Слайд 1МОУ «СОШ с.Таловка Калининского района Саратовской области»
Проектная работа на тему:
« ЦАРСТВО ГРИБОВ»
Выполнила:
Сорокина Лариса Владимировна
учитель начальных классов
Слайд 2Цели:
Обобщить знания об особенностях грибов. Их роли в биосфере
Подвести итог
работы над краткосрочным проектом.
Формировать и пополнять систему знаний, умений учащихся по данной теме.
Развивать творческие способности, инициативу, мышление, коммуникативные навыки.
Развивать умение находить и пользоваться различными источниками информации.
Воспитывать толерантность, чувство коллективизма, интерес к формам совместной работы.
Слайд 3Вопросы учебной темы:
Что такое грибы?
Какие бывают грибы?
Как человек использует
грибы?
Как правильно собирать грибы?
Интересное о грибах.
Слайд 4Темы исследований школьников:
“Группы грибов”.
“Карлики в грибном царстве”.
“Сбор и разведение
грибов”.
“Как человек использует грибы”.
Слайд 5Этапы и сроки проведения проекта:
1 неделя:
Сбор информации.
Создание
альбома “Грибы”.
2 неделя:
Изготовление из разных материалов “грибной поляны”.
Конкурс рисунков.
3 неделя:
Изготовление буклета “Царство грибов”.
Подготовка презентации “Царство грибов”.
4 неделя:
Оформление работ учащихся.
Приготовление блюд из грибов.
Защита проектов.
Слайд 6Съедобные грибы
Грибы хвойного леса: белый гриб, масленок, рыжик, сморчок.
Грибы лиственного леса:
опята, груздь, подберезовики.
Грибы смешанного леса: лисички, сыроежки, волнушки.
Полевые грибы: шампиньоны, дождевик.
Слайд 7Информация о грибах
Информацию подготовила
Волкова Д. 3 класс
* Белый гриб.
В
некоторых местностях его называют также боровик, беловик или коровняк. Это самые лучшие грибы. Их жарят, варят, маринуют, солят и сушат. Но у белого грибы есть несъедобный двойник - желчный гриб, чрезвычайно горький. Один такой гриб может испортить все блюдо. Различить их можно по следующим признакам: у белого гриба нижняя поверхность шляпки белая, желтоватая, зеленоватая, у желчного - белая, розовая и грязно-розовая; у белого гриба мякоть на изломе белая, у желчного слегка розовая.
Слайд 8
Информацию подготовил Терновский Д. 3 класс
Шампиньон обыкновенный.
Иногда его называют печерица.
Ценный и очень вкусный гриб. Годится для любых блюд, соления и маринования. Старые грибы с черно-бурыми пластинами рекомендуется выбрасывать: они невкусные. За шампиньоны можно принять смертельно ядовитые грибы из группы бледной поганки. Но у них есть существенные различия. У бледной поганки пластинки всегда только белые, у шампиньона - сначала бледно-розовые, затем розовые, а при созревании спор - черно-бурые. К тому же у шампиньона в отличие от поганок ножка прямая, на ней нет ни утолщения, ни "воротничка".
Слайд 9Березовик.
Нередко его называют подберезовик, колосовик, обабок. По вкусу березовики мало
уступают белым грибам, их также жарят, варят, маринуют, солят, сушат. Рекомендуется только отрезать нижнюю половину ножки: она волокнистая, жесткая. Внешний вид приготовленных березовиков не такой аппетитный, как белых: они темнеют. За березовик можно по ошибке принять несъедобный желчный гриб. Но у них есть и заметные отличия. Мякоть березовика на изломе не меняет свой белый цвет, а у желчного она розовеет. К тому же у березовика нижняя поверхность шляпки светло-серая с ржавыми пятнышками.
Информацию подготовил:
Лебедев Д. 3 класс
Слайд 10
Информацию подготовил:
Кузьмин А. 3 класс
* Масленок обыкновенный.
Его можно жарить, солить, мариновать, варить суп. Кожицу со шляпки снимают. На масленок немного похож горький гриб овечка. Только у овечки нижняя поверхность шляпки ржаво-красная, а у масленка светло-желтая.
Слайд 11
Информацию подготовил:
Волков Д. 3 класс
Опенок настоящий.
Широко распространено
и другое его название - осенний гриб. Особенно хороши опята для засола и маринования, но их можно и жарить, варить. Рекомендуется употреблять только шляпки, потому что ножки волокнистые, малосъедобные. Опенок настоящий легко можно спутать с ядовитыми ложными опятами. У съедобного опенка шляпка охряная, коричнево-желтая, у ложных опят - ярко-желтая, красноватая или серо-зеленая. У настоящих опят пластинки светло-бурые, нередко покрыты ржавыми пятнышками, у ложных опят они серовато-зеленые или дымчато-черные.
Слайд 12
Информацию подготовила
Фокина А. 1 класс
Самый любимый гурманами
гриб – это трюфель.
Трюфели растут под землей, а собирают их как минимум две тысячи лет. Древние римляне иногда тратили на покупку трюфелей свое состояние, поскольку верили, что этот гриб может возвращать человеку молодость. Что, в общем-то, недалеко от истины: трюфель - сильный афродизиак. Кстати, ищут трюфели при помощи свиней, они его чувствуют. Хотя, в 19 веке в Москве для охоты на трюфелей использовали ручных медведей.
Слайд 13НЕСЪЕДОБНЫЕ ГРИБЫ
Мухомором лечатся некоторые животные, например - лось.
Для человека мухомор опасен,
так как он ядовитый гриб.
Слайд 14
Информацию подготовил
Григорьев А. 1 класс
Мухомор красный.
Растет в лиственных, хвойных и смешанных лесах. Шляпка до 20 см в диаметре. Поверхность шляпки усеяна белыми или слабо желтыми бородавками. Мякоть белая, под кожицей желтоватая, мягкая, без запаха. Ножка до 20 см длины, 2,5-3,5 см толщины, цилиндрическая, у основания клубневидная, сначала плотная, потом полая с белым или желтоватым кольцом. Основание ножки покрыто белыми бородавками в несколько рядов. Гриб ядовит.
Слайд 15Информацию подготовил
Варавкин Д. 1 класс
Бледная поганка.
Селится в хвойных
и широколиственных лесах. Появляется в июне и растет до осенних заморозков. Растет одиночно и группами. Шляпка до 10 см в диаметре, сначала кольчатая, потом плоско выпуклая, светло- зеленая, белая, желтовато-буро-оливковая. Мякоть белая, тонкая, без запаха и вкуса. Кольцо на ножке белое, полосатое. Смертельно ядовитый гриб!
Слайд 17ОТКРЫВАТЕЛЬ ПЕНИЦИЛИНА
6 августа 1881 года родился Александер Флеминг английский микробиолог,
10 октября 1957 года на его родине, в
графстве Эршир в Англии, был открыт
очень простой памятник – на высоком
гранитном камне начертана следующая
надпись:
СЭР АЛЕКСАНДЕР ФЛЕМИНГ,
ИЗОБРЕТАТЕЛЬ ПЕНИЦИЛЛИНА,
РОДИЛСЯ ЗДЕСЬ, В ЛОКФИЛДЕ,
6 АВГУСТА 1881 ГОДА.
Слайд 18Грибы из Красной книги России
Сетконоска сдвоенная
Решеточник красный
Рогатик пестиковый
Паутинник фиолетовый
Грифола курчавая
Шишкогриб хлопьеножковый
Слайд 19КАК СОБИРАТЬ ГРИБЫ
Собирай те грибы, которые знаешь
Чтобы не повредить грибницу, срезай
грибы ножом
Не надо брать старые грибы
Не собирай грибы возле шоссейных дорог
Слайд 20«Пищевая тарелка» ребенка 10 – 11 лет
- углеводы
Слайд 21Грибные блюда
Для приготовления грибных блюд используют белые, подберезовики, подосиновики, шампиньоны, сморчки,
маслята, лисички, опенки
Слайд 22Разгадывание кроссворда по теме: «Грибы».
1.Гриб я не белый, немного попроще.
Расту я обычно в березовой роще.
2.Я не привыкла нравиться, Кто съест меня- отравится.
3.И под старою сосною, Где склонился пень-старик, Окружен своей семьею Первый найден…
4.Мальчик-с-пальчик в шапке красной…
5.Нет грибов дружней, чем эти, Знают взрослые и дети. На пеньках растут в лесу, Как веснушки на носу.
6.Ходят в рыженьких беретах, Осень в лес приносят летом. Очень дружные сестрички, Золотистые…
Слайд 25 Пошел Колобок в лес. Конечно, с зонтиком.
Вдруг кто знакомый встретится – будет, чем похвастаться. Взял Колобок ещё корзинку с бабушкиными пирожками. Душистыми, румяными, яблочными. Кто же в дальнюю прогулку отправляется с пустыми руками?
Идет Колобок, вертит над собой зонтик. А птицы вокруг поют, заливаются. «Наверное, о зонтике поют, восхищаются,» – думает Колобок. Заяц мимо пробежал, да так быстро! «Видно, от удивления, – думает Колобок. – Вот бы ещё Волка встретить, а то и Лису…»
Размечтался Колобок и не слышит, что ветер поднялся, листвой зашумел. И не видит, что появилось в небе облачко. Другое, третье… И вот уже ни синего неба, ни ясного солнышка. Потемнело. И – забарабанил дождь по листьям, по траве, по цветам. А у Колобка – зонтик! Траве мокро – Колобку сухо. Птицы и звери попрятались, а Колобку дождь ни почем. Замечательный зонтик! Но летний дождь короток. И вот ужё снова запели птицы, засияло солнышко. Протянулась над тропинкой веселая радуга. Засмотрелся Колобок и – трах – бабах! – сам в одну сторону, корзина в другую, а зонтик вообще неизвестно куда покатился. Вскочил Колобок сердитый: кто ему ножку подставил?! Смотрит, на тропинке камень – не камень, пенёк – не пенёк, а что-то круглое, коричневое. Вот тебе раз! Никогда тут ничего такого не было. «Вот найду корзинку и зонтик, разберусь», – подумал Колобок. И принялся искать. Уж как он траву раздвигал, уж как под кустами ползал! И ни того, ни другого. Что делать? И вдруг почувствовал, будто, его кто-то поднимает. Попробовал встать – нет земли под ногами. Ой, новая беда! А тут ещё кто-то рядом покряхтывает, вздыхает.
– Кто это вздыхает тут?
– Я, гриб – Боровик, Боровик-колосовик. Тяжело мне тебя поднимать, вот я и вздыхаю. Ну да ничего, мы, грибы, народ сильный!
Гриб-Боровик Колобку знаком. С Бабушкой собирал. Потом сушил. Суп из боровиков! А вот почему колосовик?
– Ранний я. Летний. Вместе с пшеничным колосом созреваю, потому и колосовик. А быстро вырос, потому что дождь хороший прошел. А грибам только того и надо.
Боровик-колосовик ещё что-то говорил, да Колобок уже его не слышал – зонтик увидел. Золотистый, с бахромкой по краю. Но что это? Рядом ещё зонтик. Ещё. Малиновые, желтые, лиловые, даже красный в белую горошину!
Слайд 26 Скатился Колобок на землю – и к
зонтикам. А какой из них его – забыл. «Возьму-ка красный в белую горошину», – думает.
– Я не зонтик. Я – гриб-Мухомор. А это моя соседка – Бледная Поганка. Ты нас не трогай. Мы – ядовитые!
– И мы не зонтики! – закричали остальные. – Мы сестрички – разноцветные Сыроежки. А мы – летние Опенки! А я – Шампиньон. Всех нас можешь смело класть в корзину на жаркое.
Но нет у Колобка ни корзинки, ни зонтика. Опечалился Колобок. Вдруг откуда-то слышит тонкий голосок:
– А я – зонтик. Пестрый зонтик. Съедобный!
Подбежал Колобок к зонтику: светло – коричневый, в махрушках, как в лохмотьях. А его-то был новенький. Махнул Колобок рукой и сел на траву. Горевать. На зелёную траву в белую ромашку. Поднял голову. Что это?! И небо над ним – зелёное в белую ромашку. Да это же его зонтик повис на ветке! Обрадовался Колобок. Найти бы ещё корзинку! А её и искать не надо. Стоит она рядом, на соседней полянке. На блюдце. Белое блюдце…на ножке! Поглядел Колобок: вся полянка в блюдцах – белых, розовых, золотых, рыжих. Блюдцах на ножках. Но теперь-то его не обманешь. Хитрые грибы блюдцами прикинулись. Снял Колобок корзинку с белого блюдца и слышит:
– Верно. Не блюдце я, а гриб – Груздь настоящий. Нас на засолку бери. Мы – самые вкусные!
– Нет, мы! – закричали рыжие грибы – блюдца. – Нас, Рыжиков, хоть соли, хоть жарь!
– И что спорят? – засмеялись маленькие розовые блюдечки. – Вкусней нас, Волнушек, нет.
Тут из-под куста показалась круглая красная шапочка: «Не слушай ты их, собирай только нас, Подосиновиков!»
Слушал-слушал Колобок и решил взять всех по одному, а то корзинки не хватит. И стал собирать грибы-пеньки, грибы-зонтики, грибы-блюдца. А бабушкин зонтик сразу же превратился в палку-искалку, которой легко раздвигать густую траву. А потом зонтик стал палкой-таскалкой, на которой было удобно нести полную корзину через плечо.
Вот каким замечательным оказался бабушкин зонтик! Ведь если бы его Бабушка не подарила, если бы Колобок не пошел этим зонтиком хвастаться, никакой истории бы не получилось. Вот так.
Слайд 30Народные приметы
Первый туман лета – верная грибная примета.
Появились опята – лето
кончилось.
Если грибов уродилось мало – зима будет снежная и суровая.
Поздний гриб – поздний снег.
Слайд 31Ситуация 1.
— Петя, Петя! Я гриб белый нашла! —
закричала Оля.
— Срезай его быстрей! Теперь давай поищем его деток. Я слышал, что боровики по одному не растут, — сказал Петя и начал ножом вспарывать вокруг мох.
— Петя, остановись! — в ужасе закричала Оля...
Почему Оля остановила Петю?
Слайд 32Ситуация 2.
Во время прогулки по лесу Вася и Коля
начали подфутболивать мухоморы, которые в большом количестве росли около тропинки.
— Нельзя этого делать! — сказал папа.
Мальчики удивились:
— Почему? Они же ядовитые.
Что ответил папа мальчикам?
Слайд 33Ситуация 3.
Игорь насобирал целую корзинку грибов. Мама взяла один
из грибов и спросила:
— Как называется этот гриб? Он съедобный?
— Не знаю, похож на съедобный, — ответил Игорь.
— У грибников, сынок, есть “золотое” правило...
О чем говорит “золотое” правило грибников?
Слайд 34Использованная литературы:
Федоров В.Ф. Грибы, Чебоксары, 1994 г.
Клепинина З.А. Растения и
грибы. М.: АСТ-ПРЕСС школа, 2005 г.
Николаева Т. Сказка «Замечательный зонтик»
Клепинина З.А. «Тайны окружающего мира. 500 загадочных фактов из жизни растений, животных и не только…»
Плешаков А.А. Мир вокруг нас, М.: Просвещение, 2006
«Начальная школа» №1, 1998 г.
«Начальная школа» №8, 2007 г.
Ресурсы сети Интернет.