Слайд 1МУНИЦИПАЛЬНЫЙ КОНКУРС ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ
УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ОБОЯНСКОГО РАЙОНА
«Я ПОЗНАЮ МИР»
ТЕМА: «ЧЕЙ
ЭТО «ДОМИК?» КТО В НЁМ ЖИВЁТ?»
ПОДГОТОВИЛ: ИВАКИН НИКИТА, обучающийся 2 класса,
МБОУ «Чекмаревская ООШ»
РУКОВОДИТЕЛЬ: ТУТОВА ВАЛЕНТИНА ВИТАЛЬЕВНА,
учитель начальных классов, МБОУ «Чекмаревская ООШ»
с.Чекмаревка – 2015г.
Слайд 2 Актуальность выбранной темы: На экскурсиях в природу, учебно-опытный участок, мои наблюдения
дома заставили меня обратить внимание к различным видам «домиков» разнообразной формы. Интересно стало узнать, кому принадлежат эти «домики» и из какого материала они сделаны.
Для своего исследования я решил взять эти «домики», так как:
1- необычная своеобразная причудливая форма,
2- их можно найти дома, в лесу, вблизи пруда.
Цель: исследовать из какого материала построены «домики» представителей животного мира; описать и назвать жителей этих домиков.
Задачи: рассмотреть и определить интересующие «домики»; узнать жителей «домиков», используя дополнительную литературу, атлас-определитель; систематизировать представителей фауны в группы.
Гипотезы:
1- предполагаю, что «домики» животных построены из глины, земли, шерсти, растений.
2- возможно, «домики» представителей животного мира принадлежат различным группам животных;
3- вероятно, своеобразные «домики» животных вызовут интерес к изучению окружающего нас мира.
Методы исследования: наблюдение, фотографирование, аудиозапись, измерение.
Объект исследования: «домики» представителей животного мира.
Предмет исследования: материал, из которого изготовлены «домики».
Место проведения: окружающая среда.
Время исследования: весна – осень.
Слайд 3ОСА
Однажды я увидел, как на чердак дома залетают осы. Я решил
понаблюдать за ними. Почему
они летят на чердак? Сообщил об этом родителям. Мы обнаружили, что на чердаке есть
гнёзда, подвешенные под крышу дома. Оставили их до осени. Осенью родители помогли мне снять их.
Гнездо выглядело в виде горизонтальных сот. Обычно гнездо осы имеет форму футбольного мяча с одним входным отверстием.
Из энциклопедии я узнал, что гнёзда осы строят из «бумаги» — своими мощными челюстями пережёвывают древесину и склеивают её с помощью слюны.
Оса – насекомое, покрытое чёрными и жёлтыми полосками. Она имеет 2 пары крыльев. По боковым сторонам головы есть два больших глаза. Укус очень болезненный и может быть опасным. Я испытал это всё на себе. Будьте осторожны!
Слайд 4 ЧЕРДАЧНЫЕ ОСЫ
На полу чердака, балках обнаружил новые «домики», сделанные из
земли и глины. В «домике» много выходных отверстий. Заинтересовался жителями этого «домика» и выяснил, что они принадлежат чердачным осам.
Свой дом осы строят для выведения и вскармливания потомства, о котором они трогательно заботятся, снабжая пищей. Вышедшие из куколок осы прогрызают в гнезде отверстия и вылезают через них наружу. Гнёзда осы строят только из глины и воды.
Родина ос Средняя Азия, Северная Африка. Гнёзда ос можно найти только на чердаках домов, где они надёжно укрыты от дождя.
Слайд 5ОБЫКНОВЕННЫЙ ШЕРШЕНЬ
Кроме того я увидел ос, но более крупных размеров. Сообщил
об этом родителям. Мы обнаружили, что в сарае есть гнездо, в которое залетают эти насекомые. От родителей узнал, что это шершни. В энциклопедии прочитал о них, выяснил из какого материала они строят гнездо.
Для приготовления «бумаги», идущей на постройку гнезда, шершни обгрызают кору с молодых, берёзовых веточек, поэтому «бумага» имеет коричневый, а не серый цвет. Откусанный кусочек коры насекомое тщательно пережёвывает, смешивая со слюной, из полученной массы с помощью передних лапок формирует маленький шар и возвращается с ним в гнездо. Добытый стройматериал годится и для сотов, и для оболочки жилища.
Шершень обыкновенный – это крупная оса, длина его тела от 25 до 30 мм. У него жёлтая или жёлто-красная голова, чёрная грудь и жёлтое с чёрными пятнами брюшко.
Шершни наносят непоправимый вред нашим пасечникам, ведь шершни – как волки, только насекомые, они истребляют пчёл, которых разводят на пасеке.
Ни в коем случае нельзя подходить близко к гнёздам шершней. Ведь они могут решить, что их гнезду угрожает опасность и атаковать нарушителя спокойствия. А жалят они очень больно. И так как жало у них без зазубрен, то один шершень может жалить несколько раз подряд.
Вид гнезда прямо
Слайд 6СИНИЦА-РЕМЕЗ
Вблизи моего дома протекает река Туровка. Берега реки заросли тростником, камышом,
ивой. На тоненькой ветке ивы висело гнездо. Оно было необыкновенной формы, напоминало варежку. Я никогда не видел такого. Я был восхищён этим искусным сооружением.
Гнездо состояло из паутины, шерсти животных и мягких частей растений.
Вместе с учителем Тутовой В.В. выяснили, что гнездо принадлежит синице-ремезу.
Слайд 7 Ремезы своё гнездо строят вместе, парой, но начинает всегда самец один.
Когда гнездо будет готово примерно наполовину, к нему присоединится и самка, тогда дело пойдёт совсем быстро.
Так что же ему для дома надо? Во-первых, сухой тростник. Это основной связующий материал для гнезда. Во-вторых, сухой рогоз для утепления гнезда, его в народе камышом зовут. Ну и в-третьих, дерево на которое можно прикрепить это гнездо.
Постройка гнезда начинается с плетения кольца, прикрепленного к ветке. Это кольцо потом превратится в вытянутый шар, у которого ремезы сплетут входной тоннель и получится нечто напоминающее варежку, только вход будет через палец. Вот какое гнездо-варежка.
Вы наверно представляете, что будет происходить с этой веткой, а значит и с гнездом, при сильном ветре…
Слайд 8СЛЕПЫШ
На огородах, буграх увидел множество одинаковых ровных земляных кучек. Вокруг я
не увидел ни звериных следов, ни нор. Наблюдая за кучей заметил, что она постепенно растёт. Интересно, чья это работа?
Оказалось – слепыша. В народе его ещё называют слепец, живёт он под землёй, только может иногда выйти на поверхность в случаях крайней необходимости.
Нора слепыша снаружи завалена многочисленными большими кучами земли. Нора – это разветвлённая система ходов под землёй. Идёшь по огороду и проваливаешься в его ходы. Измерил кучу, диаметр которой составил 50 см. Земли примерно с ведро, а это около 10 кг.
Мне посчастливилось увидеть и рассмотреть слепыша на учебно-опытном участке, так как старшеклассникам удалось его поймать.
Этот зверёк не похож на других зверей. Он как будто без головы и без хвоста, на коротеньких мизерных ножках, одет в короткую и густую шерсть серого цвета.
На нашем огороде он тоже похозяйничал, помог собрать урожай картофеля.
Слайд 9ВЫВОДЫ
В ходе работы я выяснил:
1- гнёзда, норы – «домики» представителей
животного мира;
2- гнёзда, норы могут принадлежать насекомым, птицам, зверям;
3- «домики» изготовлены из разного материала (коры деревьев, шерсти, пуха, земли, глины, различных растений);
Мне интересно заниматься исследовательской деятельностью, так как я познаю окружающий нас мир, расширяя свой кругозор.
Слайд 10
ЖЕЛАЮ ВАМ УСПЕХОВ И НАДЕЮСЬ, ЧТО ЗНАКОМСТВО С «ДОМИКАМИ» ЖИВОТНОГО МИРА
ВЫЗОВУТ У ВАС ЖЕЛАНИЕ
ИССЛЕДОВАТЬ ОКРУЖАЮЩИЙ МИР, ИЗУЧАТЬ ЕГО,
А ГЛАВНОЕ БЕРЕЧЬ.
ИССЛЕДУЙТЕ!
ВЫ НЕ ПОЖАЛЕЕТЕ!
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Слайд 11СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Большая детская энциклопедия, издание 11-е, Москва «Махаон», 2011г.
-
Энциклопедия «Я познаю мир» (Птицы, Насекомые, Звери), В.В. Иваницкий, ООО «Издательство Астрель», 2000.
- Энциклопедия «Животные планеты», Москва «Махаон», 2011г.
- Энциклопедия «Вопросы и ответы», Москва «Махаон», 2012г.
- Энциклопедия животных, М. Авдонина, издательство «ЭКСМО-Пресс»
- Атлас-определитель «От земли до неба», А.А. Плешаков, издательство «Просвещение», 2012г.
- Интернет сеть.