Слайд 2Тема урока: Кто такие насекомые?
Тип урока: открытие нового знания
Цель урока: создать условия для
формирования у детей представления об отличительных особенностях строения насекомых и показать их многообразие и красоту
Слайд 3Задачи урока:
Образовательные:
- создать условия для формирования у детей представления о понятии
«насекомое»;
- создать условия для формирования умения видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы;
Слайд 4Развивающие:
- развивать познавательный интерес к окружающему миру путём привлечения занимательного материала,
создания проблемных ситуаций;
- развивать логическое мышление, воображение, восприятие, речь;
Слайд 5Воспитательные:
- воспитывать интерес к окружающему миру;
- способствовать воспитанию бережного отношения к
природе, готовности следовать нормам природоохранного поведения;
- воспитывать умение слушать других, уважительно относиться к иному мнению.
Слайд 6Ожидаемые результаты.
Предметные результаты:
- сравнивать части тела различных насекомых;
- узнавать насекомых в
загадках, по рисункам;
приводить примеры насекомых;
- пользоваться признаком насекомых для определения принадлежности животного к данной группе;
- работать в группе, используя представленную информацию для получения новых знаний;
Слайд 7Метапредметные результаты:
регулятивные:
- принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать
средства её осуществления;
- осуществлять самопроверку;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке;
познавательные:
- осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера;
- овладевать логическими действиями сравнения, анализа, классификации по признакам;
- выдвигать гипотезы и их обосновывать;
Слайд 8коммуникативные:
- слушать собеседника и вести диалог;
- признавать возможность существования различных точек
зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
личностные:
- принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
- понимать мотив учебной деятельности и личностного смысла учения;
- уважительно относиться к иному мнению
Слайд 9Оборудование: - учебник «Окружающий мир» 1 класс (А.А.Плешаков);
- мультимедийный проектор;
-
презентация к уроку «Кто такие насекомые?» (POWER POINT);
- «СМАЙЛИКИ» для оценки своих достижений;
фишки жёлтого, красного и зелёного цвета для выполнения теста;
- изображения насекомых для отгадывания загадок, которые разбросаны по стенам класса;
- карточки «Кто не является насекомым?»;
- коллекции насекомых;
- ромашка и бабочки для осуществления рефлексии ;
- атлас-определитель «От земли до неба»;
- карточки с изображением насекомых.
Слайд 10I.Организационный момент.
II. Проверка знаний полученных на прошлом уроке
Цель: проверить знания детей
по пройденному материалу с помощью тестирования (выбора правильного ответа из нескольких)
Слайд 11
1.Как правильно назвать лист хвойного дерева?
а) колючка
б) иголка
в) хвоинка
Слайд 132. Какое из хвойных деревьев сбрасывает листья на зиму?
а) сосна
б) лиственница
в) кедр
Слайд 15
3. Какое дерево не является хвойным?
а) лиственница
б) черёмуха
в) ель
Слайд 174. Какое дерево не является лиственным?
а) кедр
б) берёза
в) осина
Слайд 19
5. Это высокое хвойное дерево,
у него длинные острые хвоинки
а) сосна
б) лиственница
в) ель
Слайд 21 III. Определение темы и постановка учебной задачи
Цель: формирование мотивации к поиску
решения поставленной проблемы (задачи)
4. Усвоение новых знаний
1. Просмотр мультфильма перед уроком
Перед уроком мы сегодня посмотрели мультфильм «Муха – Цокотуха».
2. Беседа.
- Как называется этот мультфильм?
- Кто знает автора этой сказки?
- Назовите, кто приходил к Мухе в гости?
- Как одним словом мы назовем гостей Мухи? (насекомые)
Что бы вы хотели узнать о насекомых?
– Назовите цель урока.
Слайд 22- Узнать, каких животных мы называем насекомыми.
Нам предстоит узнать, каких
животных мы называем насекомыми, по каким признакам мы определяем, что это насекомое, чем они отличаются от других представителей живой природы?
– На уроке нам поможет изучать мир герой учебника. Узнаёте его?
Трудится с утра до ночи,
Строит дом высокий очень.
Муравейник – тёплый дом,
Миллионы комнат в нём.
Строит кто? Скажи скорей!
Это крошка – … (муравей)
Слайд 24 1. Исследовательская работа
-
Дети, у вас на парте лежат карточки с изображением насекомых. Ваша задача – рассмотреть, назвать насекомое, если есть необходимость можно обратиться к атласу – определителю, и посчитать, что можно посчитать (глазки, крылья, усики, ножки). (Ответы детей).
- Что общего у всех насекомых?
Слайд 25
- У всех насекомых 6 ножек.
Это самая значительная особенность насекомых,
по ней мы отличаем насекомых от других живых существ.
Физкультминутка.
"Бабочка".
Спал цветок и вдруг проснулся, (туловище вправо, влево.)
Больше спать не захотел, (туловище вперед, назад.)
Шевельнулся, потянулся, (руки вверх, потянуться).
Взвился вверх и полетел, (руки вверх, вправо, влево).
Солнце утром лишь проснется, бабочка кружит и вьется, (покружиться).
Слайд 262. Работа над строением насекомых
- Рассмотрите внимательно тело бабочки. Посчитайте, из скольких частей оно состоит. У каждого насекомого тело состоит из трёх частей: головы, грудки и брюшка.
Слайд 28
- Слово «насекомое» произошло от слова «насечка», оно указывает на то,
что насекомое разделено насечкой на части: голова, грудь, брюшко. У других животных мы тоже можем выделить эти части тела, но только у насекомых 6 ног.
Слайд 293. Сообщение учителя с элементами беседы.
- Дети, как вы думаете, много ли насекомых живёт на нашей планете? (Предположения детей).
- Насекомых на планете много. Очень много. Сейчас энтомологам, учёным, которые изучают насекомых, известно более миллиона самых различных насекомых.
Слайд 30Разгадаем загадки. Проверим ответ.
Он по комнате кружит.
Зло пищит,
зудит, жужжит.
Сел тихонько мне на лоб.
Я его с размаху – шлёп!
Увернулся он от драки.
Вновь готовится к атаке.
Превращает ночь в кошмар,
Этот маленький…(Комар)
Слайд 31На лугах и на опушке,
Средь травы зеленой,
Маскируется искусно
Длинноус веселый!
Стрекотание его,
Часто режет
уши,
Никому не верит он –
Хочешь, нет? А слушай!
Ноги – длинные по плечи,
Ну! Узнали? Он... (Кузнечик)
Слайд 32
Кто чуть свет уже в полёте
От цветка и до цветка –
Вся
в пыльце, весь день в работе
И жужжит наверняка!
Кто нам дарит мёд душистый:
Майский, липовый, лучистый,
Чтоб простуда не взяла?
Больно жалит кто? (Пчела)
Слайд 33Не мычит коровка та,
Нет рогов, копыт, хвоста,
Молока нам не дает,
Под листочками
живет.
В чёрных точках красный плащ
носит жук. Растеньям – страж.
С вредной тлёй воюет ловко
эта... (Божия коровка)
Слайд 34Всем она надоедает
И по комнатам летает,
Пристаёт и вновь резвится,
Ей спокойно не
сидится.
Всё летает и жужжит,
На стекле окна сидит,
Позолоченное брюхо,
Догадались? Это – ... (Муха)
Слайд 35Наблюдаю я полёт –
Надо мною вертолёт.
Кто же ты? А ну, постой.
Длинный
хвостик голубой,
Крылья, будто в паутинке,
Очень тоненькие льдинки.
И огромные глаза.
Кто же это? (Стрекоза)
Слайд 38- Вспомните, из скольких частей состоит тело насекомого?
- Какой общий признак
объединяет всех насекомых?
На слайде есть гусеница. Посчитайте ноги гусеницы, сколько их. Конечно же, больше 6!
Гусеница – это личинка насекомого.
Слайд 39- Вернемся к нашей сказке. Кто же нарушил праздник у Мухи
– Цокотухи?
- Можем мы сказать о пауке, что он насекомое?
- Нет. Паук принадлежит к классу паукообразных. В отличие от насекомых у него 8 ножек. Тело его состоит из двух частей, зато глаз целых 8.
Слайд 41 Сообщение учителя с элементами беседы.
- Подумайте, какую пользу приносят насекомые?
- Бабочки, пчёлы, шмели, осы опыляют цветковые растения.
- Медоносная пчела дает мед, воск, прополис.
- Тутовый шелкопряд - шелковую нить, она непрерывна, до 1000 м длины. Из шелковой нити ткут шелковую ткань, а из ткани шьют одежду, парашюты. (Коллекция)
Слайд 46Не ловите бабочек !
Бабочка цветная
над тобой порхает...
Стрекоза резвится,
пляшет, веселится…
Лету
все так рады!
Их ловить не надо…
Пусть себе летают, землю украшают…
Слайд 47Не разрушайте муравейник!
Муравьи – лесные санитары;
Так прозвали люди их недаром!
Чтобы лес
красив был и здоров,
Без личинок вредных и жуков,
Муравьи на страже день и ночь:
Гонят разных короедов прочь!
Только ты им, друг мой, не мешай!
Муравейники не разоряй!
Эти санитары так нужны
Для лесов твоей родной страны!
Слайд 486. Рефлексия.
- Ответили мы на вопрос, поставленный в начале урока?
- Что
на уроке было самым интересным? Что запомнилось?
- Что вызвало затруднение?
- Оцените свою работу на уроке:
Зеленая бабочка – доволен своей работой на уроке.
Желтая бабочка – не совсем доволен работой, мог работать лучше.
Красная бабочка – недоволен.