Слайд 1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Борисоглебского городского округа
средняя общеобразовательная школа №3
“Живые символы малой
Родины”
Работу выполнил:
Ученик 2”В” класса
Филатов Ярослав
Руководитель:
Старикова О.А.
учитель начальных классов
г. Борисоглебск
2019 год
Слайд 2Актуальность моего проекта состоит в том, что используя идею “живого символа”,
я надеюсь привлечь внимание населения к проблемам охраны редких видов растений нашего района, потому и назвал свой проект “Живые символы малой Родины”.
Слайд 3Цель исследования:
1.Изучить редкие и исчезающие растения Борисоглебского района.
2.Выпустить листовки «Живые символы
малой Родины».
Задачи исследования:
1.Выявить лимитирующие факторы для пролески сибирской, рябчика русского.
2.Познакомиться с мерами по охране редких и исчезающих растений.
Объект исследования:
Растения Борисоглебского района.
Методы, использованные, в работе:
- Анализ информационно-справочных данных интернет ресурсов.
- Систематизация сведений, полученных на основе изучения информационно-справочных данных интернет ресурсов.
- Графическое изображение данных.
Слайд 4Понятие живого символа
Идея “живого символа” - конкретного вида флоры и фауны,
наибольшее развитие нашла в природоохранном движении.
Живой символ - это знаковый, уникальный объект природы, ценный в экологическом, научном, историческом и культурном отношениях.
Слайд 5 Я провел социологический опрос «Знаете ли вы о живых символах
малой Родины?» среди учащихся 2 В класса. Сравнительный анализ показал: 100% детей вообще не слышали о живых символах малой Родины.
Слайд 6Пролеска сибирская
Высота растения 10 — 20см. Луковица яйцевидная, стебли гранистые, сплюснутые.
Листья широко — линейные. Листочки околоцветника продолговато — ланцетные, лазоревые с более тёмной полосой на спинке. Плод — коробочка с мясистым околоплодником. Встречается в лиственных лесах, по опушкам. Цветёт в марте — апреле. Травянистый многолетник.
Основные лимитирующие факторы для пролески сибирской:
1. Вырубка лесов.
2. Уплотнение почвы при выпасе скота.
3. Сбор растений в букеты и изъятие их для пересадки.
Слайд 8Рябчик русский
Рябчик русский (Fritillaria ruthenica Wikstr.) - растение из семейства Лилейных.
Это многолетник с небольшой луковицей (до 1 см), из которой в апреле вырастает прямой гладкий стебель, имеющий на верхушке спирально закрученные усики. Обычно рябчик цветет в первой половине мая. На каждом растении от 1 до 3 цветков, реже попадаются растения с 4-5 колокольчиками. После созревания семян растение засыхает, а луковица, накопившая питательные вещества, сохраняется в почве до следующей весны. Растет рябчик русский в разреженных лиственных лесах, на полянах и опушках. В Воронежском заповеднике известно 24 места произрастания этого вида. Встречается рябчик и на территории заказника «Воронежский». Многолетние наблюдения показали, что в отдельные годы участки, где растет рябчик, перекапывают кабаны, ломая и затаптывая растения; иногда верхние части побегов с цветками скусывают косули и олени; бывает, что околоцветник повреждают насекомые. Однако в «заповедных» популяциях рябчика есть хорошее семенное возобновление, и с этим видом на территории Воронежского заповедника все хорошо.
Основные лимитирующие факторы для рябчика русского:
1. Вырубка лесов.
2. Уплотнение почвы при выпасе скота.
3. Сбор растений в букеты и изъятие их для пересадки.
Слайд 9Рябчик русский. фото А. Мишина
Слайд 10Как сохранить редкие виды животных и растений?
Для сохранения редких видов животных
и растений создаются природные заповедники и заказники, национальные и природные парки, ботанические сады.
Всего в Воронежской области существует 4 заповедника:
- Музей-заповедник «Дивногорье»
- Археологический музей-заповедник «Костёнки»
- Воронежский государственный природный биосферный заповедник
- Хопёрский государственный природный заповедник
Отдельно выделяют Заповедный лесной массив «Шипов лес» и Ломовской ландшафтно-природный парк.
Слайд 11Чтобы сохранить растения нужно: контролировать вырубку лесов, запретить выпас скота на
территориях произрастания редких видов растений, запретить сбор растений. Охранять заповедники, заботиться о размножении.
Слайд 12Деятельность в рамках проекта:
В классе я провел конкурс сочинений и рисунков
«Что я знаю о живых символах малой Родины?»
Совместно с классом разработали правила друзей природы.
Изготовил листовку в поддержку живых символов Борисоглебского района.
Провел беседу среди учащихся начальной школы на тему редких и охраняемых растений Борисоглебского района.
Слайд 133. ВЫВОДЫ:
Я познакомился с живыми символами малой Родины;
Составил правила друзей природы;
Разработал
листовки “Живые символы Борисоглебского района”.
Слайд 144. Заключение.
Мы живём в мире, который меняется под воздействием деятельности человека.
Люди ежегодно объединяются, чтобы изменить мир к лучшему, помочь братьям нашим меньшим и научить ребят действовать в защиту природы. И наш родной, Борисоглебский район, тоже не исключение. Достопримечательности нашей местности – леса, животные и растения. Чтобы мы смогли любоваться этим чудом природы, гордиться им, надо уже сегодня приложить все силы, чтобы сберечь его красоту.
Я предлагаю рябчик русский сделать официальным живым символом Борисоглебского района.
Слайд 15
5.Список литературы:
1) Красная книга России. Москва «Росмэн» 2002.
2) Я познаю мир.
Энциклопедия для детей. М.: ООО. “Издательство Астрель.” 2001.
3) Удивительные животные. Под редакцией Бартенева О.С- М: ООО. “Издательство Астрель.” 2008.
htpp://red-book.narod/ru/file168/html
htpp://red-book.narod.ru/file/260/html
http://zapovednik-vrn.ru/
Слайд 16Экологическая листовка
«Живой символ малой Родины»
Сохраним первоцветы
Борисоглебска !!!
Охранять природу значит охранять
родину!
Помогите сохранить
исчезающие растения
и природу родного края!!!
Природа – это вся Россия, для тех,
кому она близка!