Слайд 1МБОУ «САКСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 2»
Творческая работа
Хамелеон – мастер переодеваний.
(почему хамелеоны
меняют свою окраску)
Выполнила
ученик 3 –А класса
Бондарь-Гутов Сергей
Учитель: Гутова С.С.
Слайд 2Цель исследования – научно обосновать с помощью теоретического и экспериментального анализа
литературных источников, опроса детей и взрослых факт изменения окраски хамелеонами.
Задачи исследования
1.Осуществить теоретический анализ общеизвестных фактов о хамелеонах, об их образе жизни и привычках, о местах их обитания.
2.Провести экспериментальное исследование с детьми и взрослыми, направленное на выяснение причин изменения окраски хамелеонами.
3.Проанализировать интересные факты из жизни хамелеонов и составить фотоальбом по соответствующей теме.
Слайд 3Объект исследования – особенности образа жизни хамелеонов
Предмет исследования – изменение окраски
хамелеонов
Гипотеза исследования – перед началом исследования нами была выдвинута гипотеза о том, что хамелеоны меняют окраску своего тела под воздействием факторов окружающей среды, а также выяснить, за счет чего это происходит.
Слайд 4.
Эмпирическая база исследования
Данное исследование проводилось в 3-х классах МБОУ «Сакская
школа № 2». В исследовании приняли участие 63 ученика , из них 31 девочка и 32 мальчика.
Слайд 5 Методы и методики исследования
С целью подтверждения выдвинутой нами гипотезы были
использованы следующие методы исследования.
1.Опрос учеников.
2.Теоретический анализ литературы по данному вопросу.
Для проведения опроса ученикам был предложен следующий вопрос: Каковы, на ваш взгляд, причины изменения окраски у хамелеонов?
Слайд 6Результаты эмпирического исследования и их обсуждение.
В результате проведенного нами эмпирического исследования
были установлены основные причины изменения окраски тела у хамелеонов.
1.От злости (когда хамелеон раздражен или сердится) – ответили 16 учеников, что составляет 25 % от общего количества всех участников исследования
2.Это связано с особенностями строения кожи - 4 ученика, что составляет 6 % от общего количества всех участников исследования
3.Хамелеоны меняют окраску, когда пугаются - так ответило 11 детей, что составляет 17 % от общего количества всех участников исследования
Слайд 74.Хамелеоны могут изменять свою окраску под действием света, температуры и других
факторов внешней среды – 5 учеников, что составляет 8 % от общего количества всех участников исследования
5.Изменяют свою окраску от голода или жажды - 10 детей выдвинули данное предположение, что составляет 16 % от общего количества всех участников исследования
Слайд 86.Во время сна – ответили 11 учеников, что составляет 17 %
от общего количества всех участников исследования
7.Затрудняюсь ответить – 6 учеников, что составляет 10 % от общего количества всех участников исследования
Слайд 11Выводы
1.В результате проведенного теоретического анализа литературных источников было установлено, что основная
причина изменения окраски тела у хамелеонов связана с особенностями строения кожных покровов. В наружном волокнистом и более глубоком слое дермы находятся особые разветвленные клетки — хроматофоры, содержащие зёрна различных пигментов чёрного, тёмно-коричневого, красноватого и жёлтого цветов. При сокращении отростков хроматофоров зёрна пигментов перераспределяются, и их наибольшая концентрация приходится на центр клеток, при этом кожа самой ящерицы приобретает беловатый или жёлтый окрас. При сосредоточивании меланина (тёмный пигмент) в волокнистом слое кожи, она соответственно приобретает тёмную окраску. Сочетанием пигментов обоих слоёв приводит к появлению различных цветовых оттенков. Данные изменения окраски тела хамелеонов происходят под действием как внешних раздражителей, так и в результате голода, жажды, испуга, раздражения и т. д.
Слайд 122.Однако, в результате проведенного эмпирического исследования, а именно опроса детей третьих
классов, были названы шесть причин изменения окраски у хамелеона. Среди них следующие: особенности строения кожи, действия факторов внешней среды, физиологические факторы (испуг, злость, голод, жажда и др.)
3.Таким образом, причины изменения окраски учениками названы правильно, что подтверждает нашу гипотезу. Однако, следует учесть, что основная причина, а именно – особенности строения кожи хамелеонов – названы лишь четырьмя учениками, что составляет 7 % от общего количества участников исследования.