Слайд 1Методика работы с учебником
Подготовила: Кузина Мария Николаевна
Слайд 2План:
1. Учебник как нормативный документ
2. Структура учебника (текстовый компонент, иллюстративный компонент,
организации усвоения, аппарат ориентировки), его основные функции
Слайд 3Учебник — это книга, излагающая основы научных знаний по определенному учебному предмету.
Слайд 4Структура учебника включает в себя текст (как главный компонент) и внетекстовые (вспомогательные) компоненты.
Тексты разделяются:
тексты-описания,
тексты-повествования,
тексты-рассуждения.
Также выделяют:
основные,
дополнительные
пояснительные тексты.
Слайд 5Основной текст, в свою очередь, подразделяется на два компонента:
1. теоретико-познавательный
2.
инструментально-практический.
К теоретико-познавательному компоненту относятся: базовые термины; ключевые понятия и их определения; основные факты, явления, процессы, события; опыты; описание законов, теорий, ведущих идей; выводы и т. п.
К инструментально-практическому компоненту относятся характеристики основных методов познания, правил применения знаний, способов усвоения и самостоятельного поиска знаний; описание задач, опытов, упражнений, экспериментов; обзоры, разделы, систематизирующие и интегрирующие учебный материал.
Дополнительный текст включает документы; хрестоматийный материал; обращение к читателям; биографические, народоведческие, статистические сведения; справочные материалы, выходящие за рамки программы.
Пояснительный текст включает предметные введения к учебнику, разделам, главам; примечания, разъяснения; словари; определители; пояснения к картам, схемам, диаграммам; указатели.
Слайд 7В действующих учебниках значительное место занимает материал, с помощью которого происходит
обучение школьников способам деятельности: даны образцы всех видов разбора, образцы рассуждений и т.п.
Это позволяет научить школьников трансформировать полученные знания в умения и навыки. Умения и навыки формируются с помощью заданий и упражнений.
Упражнения всех учебников ориентированы и на развитие познавательной активности учащихся, на формирование опыта творческой деятельности.
Материалы учебников позволяют дифференцировать задания для различных групп школьников с учетом их индивидуальных возможностей и интересов.
Индивидуальный подход может быть реализован как в ходе освоения теории, так и в процессе формирования знаний.
Учебники также обеспечивают реализацию задачи регулярного повторения (повторение в начале года, попутное повторение, повторение изученной темы, повторение в конце года). Это необходимое условие учебного процесса.
Слайд 8В зависимости от целей и функционального характера содержания учебного материала, возрастных
особенностей учащихся текст учебников разделяют по функциональным стилям на:
тексты предметно ориентированные, имеющие познавательную значимость;
инструментально ориентированные, имеющие практическую значимость,
ценностно-ориентированные, имеющие личностную значимость
Слайд 9В настоящее время в современных учебниках увеличивается доля текстов, имеющих личностную
значимость.
Внетекстовые компоненты учебника по своей доминирующей функции призваны обслуживать текст, способствуя более полному усвоению содержания образования.
В состав внетекстовых компонентов входят: аппарат организации усвоения (АОУ), иллюстративный материал, аппарат ориентации.
Аппарат организации усвоения включает систему вопросов, заданий,, упражнений, таблиц, инструктивных материалов, цветовые и шрифтовые выделения, подписи к иллюстративному материалу, карты, предназначенные для помощи учащимся в сознательном и прочном усвоении учебного материала.
В современных учебниках повышается роль аппарата организации усвоения вследствие того, что его система повышает информативность текста, позволяет организовать самостоятельную работу, самоконтроль и самооценку, способствует целенаправленной и продуктивной переработке учебного материала.
Слайд 10Иллюстративный материал входит в систему визуального общения.
С помощью иллюстраций сообщается информация
о предметах, событиях, явлениях. Эта информация конкретизирует и дополняет текст.
Вместе с тем иллюстрации создают образные представления об изучаемых явлениях. Иллюстрация не существует в учебнике обособленно. Она тесно связана с другими его элементами. Учебник «говорит» со школьниками «языком зрительных образов».
По отношению к тексту иллюстрации имеют подчиненную роль:
помогают его усвоению, восполняют материал, отсутствующий в тексте, усиливают эмоциональный, эстетический и познавательный аспекты учебного материала.
Основные требования к иллюстративному материалу: он должен быть ярким, выразительным, современным, наглядным, познавательным, художественным, эффективно помогать передавать, воспринимать и перерабатывать информацию.
Различают три вида иллюстративного материала:
ведущий,
равнозначный тексту
обслуживающий текст.
Слайд 11Ведущие иллюстрации (карта, чертеж, иллюстрации к букварю и т. д.), как
правило, заменяют основной текст и самостоятельно раскрывают содержание учебного материала.
Равнозначные иллюстрации позволяют глубже раскрыть и усвоить учебный материал.
Такие иллюстрации применяют в учебниках геометрии, физики в виде чертежей, биологии в виде схем. Как показывает практика, текст без такого рода иллюстраций будет непонятен, так же, как и иллюстрация сама по себе неясна без текста.
Равнозначные иллюстрации используются в упражнениях по грамматике в учебниках русского и иностранного языков, при раскрытии социально-экономических событий, явлений в учебниках географии и истории.
Обслуживающие иллюстрации призваны конкретизировать, дополнять, эмоционально усиливать содержание текста и внетекстовых компонентов. Как правило, это наиболее часто встречающиеся иллюстрации в учебниках. В современных учебниках обслуживающие иллюстрации распространились на аппараты организации усвоения и ориентировки.
Аппарат ориентировки призван помочь школьнику ориентироваться в содержании и структуре учебника.
В состав аппарата ориентировки включают предисловие, оглавление, рубрикации учебника, сигналы-символы, библиографию, указатели, колонтитул. Указанные элементы организуют работу учащихся с книгой, раскрывают соподчинение ее частей.
Современный учебник характеризуется широким и полным использованием аппарата ориентировки. Его развитие способствует также мотивации, интересу учащихся к учебнику, а также интенсификации и сосредоточению внимания при работе с учебным материалом.