Слайд 1«Классификация детского экспериментирования»
Слайд 2Аннотация проекта
Стремление к постижению мира заложено в ребёнке на биологическом уровне,
но его нужно развивать. Но очень часто детскую тягу к познанию мира педагоги не развивают, а притупляют, преподнося на занятиях готовые истины, готовые выводы и обобщения, вместо того, чтобы ребенку самому исследовать, экспериментировать, наблюдать, ощущать, сравнивать, анализировать, видеть результаты своих маленьких экспериментов. Педагоги ДОУ используют форму прямого обучения. Им легче самим рассказать детям определенные сведения, чем организовать процесс самостоятельного детского исследования. Такое обучение можно назвать пассивным, т.е. ребенок пассивно слушает, запоминает (а иногда и не запоминает), но сам в активном изучении объекта не участвует, и шансы ребенка развить познавательно – исследовательскую деятельность снижаются. Поэтому, педагогам, необходимо так построить педагогический процесс, чтобы он дал наибольший результат в развитии познавательно – исследовательской деятельности.
Слайд 3Актуальность проекта
Проблема формирования познавательной активности детей дошкольного возраста наиболее трудоёмкая. Она
занимает одно из важнейших мест в дошкольной педагогике. Особенно актуально решение данной проблемы в русле формирования предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность ребёнка. Наблюдая за сегодняшними воспитанниками старших дошкольных групп, знакомясь со статистикой, нужно отметить значительное снижение познавательной активности. У дошкольников недостаточно сформирована потребность в самостоятельном изучении окружающей действительности, устойчивом познавательном отношении к миру.
Доказано, что дети дошкольного, особенно старшего дошкольного возраста способны к таким мыслительным операциям, как анализ и синтез. Опираясь на эту способность, можно применить и соответствующий вид деятельности. Экспериментирование, на мой взгляд, ведущий вид деятельности в познании окружающего мира.
С учётом важности всего вышесказанного и для развития интеллектуальных способностей детей мной был разработан долгосрочный проект «Экспериментирование как ведущий вид деятельности в развитии познавательной активности дошкольников», направленный на развитие поисково-познавательной деятельности детей через занимательные опыты и эксперименты.
Слайд 4Типология проекта: проект носит комплексный характер – включает в себя исследовательско-творческую,
познавательную и практическую деятельность.
Сроки реализации: долгосрочный – 1 год.
Слайд 5Новизна разработки
В своем проекте я применяла новый методический подход к организации
поисково – исследовательской деятельности, использовала творческий метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования.
Главное достоинство работы по данному проекту в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта. В этом проекте воспитатель и дети выполняют общее дело: изучая окружающий мир, учатся беречь природу, охраняя ее.
Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, путем экспериментирования, всегда являются осознанными и более прочными. Благодаря этому проекту ребенок гармонично развивается и получает возможность ставить себе новые все более сложные цели.
Слайд 6Цель и задачи экспериментальной деятельности
Расширять перспективу развития поисково-познавательной деятельности детей путем
включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия
Создавать предпосылки формирования у детей практических и умственных действий
Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, умение делать вывод
Развивать связную монологическую речь, обучать целостным связным суждениям, использовать объяснительно-доказательную речь при формулировке целей и выводов
Развивать эмпатию, воспитывать желание помочь другим, умение договариваться друг с другом для решения общей задачи
Создание условий для развития познавательной активности, интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в ходе экспериментальной деятельности.
Привлекать родителей к экспериментально-поисковой деятельности детей
Слайд 7Этапы проекта:
1)Подготовительный этап:
создание технической базы для детского экспериментирования (оборудование, природные материалы);
диагностика;
определение
целей и задач проекта.
2) Реализация проекта:
1. теоретическая часть: составление перспективного плана, разработка конспектов
2. практическая часть:
• познавательные занятия с элементами экспериментирования: рисование, лепка, аппликация, конструктивная деятельность;
• связь с другими видами деятельности: игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская (опыты), коммуникативная (беседы, чтение художественной литературы), речевое развитие, рисование, лепка.
организация кружковой работы «Клуб Почемучек».
3) Заключительный этап:
диагностика (результативно-сравнительный анализ).
Слайд 8Методы и приемы экспериментальной деятельности
Традиционные
Инновационные
Словесные методы (беседы, чтение художественной литературы, использование
фольклорных материалов)
Метод игрового проблемного обучения (проигрывание на занятиях и в совместной деятельности с детьми проблемных ситуаций, которые стимулируют познавательную активность детей и приучают их к самостоятельному поиску решений проблемы)
Наглядные методы (наблюдения, иллюстрации, просмотр видео презентаций об изучаемых явлениях и др.).
Практические методы (игры-опыты, игры-эксперименты, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры с элементами экспериментирования , настольно-печатные игры, игры с элементами ТРИЗ, фокусы, занимательные опыты)
Мнемотехника (фиксирование и запоминание результатов эксперимента)
Слайд 9Методы и приемы экспериментальной деятельности
Слайд 10Ресурсы.
В своём проекте я использовала следующие ресурсы:
Информационные: знакомила родителей с проблемой
на групповых собраниях; провела консультации с педагогами и родителями; прошли семинары по данной теме; сделала подбор методических материалов.
Организационные: разработала положения о смотре-конкурсе мини-лабораторий в группах; определила критерии эффективности реализации проекта; повысился профессионализм педагогов в организации экспериментальной деятельности дошкольников.
Материально-технические: оформила презентацию по результатам реализации проекта; сделала картотеку опытнической деятельности, составила конспекты познавательных занятий с элементами экспериментирования, перспективные планы по возрастным группам.
Финансовые: приобрела методическую литературу по изучаемой теме; сделала подбор основного оборудования и материала для лаборатории ДОУ;
Кадровые: была создана творческая группа педагогов, в составе которых 2 воспитателя. Педагоги с высшей категорией и высоким уровнем профессионализма.
Слайд 11Партнёры:
В проекте партнёрами выступали:
родители, перед которыми стояли следующие задачи: помочь в
оснащении мини-лаборатории в группе, участие в смотре - конкурсе мини-лабораторий, в оформлении выставок творческих работ с детьми, создание совместных проектов с детьми;
педагоги - оформление мини-лабораторий в группах.
Целевая аудитория:
В представленном проекте участвовало 25 детей в возрасте 5-7лет. Дети отбирались с учетом направленности интересов и учетом уровня познавательной активности. Также принимали участие родители детей в количестве 25 человек и 23 педагога.
Слайд 12Основное оборудование лаборатории
Приборы – помощники: микроскоп, увеличительные стекла, чашечные весы, песочные
часы, компасы и магниты;
Прозрачные и не прозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема: пластиковые бутылки, стаканы, ведерки, воронки;
Природные материалы: камешки разного цвета и формы, минералы, глина, земля, крупный и мелкий песок (разный по цвету), птичьи перышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, сухие листья, веточки, пух, мох, семена фруктов и овощей, шерсть;
Бросовый материал: кусочки кожи, меха, лоскутки ткани, пробки, поволока, деревянные, пластмасса, металлические предметы и деревянные катушки;
Разные виды бумаг: обычная, альбомная, тетрадная, калька, наждачная;
Красители: ягодный сироп, акварельные краски;
Медицинские материалы: пипетки, колбы, пробирки, мензурки, вата, воронки, мерные ложечки;
Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, деревянные зубочистки, мука, соль, цветные и прозрачные стекла, формочки, нитки, трубочки для коктейлей.
Слайд 13
Экспериментальной деятельностью педагог занимается в совместной деятельности с детьми и
в режимных моментах. Толчком к началу экспериментирования часто служит удивление, любопытство, выдвинутая кем - то проблема или просьба.
Поэтому, используются в работе все существующие разновидности экспериментов:
-случайные наблюдения и эксперименты (не требуют специальной подготовки, проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное;
-плановые наблюдения и эксперименты (заранее запланированные) ;
-эксперименты как ответ на детские вопросы (проводится как ответ на вопрос ребенка)
Слайд 14
По способу применения эксперименты можно классифицировать по разным принципам:
Слайд 15Формы взаимодействия с родителями воспитанников
Анкетирование родителей;
Привлечение к созданию предметно-пространственной развивающей среды
в группе, помощь в оборудовании уголка экспериментирования;
Оформление наглядной информации в родительском уголке: консультации, памятки, рекомендации, ширмы-передвижки;
Открытые мероприятия для родителей;
Семинары-практикумы для родителей;
Совместное детско-взрослое творчество (изготовление поделок из природного материала, оформление альбомов, газет);
Родительские собрания, на которых родители узнают о форме организации исследовательской деятельности, знакомятся с разновидностью экспериментов.
Слайд 16Этапы реализации проекта
Подготовительный этап
Изучение литературы по детскому экспериментированю
Составление картотеки книг,
статей, журналов по созданию мини-лабораторий в ДОУ
Мониторинг уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью
Совместное с детьми изготовление панно, макетов, коллажей и т.д.
Основной этап
Разработка системы планирования познавательно-экспериментальной деятельности
Совместная экспериментальная творческая деятельность
Посещение мини-лаборатории в группе
Анкетирование родителей по результатам создания мини-лаборатории
Заключительный этап
Презентация мини-лабораторий для педагогов внутри ДОУ
Выявление уровня умений и навыков исследовательской деятельности
Анкетирование родителей по результатам создания мини-лаборатории, его роли в развитии детей.
Слайд 17Риски и пути преодоления рисков.
1.Недостаточная осведомлённость родителей о детском эксперементировании -повышение
компетентности через организацию консультативной поддержки родителей.
2.Недостаточная оснащённость предметно развивающей среды для реализации проекта –привлечение родителей к созданию РППОС группы
3. Неактивность родителей – использование наглядно информационного стенда « Детское эксперементирование»
Слайд 18Предполагаемый результат:
Повышение уровня познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста
Сформированность эмоционально-ценностного отношения
к окружающему миру.
Углубление знаний, умений, навыков, предусмотренных программой воспитания и обучения в детском саду «Детство».
Сформированность коммуникативных навыков.
У детей есть интерес к экспериментированию и исследованию
Создана детская лаборатория для экспериментов, оснащена необходимыми материалами и оборудованием.
Родители активно сотрудничают с педагогами, оказывают посильную помощь в реализации проекта.
Слайд 19Эффективность проекта
Проектная деятельность повысила интерес детей, их родителей к эксперементальной деятельности
.
Использование в работе исследовательского метода позволило ребенку в ходе экспериментов и практической деятельности находить ответы на интересующие его вопросы.
у детей появится желание добывать знания самостоятельно: исследовать, экспериментировать, наблюдать, ощущать, сравнивать, анализировать, видеть результаты своих маленьких экспериментов.
-увеличение посещаемости официального сайта учреждения с материалами по реализации проекта.
Слайд 20Литература
Ковинько Л. В. секреты природы – это так интересно.-
М.:Линка-пресс 2004.
Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. — М.: Педагогическое общество России, 2003.
Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации /Под ред. Л. Н. Прохоровой. — М.: АРКТИ, 2008.
Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста /Под ред. О. В. Дыбиной. — М.: ТЦ «Сфера», 2005.
Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. Ярославль: Академия развития, 2003.
Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.
Менщикова Л. Н. Экспериментальная деятельность детей 4 — 6 лет: из опыта работы. — Волгоград: Учитель, 2009.