Слайд 1ВЛИЯНИЕ ВЕСА ШКОЛЬНОГО ПОРТФЕЛЯ НА ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКА
Исследовательскую работу выполнили: группа
учащихся 1б и 5 а классов МБОУ №5 ст. Марьинской .Руководитель: Дегтева Л.А.
Слайд 2
Цель работы:
Изучить возможность снижения веса портфеля школьника и разработать рекомендации по
улучшению сложившейся ситуации.
Обратить внимание учеников на необходимость контроля веса портфеля с целью охраны собственного здоровья.
Слайд 3Задачи:
1. Проанализировать данные в медицинской литературе по теме исследования.
2. Описать, как влияют
тяжелые ранцы на растущий организм ребенка, к каким последствиям это приводит.
3. Доказать, что тяжелый портфель вредит здоровью.
4. Предложить свои способы решения проблемы.
Слайд 4
Предмет исследования:
осанка школьника-основа здоровья
Объект исследования: обучающиеся 5а класса.
Гипотеза: мы предполагаем, что
тяжелый ранец вредит здоровью.
Слайд 5Для того чтобы узнать, как влияет ношение тяжелого ранца на здоровье
школьника, мы:
проводили опрос
наблюдали
собирали информацию из книг, журналов, газет; интернета
проводили эксперимент
анализировали данные
Слайд 6ОСАНКА
Правильная осанка формируется в первые годы жизни. Но наиболее важный период
– с 4 до 10 лет, когда быстро развиваются механизмы, обеспечивающие вертикальную позу. На формирование неправильной осанки оказывают влияние хронические заболевания, недостаточный по времени отдых и пассивные формы его проведения, неправильное положение тела во время занятий, не соответствующая росту мебель, неудобная обувь и одежда. Не последнюю роль в этом играет вес школьного портфеля.
Слайд 9Выбираем
Ношение портфеля, превышающего допустимые нормы, влияет на позвоночный столб и внутренние органы,
к тому же ребёнок физически утомляется, идёт нагрузка на сердце. В ближайшем будущем это привёдет к возникновению болей в спине, искривлению позвоночника, испортит осанку и походку, может вызвать радикулит и другие заболевания.
Слайд 10Вес портфеля
Вес портфеля школьника регламентируют Санитарные правила и нормативы, утверждены главным
государственным санитарным врачом. Согласно нормам общая масса учебников из расчета на один учебный день в комплекте со школьными принадлежностями, без массы портфеля или ранца, не должна превышать допустимых гигиенических норм для перенесения учениками веса на расстояние до 3 километров.
Слайд 11На всё есть нормы
Вес ранца с учебным комплектом не должен превышать
1-2 классы 1,5 кг
3-4 классы 2,5 кг
5-6 классы 3 кг
7-8 классы 3,5 кг
9-11 классы 3,5-4 кг
Кроме того, считается, что вес школьного портфеля не должен превышать 10 % от веса школьника.
Слайд 12На все есть свои нормы
Год от года школьные ранцы становятся тяжелее.
Издатели не всегда придерживаются гигиенических рекомендаций в отношении веса изданий, превышая его из коммерческих соображений. С 1998 года введены в действие санитарные правила и нормы – «Гигиенические требования к изданиям учебников для общего и начального профессионального образования», в которых регламентирован вес учебного издания для каждой возрастной группы. Он не должен превышать для учащихся:
– 1–4-х классов – 300 г;
– 5–6-x классов – 400 г;
– 7–8-х классов – 500 г;
– 10–11-х классов – 600 г.
Слайд 14Угроза за спиной
Подавляющее большинство школьников носят ранцы, которые причиняют вред их
здоровью, потому что ежедневная ученическая ноша слишком тяжела!
Ученые в ходе эксперимента оснастили лямки ранцев специальными датчиками и контролировали детей, которые носили поклажу, весившую 10, 20 и 30% веса их тела. Выяснилось, что чем тяжелее она была, тем выраженнее становились боли в спине. Начиная с 20% давление ранца на левое плечо достигало 70 мм рт. ст., а на правое – 110 мм рт. ст. Это в 2–3 раза больше предельного давления, которое приводит к нарушению кровообращения в организме! А средний вес школьного ранца обычно составляет 22% веса ученика.
Кроме того, перекос правого плеча ведет еще и к нарушениям осанки.
Слайд 15Наш эксперимент
Изучив различную литературу по теме, мы решили провести эксперимент и
в своем классе. В эксперименте участвовало 22 человека.
План эксперимента
1. Узнать у медицинского работника школы информацию о состоянии опорно-двигательной системы, в частности об осанке, ребят нашего класса.
2. Взвесить ранцы без школьных принадлежностей у учеников нашего класса.
3. Проверить вес учебных пособий, необходимых по программе, и сравнить их с гигиеническими нормами.
4. В течение недели наблюдать за изменением веса ранца в связи с учебными нагрузками.
Слайд 17 Проанализировав личные карточки учеников с медицинским работником школы, мы увидели, что
проблема с опорно-двигательной системой у нас в классе стоит очень остро:
... человек с нарушением осанки;
... человек со сколиозом;
... человек здоровых.
Как же сохранить здоровье ученика и не усугубить эту проблему, нося ежедневно тяжелую поклажу за спиной?
Для этого мы рассчитали правильный вес ранца с принадлежностями по формуле: вес ранца меньше 10% веса ученика, т.е. вес ученика (в килограммах) надо умножить на 10 и разделить на 100.Данные записали в табл. 1.
Слайд 18Исследование фактического веса портфелей учеников 5а класса
Слайд 19Итоги эксперимента
Вес портфеля с принадлежностями
Вес пустого портфеля
Слайд 20Социологический опрос
Тип школьного портфеля
Самостоятельная оценка веса портфеля
Слайд 21На что обращают внимание при покупке портфеля
Слайд 22Выводы
Мы увидели, что у 12 учеников вес ранца соответствует гигиеническим нормам,
то есть не превышает условного веса 0,5 кг. Нашлись победители-легковесы весом всего 0,2 кг. Однако у 18 человек вес ранца превысил гигиеническую норму.
Ранцы-тяжеловесы могут стать причиной различных патологий в развитии опорно-двигательной и сердечно-сосудистой систем.
Можно сказать, что родители ребят, обладающих правильными ранцами и ранцами-легковесами, побеспокоились о сохранении здоровья своего ребенка, в частности осанки.
А может быть, причина не только в ранцах, но и в учебных пособиях? Для этого мы записали все учебные пособия, которыми пользуемся, и взвесили их: «Литературное чтение» – 200 г; «Математика» – 230 г; «Русский язык» – 300 г; «Окружающий мир» – 50 г; Дневник – 100 г; Тетрадь-задачник – 20 г; Тетрадь-задачник – 50 г; «Английский язык» – 500 г
Слайд 23Все книги соответствовали гигиеническим нормам – 300 г для учеников начальной школы.
Нашелся и «нарушитель» – учебник английского языка массой 500 г.
Понаблюдав в течение недели за весом ранцев, мы обнаружили, что самым тяжелым ранец бывает в среду и пятницу: 4,45 кг или 4,34 кг (без сменной обуви и дополнительной книги). А в данные дни он должен быть менее нагруженным. Самым легким ранец оказался в понедельник и четверг. Вес тяжеловеса в эти дни достигал 3,42 кг, причем не учитывался вес сменной обуви и дополнительной книги. Так что даже в эти дни вес не соответствовал гигиеническим нормам.
Слайд 26Рекомендации учителям:
Купить второй набор учебников для школы.
Оборудовать в школе места
для хранения личных вещей.
Носить один комплект учебников на парту.
При составлении школьного расписания необходимо учитывать вес учебных комплектов, так как в один день портфель может быть тяжелый, а в другой – легкий.
Слайд 27Рекомендации ученикам:
Не носите лишнего в ранцах.
Проверяйте ранец ежедневно и
не забывайте вынуть из него ненужные учебники и другие школьные принадлежности.
Слайд 28Рекомендации родителям:
Просим вас: не покупайте тяжелые ранцы!
У ваших детей от тяжелых
нагрузок портится осанка.
Ваши дети быстрее устают, таская за своей спиной тяжеловесы.
Пожалуйста, позаботьтесь о ваших детях и об их здоровье!