Слайд 1Выполнила: Кузина Мария Николаевна
Методика формирования и развития понятий на уроках "Мир
вокруг" в коррекционной школе.
Слайд 2План:
1. Пути и средства формирования наблюдательности у младших школьников в процессе
изучения природы.
2. Специфика организации учебной деятельности учащихся на уроках "Мир вокруг"
Слайд 3Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья имеет свои особенности.
Они, в
частности, касаются особенностей восприятия учебного материала детьми с проблемами в умственном развитии, организации учебно-воспитательного процесса и многого другого.
Учет специфики восприятия материала и умственных возможностей учащихся требует адаптации данных технологий, использования их дозировано, с учетом индивидуальных возможностей учащихся.
Основные цели и задачи - обучения и воспитания всех детей с ограниченными возможностями здоровья – содействие развитию и выявлению положительных сторон личности, сглаживанию отрицательных, воспитание детей наиболее трудоспособными и полезными членами общества.
Для глубоко умственно отсталых детей эти цели остаются актуальными, но при их осуществлении необходимо учитывать значительно более низкий уровень достигнутых успехов, применять особые методические приёмы, уделять внимание воспитанию внешних навыков и привычек культурного поведения и самообслуживания.
Слайд 41.Пути и средства формирования наблюдательности у младших школьников в процессе изучения
природы.
Развитие наблюдательности – одна из приоритетных целей, которую учитель должен реализовать при организации изучения окружающего мира.
Наблюдение следует рассматривать в единстве восприятия и мышления.
Первоначально восприятие выступает как относительно простой акт непреднамеренного отражения той действительности, которая окружает человека.
Но в процессе развития восприятие может переходить, с одной стороны, в специфическую теоретическую деятельность – наблюдение, с другой – восприятие может переходить и в процесс создания художественного образа и эстетического созерцания мира.
Задача учителя состоит в том, чтобы обеспечить каждому ученику условия для адекватного восприятия окружающего мира, чтобы он не просто смотрел, но и увидел всё, что требуется, не только слушал, но и услышал.
Слайд 6Основными условиями развития наблюдательности при использовании различных средств наглядности являются:
1. Отбор
наглядных средств учителем для урока.
Это зависит от:
- целей. Если у учащихся формируются знания о свойствах конкретных объектов, то более эффективными являются натуральные пособия, изображения этих объектов. Для усвоения скрытых от непосредственного восприятия свойств и отношений более эффективной является графическая наглядность;
- удобства организации анализа.
Например, для формирования первичных представлений о насекомых учителю удобнее работать с таблицей, где дано крупное изображение одного из насекомых, чем с коллекцией насекомых;
- способа организации деятельности учащихся. В частности, для организации работы в парах, когда учащиеся будут, например, составлять цепи питания, моделировать природные сообщества, наглядность должна быть в раздаточном варианте;
- возрастных особенностей. Высокая эмоциональность, яркость восприятия приводит к тому, что учащиеся хуже воспринимают схематические изображения, чем предметные.
2. Учителю необходимо продумывать мотивацию использования наглядности. Один из приёмов, способствующих развитию мотивации, - использование разнообразных средств наглядности: таблиц, показ слайдов, фрагментов видеозаписи, рисунков и др. Важным приемом является создание проблемной ситуации.
3. Перед использованием наглядности обязательна постановка цели или учебной задачи наблюдения (что надо искать в воспринимаемом объекте). Поставленная задача делает наблюдение избирательным и целенаправленным. Это способствует и формированию мотива.
Слайд 74. Регулятором процесса восприятия является установка, т. е. готовность к восприятию
нужного в данный момент материала.
От неё зависит, какие объекты, детали будут восприниматься, а на какие в данный момент не нужно обращать внимание. Хорошим средством формирования установки на восприятие является словесная инструкция.
5. Подготовка к наблюдению сложных объектов или явлений включает составление плана проведения наблюдения. Он может быть более или менее развёрнутым, даваться устно или письменно. План полезен не только для организации наблюдений, но и для последующего рассказа об увиденном.
6. Результаты восприятия во многом определяются прошлым опытом, интересами, знаниями человека. Чем богаче прошлый опыт, тем больше он видит в предмете или явлении. Поэтому, излагая новый материал, целесообразно обращаться к жизненному опыту учащихся, к тому, что им приходилось наблюдать дома, на улице.
Но одна из задач учителя – обогащение жизненного опыта. Для реализации задачи учитель проводит с учащимися экскурсии, прогулки, работу с дневниками наблюдений и т. д.
7. Чтобы наблюдение было эффективным, необходимо не просто стимулировать учащихся к рассмотрению объектов, а организовать их деятельность.
Основными условиями развития наблюдательности при использовании различных средств наглядности являются:
Слайд 8Необходимо выделить специальные сенсорные задачи, основное назначение которых – научить учащихся
рациональным проемам наблюдения в процессе усвоения знаний.
Эти приемы различны и усложняются по мере обогащения опыта учащихся.
Первая группа приемов – поисковые, которые дают возможность учащимся найти, выделить, опознать объект, руководствуясь определёнными признаками. Например, учитель называет ряд признаков (или фиксирует их в письменном виде), а учащиеся должны узнать по ним объект. Хорошо реализовывать эту группу приемов при организации работы в парах.
Вторая группа приемов – это осуществление сравнительного анализа двух (или более) объектов на основе сопоставления их сенсорных характеристик.
Третья группа приемов – задачи на мыслительную перегруппировку заданных объектов. Для реализации этой задачи учащиеся должны путём восприятия исходного состояния, характеристик выделить разнообразные признаки, которые позволят им включать их в новые связи и отношения.
Четвертая группа приёмов позволяет решать собственно исследовательские задачи. Цель их – направить внимание учащихся на самостоятельное исследование данного объекта.
Слайд 9Таким образом, наглядность способствует развитию наблюдательности, образного мышления, и это необходимое
условие эффективного усвоения знаний.
Вместе с тем это одно из важнейших средств развития личности ученика (его чувств, переживаний, эмоционального отношения к окружающему).
Слайд 102. Специфика организации учебной деятельности учащихся на уроках "Мир вокруг"
Целью коррекционной
работы является исправление (доразвитие) психических и физических функций аномального ребенка в процессе общего его образования, подготовка к жизни и труду. Образование включает в себе три основные части: обучение, воспитание и развитие.
Обучение непосредственно направлено на усвоение учащимися опыта, а воспитание и развитие осуществляются опосредованно.
Все три процесса - воспитание, обучение и развитие – выступают едино, органично связаны друг с другом, и выделять, разграничивать их практически невозможно, да и нецелесообразно в условиях динамики срабатывания системы.
Слайд 11Учащиеся с проблемами в умственном развитии плохо адаптируются в окружающем мире,
плохо запоминают учебный материал, отвлекаемы и неусидчивы, не могут понять главное в тексте, ответить на сложные вопросы.
В то же время они живут среди людей и должны полноценно жить в том социуме, который их окружает. Быть адекватными среди родных и сверстников, обладать определенными научными знаниями, иметь представление об окружающем их мире и ориентироваться в нем – всему этому их должна научить школа.
Традиционные методы обучения в школе используются достаточно эффективно. Это рассказ, объяснение, запись, ответы на вопросы учителя. И, конечно, много наглядности. Из-за проблем в мыслительной сфере, когда ребенок не понимает многое из того, о чем ему говорят, показ картинки, вызывающей зрительный образ, помогает ребенку усвоить материал. В процессе традиционного обучения преподаватель на уроках в основном передает готовые выводы и сведения.
Центр тяжести такого обучения переносится на память учащихся, на заучивание учебного материала.
Цель такого обучения – накопление учащимися знаний, умений и навыков. Следовательно, главная роль при организации такого обучения сводится схематично к функциям « опросить- объяснить - закрепить». Подобная организация учебного процесса обеспечивает обогащение учащихся знаниями и умениями, формирует основные умственные операции.
Слайд 12Типы уроков, которые используются в учебном процессе.
Уроки-презентации
Учитель в программе Power Point
создает презентацию своего урока.
У каждого учителя своя система изложения материала, логика его подачи. Поэтому собственные презентации достаточно легко ложатся на конспект урока, с ними учитель чувствует себя уверенно.
Тема урока представлена на слайдах, в которых кратко изложены ключевые моменты разбираемого вопроса, что дает возможность учащимся в течение изложения материала учителем сконцентрировать на них внимание.
Лекция учителя сопровождается видеорядом, который может быть представлен анимацией, рисунками, видеоматериалами, фотографиями, плакатами и схемами.
Слайд 13
Многие объекты изучения нельзя показать иначе, как только на компьютере. Много
материала приходится подбирать в Интернете.
Зато как интересно детям рассмотреть кистеперую рыбу, ровесницу динозавров, побывать в шахте или рядом с доменной печью.
Прекрасным помощником на уроке иногда выступает мультяшный персонаж, который задает вопросы, радуется успехам ребят, дает им «дельные» советы. Очень любят дети отвечать на вопросы с использованием триггеров.
Часто используют триггеры на стадии рефлексии, когда закрепление идет не только как часть урока, но и поднимает у учащихся интерес к материалу урока на основании того, что вопросы и оценку ответа дает не учитель, а сказочный персонаж.
Слайд 14Виртуальные экскурсии
Посетить многие малодоступные места обитания редких животных и морских обитателей,
можно не выходя из компьютерного класса. Главное правильно сформулировать, ЧТО МЫ ХОТИМ УВИДЕТЬ, ЗАЧЕМ НАМ НЕОБХОДИМО ОТПРАВИТЬСЯ В ПУТЕШЕСТВИЕ, КАК МЫ МОЖЕМ ИСПОЛЬЗОВАТЬ НА УРОКАХ ПОЛУЧЕННЫЕ ЗНАНИЯ.
Здесь, на экскурсиях мы очень тесно сталкиваемся со знаниями по географии, математике, истории.
Проводимые совместно с учителем географии экскурсии бывают для ребят гораздо интереснее, чем сугубо биологические, ведь сделать открытие, опираясь на свои знания всегда интереснее, чем те, которые преподносит учитель, даже в очень интересной форме.
Необходимо, чтобы результатом виртуальной экскурсии стала творческая работа: сообщение, рисунок, заполнение таблицы ответы на вопросы и другое.
Слайд 15Применение «компьютерной техники» делает урок привлекательным и по-настоящему современным, происходит индивидуализация
обучения, контроль и подведение итогов проходят объективно и своевременно .
Таким образом, главная цель учителя на уроке создать благоприятные условия для активного развития познавательной деятельности, успех которой в значительной мере зависит от разнообразия познавательного пространства.
При опоре на материал, связанный с изучением особенностей родного края происходит социальная реабилитация детей с умственной отсталостью.
Учащиеся формируют определённый объём знаний и представлений, важных понятий о природе.