым взглядом. Так родилась идея по разработке экологической тропы «Семь чудес природы родного города».
Слайд 4Экологическая тропа
- это специальный образовательный маршрут в природных условиях, где есть
экологически значимые природные объекты.
На этих маршрутах происходит знакомство детей с естественными природными системами, многообразием растений и животных, связями, которые имеются между ними и человеком, где можно осуществить на практике природоохранную
деятельность.
Слайд 5Цель: создать условия для воспитания экологической культуры поведения младших школьников в
природе;
Задачи:
1. закрепить в ходе занятия умение использовать методы научного познания при выполнении практических заданий;
2. развить у учащихся умения планировать свою деятельность, умения действовать по инструкции;
3. развить познавательный интерес учащихся через исследовательскую деятельность;
4. способствовать развитию коммуникативных качеств личности через групповую работ;
5. воспитать экологической культуры через тесное общение с природными объектами на экологической тропе. формировать интерес к объектам природы в ближайшем окружении, стремление активно участвовать в экологической деятельности.
создать условия для воспитания экологической культуры поведения человека в природе.
Слайд 6Этапы создания
Детальное обследование территории и выделение наиболее интересных и значимых объектов.
Составление
картосхемы тропы с нанесением маршрута и всех её объектов.
Оформление паспорта тропы.
Изготовление указателей объектов тропы и природоохранных знаков.
Составление рекомендаций по использованию объектов тропы для работы с детьми
Слайд 7Паспорт
экологической тропы «Семь чудес природы родного города»
Местонахождение: г. Кинешма, прилегающий
к школе № 1 район
Протяженность маршрута: около 2 км
Время в пути:1 час
Режим использования: учебные экскурсии в сочетании с отдыхом
Количество остановок: 7
Состояние тропы: удовлетворительное
Слайд 9Начало маршрута.
Школьный двор, кленовая аллея.
Слайд 10Клён – чрезвычайно широко распространённое дерево. В России насчитывается около 20
видов клёна. Оно предпочитает умеренный климат, и поэтому часто встречается в разных уголках России. Под густой кроной кленовых деревьев можно спрятаться даже от очень сильного дождя. Клён – прекрасный медонос. Ранней весной они являются главными источниками пыльцы и нектара для пчёл. Во многих странах очень популярен кленовый сироп. Из крепкой и твёрдой древесины делают музыкальные инструменты.
С клёном связано много старинных примет и поверий. Считалось, что после смерти люди превращаются в клёны. Замечено, что между человеком и клёном, растущим перед домом, существует тесная связь. Пока живёт человек, клён строен и высок, листья на его ветвях сочные и крупные. Умирает хозяин – и клён засыхает.
Задания :
Сбор листьев , наблюдение за изменением окраски листьев, создание цветовой палитры .
Фото-галерея
Слайд 11Старый парк
(возле здания МБОУ школы №1 на улице Ломоносова, д.
21б.)
Слайд 12Задание.
Изучите видовой и возрастной состав деревьев, произрастающих на территории парка.
Данные
наблюдений изобразите на столбчатой диаграмме.
Парк был заложен учащимися школы в год открытия школы в 1936 году. Место очень сырое, весной часто затопляется талыми водами. В осеннее ненастье в парке также собирается много воды. Раньше парк располагался на открытом всем ветрам месте. Эти условия оказали влияние на внешний вид деревьев. Многие из них приняли причудливые формы. В сухую пору этот парк стал излюбленным местом отдыха детворы.
Слайд 14Люблю берёзку русскую…
Выбор этого места не случаен. Берёза – это символ
России. Красавицей русских лесов называют люди берёзу. Стройная, с тонкими длинными ветвями и раскидистой кроной, она привлекательна во все времена года. Прекрасна белая берёза и в чистом поле, и на освещённой поляне. А белые стволы берёзовой рощи на фоне летней травы и ярких цветов… Такая картина запоминается на всю жизнь. Какой русский человек не любит красавицу берёзу.
Люблю берёзку русскую
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застёжками,
С зелёными серёжками.
Люблю её нарядную,
Родную, ненаглядную….
А. Прокофьев
Яркий белый цвет её коре придаёт органический краситель бетулин. Это вещество защищает тонкую кору дерева от солнечных ожогов. Белый цвет отражает солнечные лучи. В этом можно легко убедиться. Даже в самый жаркий день кора у берёзы остаётся прохладной. Часто спрашивают, отчего на берёзе чёрные точки? Научное название их «чечевички». Это специальные отдушины, через которые летом к внутренним тканям ствола проходит воздух. Без чечевичек дерево буквально задохнулось бы. Зимой отдушины наглухо замуровываются более плотными клетками, ведь дерево спит и практически не дышит. С приходом весны берёзка просыпается, и отдушины снова открываются.
Задание:
Обследовать санитарное состояние деревьев и выявить виды повреждений;
Провести трудовой десант по уборке мусора в парке
Слайд 15
Далее наш путь проходит по улице Ключевой. Своё название
улица получила потому, что на ней находятся два родника. Воду из родника, расположенного в нижней части улицы люди часто используют для питья. Сам родник облагорожен местными жителями. Второй родник менее популярен. Давайте выясним почему?
Слайд 16Задание .
Сделайте забор воды из обоих источников и проведите исследование
по качеству воды . Результаты наблюдений занесите в таблицу
Слайд 17Луг на левом берегу реки Томки.
«Золотая долина»
(остановка только в мае –
начале июня)
Слайд 18«Золотая долина»
Задания:
Установка природоохранных знаков.
Установка информационного щита
Контроль численности растений купальницы .
Слайд 19«Серебряный ручей»
Задания:
Наблюдение за уровнем воды в ручье в разные сезоны
Контроль санитарного
состояния ручья и прилегающей к нему территории
Слайд 22Интернет-ресурсы
текстура:
http://corosc.com/?attachment_id=1093
большая божья коровка:
http://polistaj.ru/c/1085476/p/4/sf/name/so/Asc.html?viewMode=Grid
маленькая божья коровка:
http://dddeti.ru/podelki-svoimi-rukami/podelki-dlja-detei/page-1
листья:
http://www.playcast.ru/viewFull/5857606/907afcf6e804e7bfb3a44ed1bdcebebb8791d767pl
ромашка:
http://special.semikarakorsk-admrn.donland.ru/Default.aspx?pageid=124368&skin=printerfriendly