Презентация, доклад на тему Наблюдение как источник познания окружающего мира

Содержание

Окружающий нас мир велик и разнообразен. «Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск

Слайд 1«Наблюдение как источник познания окружающего мира»
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное автономное образовательное

учреждение
высшего профессионального образования города Москвы
«Московский институт открытого образования»


Выполнила Агафонова Светлана Валерьевна

«Наблюдение как источник познания окружающего мира»ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫГосударственное автономное образовательное учреждениевысшего профессионального образования города Москвы«Московский институт

Слайд 2Окружающий нас мир велик и разнообразен.
«Человек стал человеком, когда услышал

шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, – услышал, и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни».
В. А. Сухомлинский.

Актуальность темы: Изучение окружающего мира имеет решающее значение при достижении личностных, метапредметных и предметных результатов начального образования и способствует достижению предметных результатов.

Окружающий нас мир велик и разнообразен. «Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание

Слайд 3это непосредственное, планомерное, целенаправленное чувственное восприятие предметов и явлений окружающего мира

всеми органами чувств c целью его познания.
это главный научный метод изучения природы, с помощью которого учащиеся готовятся к более сложным научным исследованиям.
целенаправленное и организованное восприятие внешнего мира, доставляющее первичный материал для научного исследования.

Наблюдение - это

В.А. ГЕРД
(1841 – 1888)

К.Д. УШИНСКИЙ
(1823 – 1871)

В.В. ПОЛОВЦОВ
(1862 – 1918)

А.Н. БЕКЕТОВ
(1825 – 1902)

Познание - это

это совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира.
это процесс получения человеком нового знания, открытие неизвестного ранее.

это непосредственное, планомерное, целенаправленное чувственное восприятие предметов и явлений окружающего мира всеми органами чувств c целью его

Слайд 4 Виды наблюдений
В классе
За явлениями

неживой природы

За объектами неживой природы

За объектами живой природы

На природе

Фронтальные

Индивидуальные

Групповые

Виды наблюденийВ классе За явлениями неживой природыЗа объектами неживой природыЗа объектами

Слайд 5Содержание наблюдений за природой в начальной школе
1. Наблюдения за солнцем.

2. Наблюдения за погодой .
3. Наблюдения за фоpмами повеpхности и полезными ископаемыми.
4. Наблюдения за почвенным покровом.
5. Наблюдения за водоемами.
6. Наблюдения за растениями и животными.
7. Наблюдения за человеком.
8. Наблюдения за природными комплексами.

Содержание наблюдений за природой в начальной школе 1. Наблюдения за солнцем. 2. Наблюдения за погодой . 3.

Слайд 6«Мало смотреть, надо уметь видеть».
Наблюдения под руководством учителя
Кратковременные систематические

наблюдения -
Экскурсия

Длительные самостоятельные наблюдения

Наблюдения, связанные с исследовательской работой: развитие растений на пришкольном участке при разных условиях ухода за ними, развитием животных в уголке живой природы и т. п.

«Мало смотреть,  надо уметь видеть». Наблюдения под руководством учителя Кратковременные систематические наблюдения -Экскурсия Длительные самостоятельные наблюдения

Слайд 7Наблюдения
Кратковременные
Длительные

НаблюденияКратковременныеДлительные

Слайд 8Место проведения наблюдения
1.Наблюдения из окна 
2. Наблюдения в естественных природных и социальных

условиях

3. Наблюдения в условиях, социально созданных человеком

4. С помощью телевидения, Интернета, видеопрограмм

Место проведения наблюдения1.Наблюдения из окна 2. Наблюдения в естественных природных и социальных условиях3. Наблюдения в условиях, социально созданных

Слайд 9Методические требования к организации  наблюдений младших школьников Л.Ф. Мельчаков (1914-1999):
учет психологического уровня развития детей;
организация активной исследовательской деятельности

в ходе наблюдения;
последовательность в выработке умений наблюдать;
показ практической значимости наблюдений;
необходимость фиксации результатов наблюдений в дневниках наблюдений и календарях природы;
определенная подготовка родителей (необходимо разъяснить, какую помощь должны оказать детям родители, члены семьи в проведении наблюдений; от них прежде всего требуется внимание, заинтересованность, готовность помочь ребенку в этой работе);
систематизация содержания наблюдений.
Методические требования к организации  наблюдений младших школьников Л.Ф. Мельчаков (1914-1999):учет психологического уровня развития детей;организация активной исследовательской деятельности в ходе наблюдения;последовательность в

Слайд 10Основные правила проведения наблюдений. А Любен
Начинать наблюдения с естественных тел родины

и кончать телами отдаленных стран.
Выбирать по преимуществу тела, характерные по своему строению или другим особенностям, познакомить детей с телами, имеющими практическое значение.
Начинать наблюдения с тел природы, наиболее доступных для ребенка.
Выбирать тела так, чтобы ученик видел в каждом курсе нечто целое, а в следующем – развитие предыдущего.
Начинать с наблюдений за отдельными телами, а потом подводить детей к обобщению.
Давать учащимся естественные тела в руки, чтобы они рассматривали их собственными глазами, сами описывали и группировали.
Возобновлять сделанные наблюдения как можно чаще.
Приучать детей наблюдению природы.
Основные правила проведения наблюдений. А ЛюбенНачинать наблюдения с естественных тел родины и кончать телами отдаленных стран.Выбирать по

Слайд 11
Подготовительный этап
Концентpация внимания на наблюдаемом объекте
Исследование наблюдаемого объекта
Заключительный этап.
Технология подготовки и

проведения наблюдений с младшими школьниками

«Нельзя наблюдать вообще ,наблюдение должно быть делаемо под влиянием потребности решить определенную задачу, получить ответ на возникший вопрос».
В.В. Половцов

Подготовительный этапКонцентpация внимания на наблюдаемом объектеИсследование наблюдаемого объектаЗаключительный этап.Технология подготовки и проведения наблюдений с младшими школьниками«Нельзя наблюдать

Слайд 121. Подготовительный этап
Цель его – вызвать у детей интерес к объекту

наблюдения. Достигается это различными приемами: краткая беседа, ориентирующая на новое (что дети узнают о предмете, на что обратить внимание); обращение к имеющемуся личному опыту детей (вспомнить, видели ли они предмет, где видели, каким он был тогда, что они знают о нем); показ диафильма, иллюстраций, готовящих детей к восприятию объекта.
1. Подготовительный этапЦель его – вызвать у детей интерес к объекту наблюдения. Достигается это различными приемами: краткая

Слайд 132. Концентpация внимания на наблюдаемом объекте
Произвольное внимание требуется направить и сосредоточить

на наблюдаемом объекте, поддержать интерес, вызванный на первом этапе.
Существует ряд приемов, способствующих удержанию произвольного внимания у младших школьников.
2. Концентpация внимания на  наблюдаемом объектеПроизвольное внимание требуется направить и сосредоточить на наблюдаемом объекте, поддержать интерес,

Слайд 143. Исследование наблюдаемого объекта
Исследование объекта

или явления осуществляется по определенному алгоритму. Сначала он исследуется в целом. Далее следует анализ наблюдаемого предмета, распознавание формы, цвета, размера и других признаков. Затем следует интерпретирующее исследование, раскрывающее не только чувственно воспринимаемые свойства, но и на их основе абстрактные свойства предметов и явлений в их существенных взаимосвязях.
3. Исследование наблюдаемого объекта      Исследование объекта или явления осуществляется по определенному алгоритму.

Слайд 154. Заключительный этап.
Подведение итогов и закрепление полученных представлений о предметах и

явлениях, а также оценка тех способов обследования предметов, которыми дети пользовались.
4. Заключительный этап.Подведение итогов и закрепление полученных представлений о предметах и явлениях, а также оценка тех способов

Слайд 16Обобщенные планы наблюдений природных объектов и явлений
 

Обобщенные планы наблюдений природных объектов и явлений 

Слайд 17«Охота» за насекомыми

«Охота» за насекомыми

Слайд 18Регистрация наблюдений

Регистрация наблюдений

Слайд 19Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Окружающий мир»

Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Окружающий мир»

Слайд 20«Открытия» детей
Природа – это уникальная книга.
Её тираж – один экземпляр.
В период

начального обучения ребенок открывает удивительный мир природы.
Природа – это источник ощущения прекрасного.
«Открытия» детейПрирода – это уникальная книга.Её тираж – один экземпляр.В период начального обучения ребенок открывает удивительный мир

Слайд 21Список литературы:
Григорьева Е.В. Методика преподавания естествознания» учеб.пос.для студентов ВУЗов, обучающихся по

специальности «Педагогика и методика начального образования»/ Е.В. Григорьева. – М.: ГИЦ ВЛАДОС, 2008
Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе: Учеб. пособие для студ. учреж. средн. проф. образования пед. профиля –– М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 240 с.
Концептуальные основы комплекта «Школа России» А. А. Плешаков/ https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2011/10/21/kontseptualnye-osnovy-komplekta-shkola-rossii-a-a.
Окружающий мир: методические рекомендации к учебнику для 3 класса общеобразовательных учреждений / О. Т. Поглазова. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013. – 388 с.
Изучения природы в начальных классах/https://lektsia.com/2x72b2.html
Обучение школьников наблюдениям за объектами и явлениями природы./учебные материалы для студентов./ https://studme.org/76577/psihologiya/obuchenie_shkolnikov_nablyudeniyam_obektami_yavleniyami_prirody.



Список литературы:Григорьева Е.В. Методика преподавания естествознания» учеб.пос.для студентов ВУЗов, обучающихся по специальности «Педагогика и методика начального образования»/

Слайд 22Спасибо за внимание.

Спасибо за внимание.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть