Слайд 1Мир вокруг нас
Почему
звенит звонок
Слайд 2Было тихо, очень тихо –
Ночь на всей земле.
Лишь будильник робко тикал
На
моём столе.
Было тихо, очень тихо –
Тихий, тихий час…
Лишь будильник робко тикал,
Мышь в углу скреблась.
Было тихо, очень тихо –
Дрёма без забот…
Лишь будильник робко тикал,
Мышь скреблась,
Сверчок пиликал
Да мурлыкал кот.
Было тихо, очень тихо –
Тихий час теней…
Лишь будильник робко тикал,
Мышь скреблась,
Сверчок пиликал,
Козлик мекал,
Кот мяукал,
Поросёнок дерзко хрюкал,
Бык ревел
И две собаки
Дружно вторили во мраке
Ржанию коней.
Слайд 3Едва только осень шагнет за порог,
Ребят созывает веселый звонок.
Увидит
он: в школу идет детвора,
И сразу же звонко, задорно: —Ура!
Он каждому школьнику искренне рад,
Но любит он больше веселых ребят.
И вовсе не любит веселый звонок
Лентяев, зазнаек, нерях, лежебок.
Слайд 4Мы слышим школьный звонок несколько раз в день: в начале и
в конце каждого урока. А задумывались ли вы о том: почему звенит звонок?
Слайд 5Давайте все замрём на несколько секунд и прислушаемся…
Слайд 15Мы с вами живём в мире разных звуков. Живые и неживые
предметы могут их издавать. Как художник изобразил, что все предметы издают какие-то звуки?
Слайд 16От каждого предмета идёт волна.
С помощью чего мы улавливаем волну?
Слайд 17Слышать разные звуки нам помогают уши. Это очень сложные органы.
Об
их устройстве мы будем говорить в старших классах.
Слайд 18 Слуховой аппарат состоит из трех отделов: наружного, среднего и внутреннего.
Наружный отдел
хорошо виден. Он состоит их ушной раковины и наружного слухового прохода, заканчивающегося барабанной перепонкой.
Слайд 20 Дальше идет средний отдел, в котором находятся три маленькие слуховые косточки,
соединенные друг с другом. Они называются молоточек, наковальня и стремечко. Эти косточки одним концом крепятся к барабанной перепонке, а другим — к окошку внутреннего уха.
Слайд 22 Во внутреннем отделе находится костный завиток — улитка, внутри которой несколько
тысяч натянутых тонких волоконец.
Слайд 24 Звук попадает сначала в ушной проход, упирается в барабанную перепонку и
та начинает колебаться. По слуховым косточкам звук попадает в «улитку». Дальше каждый волосок «улитки» передает о своем звуке в головной мозг человека.
Слайд 25Как надо относиться к такому сложному органу?
Слайд 26
Правильно, бережно! Как вы понимаете — бережно относиться? Что надо делать
и чего не надо делать? Послушайте стихотворение на тему нашего урока.
Слайд 27Доктор, доктор, как нам быть: Уши мыть или не мыть?
Если
мыть, то как нам быть: Часто мыть или пореже? Отвечает доктор:
— Еже!
Отвечает доктор гневно:
— Еже, Еже,
— Ежедневно!
Слайд 28
Наши уши боятся шума, резких и громких звуков .
Слайд 29Уши и слух есть почти у всех животных.
Они помогают животным
поймать добычу, спастись от врагов,
найти друг друга. Правда, не у всех животных уши заметны так же хорошо, как у человека. У рыб, насекомых и птиц ушных
раковин просто нет, хотя слышат они часто
даже лучше человека.
Слайд 35Иногда звук добегает до какого-нибудь препятствия (например, до горы или леса)
и, натолкнувшись на него, возвращается обратно. Тогда мы слышим эхо.
Слайд 37 Бывает иной раз, гуляете вы по лесу со своими друзьями, разбредетесь
в разные стороны и начинаете весело перекликаться. Вдруг... что это? Вы слышите, что кто-то произносит ваши же слова, только приглушенно, тихо, даже немножко печально.
Эхо!
Всем очень нравится эхо, забавно его слушать, и вы начинаете кричать на весь лес: «Ау!» — и долго еще перекликаетесь.
Но что это такое — эхо? Почему оно бывает?
Слайд 38 Вы крикнули и воздух заколебался, потому что всякое звучащее тело колеблется:
колеблются струны скрипки, арфы, рояля, колеблются ваши голосовые связки, когда вы говорите. Звучащее тело колеблется, и от него во все стороны по воздуху распространяется волна, а когда она достигает вашего уха, вы слышите звук.
Но вот звуковая волна натыкается на какое-то препятствие, как морская волна на берег, и возвращается обратно, и вы во второй раз слышите свой голос, но только тихий, потому что волна постепенно ослабевает.
Слайд 39 Эхо вы слышите далеко не всегда и не всюду. Для этого
нужны определенные условия: препятствие, на которое натыкается звуковая волна, должно находиться на определенном расстоянии, так, чтобы волна успела вернуться на одну десятую секунды, потому что наше ухо может воспринять ту же самую звуковую волну не меньше, чем через такой промежуток времени. Вот что такое эхо. Вот почему оно бывает.
Слайд 40 Человек понял природу эха, понял его механику. И вот на основе
законов отражения звуковой волны человек создал замечательный прибор — эхолот.
Этот прибор, установленный на борту корабля, посылает звуковую волну в глубину моря. Звук распространяется в воде, достигает дна и возвращается обратно, его снова улавливает прибор. Зная скорость распространения звука в воде и проследив, сколько времени прошло между отправлением и приемом звука, ученые определяют глубину моря в определенном месте.
Слайд 42 А если послать звук не в глубину моря, то есть не
по вертикали, а по горизонтали, то можно определить, как далеко находится судно от берега, или во время тумана узнать, нет ли впереди каких-либо препятствий, на которые рискует наткнуться судно, не плавает ли ледяная гора-айсберг? Звуковая волна натыкается на препятствие и возвращается обратно, ее улавливает прибор, который называется гидролокатором, сообщает о препятствии капитану.
Слайд 44 Такие приборы есть и у многих морских животных — живые приборы,
которыми их наградила сама природа. Таким прибором обладает кашалот; есть он и у дельфина — умнейшего животного, какое только существует в царстве природы.
Природный локатор есть и у летучей мыши.