Слайд 1ЖИТЬ В МИРЕ С СОБОЙ И ДРУГИМИ
Методическая разработка
учителя ГБОУ
СОШ №138
Герасимович Р. В,
Слайд 2Теперь, когда мы научились
Летать по воздуху, как птицы,
Плавать под водой, как
рыбы,
Нам не хватает только одного:
Научиться жить на земле, как люди.
Б.Шоу
Слайд 3 толерантность
«…Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого
многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Толерантность - это обязанность способствовать утверждению прав человека,.. демократии и правопорядка…»
(Декларация принципов толерантности, утвержденная резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года)
Слайд 4
Еще в XVIII веке понятие толерантности было достаточно новым. Современные представления
о толерантности или, точнее, признание ее как фактора, укрепляющего гражданский мир и дающего защиту от несправедливости, было во многом подготовлено деятельностью философов XVI - XVII вв., восставших против "терпения нетерпимости" и жестоких религиозных столкновений.
Слайд 5
Самым последовательным критиком фанатизма и защитником толерантности был Вольтер. В
своем "Трактате о веротерпимости" (1763) Вольтер не критикует ни одну конкретную религию, но показывает, как они, милосердные по своей сути, разъедаются предрассудками и нетерпимостью. По его мнению, все верования должны иметь возможность для выражения, но "верхом безумия следует считать убеждение, что все люди обязаны одинаково думать об отвлеченных предметах".
Слайд 6
Важнейшим результатом деятельности философов, и прежде всего Вольтера, явилось признание толерантности
всеобщей ценностью и основополагающим компонентом мира и согласия между религиями, народами и другими социальными группами. Через 11 лет после смерти Вольтера, 26 августа 1789 г., Учредительное собрание Франции приняло Декларацию прав человека и гражданина, провозгласив на весь мир свободу мысли и слова, за признание которых так упорно боролся Вольтер. Эта декларация - предвестница современных деклараций о правах человека, апофеозом которых стала появившаяся три века спустя, в 1948 году, Всеобщая декларация прав человека. В ней изложены главные принципы мира, ненасилия и демократии. Эти принципы рассматриваются в качестве требований или прав, которые может предъявить обществу каждый человек. В декларации отмечается, что насилие, войны могут быть как следствием подавления демократии, так и результатом нетерпимости.
Слайд 7 Понимание слова «толерантность» неоднозначно в разных культурах, оно зависит от
исторического опыта народов.
в испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;
во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;
в английском – готовность быть терпимым, снисходительным;
в китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;
в арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;
в русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).
Слайд 8Основой толерантности как качества личности является признание права на отличие.
Она
проявляется в принятии другого человека таким, каков он есть, уважении другой точки зрения, сдержанности к тому, что не разделяешь, понимании и принятии традиций, ценностей и культуры представителей другой национальности и веры.
И если, на ваш взгляд, люди ведут себя как-то странно, не стоит спешить с умозаключениями и с оценками, лучше постараться узнать и понять. Эти знания – ценный багаж в любой ситуации, за исключением, пожалуй одной - жизни на необитаемом острове. Только таких островов на земле почти не осталось.
Слайд 9Критерии толерантности:
равноправие (равный доступ к социальным благам, к управленческим, образовательным и
экономическим возможностям для всех людей, независимо от их пола, расы, национальности, религии, принадлежности к какой-либо другой группе);
взаимоуважение членов группы или общества, доброжелательность и терпимое отношение к различным группам (инвалидам, беженцам, гомосексуалистам и др.);
• равные возможности для участия в политической жизни всех членов общества;
Слайд 10• сохранение и развитие культурной самобытности и языков национальных меньшинств;
•
охват событиями общественного характера, праздниками как можно большего количества людей, если это не противоречит их культурным традициям и религиозным верованиям;
• возможность следовать своим традициям для всех культур, представленных в данном обществе;
Слайд 11• свобода вероисповедания при условии, что это не ущемляет права и
возможности других членов общества;
• сотрудничество и солидарность в решение общих проблем;
• позитивная лексика в наиболее уязвимых сферах межэтнических, межрасовых отношений, в отношениях между полами.
Слайд 12Позитивное понимание толерантности достигается и через уяснение проявлений ее противоположности -
интолерантности или нетерпимости. Нетерпимость основывается на убеждении, что твоя группа, твоя система взглядов, твой образ жизни стоят выше остальных. Нетерпимость ведет к господству и уничтожению, отказывает в праве на существование тому, кто придерживается иных взглядов, определяет предпочтение подавления, а не убеждения. Нетерпимости ненавистны новшества, так как они отвергают или изменяют старые модели. Ее результаты могут проявляться в широком диапазоне: от обычной невежливости, пренебрежительного отношения к другим или раздражения - до этнических чисток и геноцида, умышленного уничтожения людей.
Слайд 13Проявления нетерпимости:
• оскорбления, насмешки, выражение пренебрежения;
• игнорирование (отказ в
беседе, в признании);
• негативные стереотипы, предубеждения, предрассудки
• этноцентризм (понимание и оценка жизненных явлений сквозь призму ценностей и традиций собственной группы как эталонной и лучшей по сравнению с другими группами);
• поиск врага (перенос вины за несчастья, неблагополучие и социальные проблемы на ту или иную группу);
• преследования, запугивания, угрозы;
• дискриминация по признаку пола, сексуальной ориентации и других различий
• расизм (дискриминация представителей определенной расы на основе предпосылки, что одни расы превосходят другие);
• ксенофобия в форме этнофобий (антисемитизм, кавказофобия и др.), религиозных фобий, мигрантофобии (неприязнь к представителям других культур и групп, убеждение в том, что "чужаки" вредны для общества, преследование "чужаков");
• национализм (убеждение в превосходстве своей нации над другими);
Слайд 14• фашизм (реакционный антидемократический режим, для которого характерны крайние формы насилия
и массовый террор);
• империализм (покорение одних народов другими с целью контроля богатств и ресурсов подчиненных народов);
• эксплуатация (использование чужого времени и труда без справедливого вознаграждения, безрассудное использование ресурсов и природных богатств);
• осквернение религиозных или культурных символов;
• религиозное преследование (насаждение конкретной веры, ее ценностей и обрядов);
• изгнание (официальное или насильственное);
• сегрегация, включая апартеид (принудительное разделение людей различных рас, религий или полов, обычно в ущерб интересам одной группы);
• репрессии (насильственное лишение возможности реализации прав человека), уничтожение и геноцид (содержание в заключении, физические расправы, нападения, убийства).
Слайд 15Люди на свет рождаются разными:
непохожими, своеобразными.
Чтобы других ты смог понимать,
нужно терпенье в себе воспитать.
Слайд 16Правила толерантности
- «Относись к людям так,
как бы ты хотел,
чтобы
относились к тебе».
- «Если тебе плохо, найди того, кому еще хуже и помоги ему».
- «Поставь себя на место того, кого ты осуждаешь».
Слайд 17Я - собака, всего лишь собака!
В голове у меня пустота,
Но
другую собаку, однако,
Никогда не приму за кота.
Не нужны ни условные знаки,
Ни слова, потому что чутьем
Брата кровного в каждой собаке
Мы и так за версту узнаём.
Ни порода, ни масть, ни размеры
С толку нас никогда не собьют
Даже крошечные тойтерьеры
В сенбернарах своих признают.
Слайд 18Мы вступаем и в драки и в браки,
Неизменную веру храня;
Что бы
ни было, все мы собаки,
Все мы братья и все мы родня.
Вы же умные, вашего брата
Распознать не способны никак…
Сразу видно - чутьё слабовато,
В этом вам далеко до собак!
Если брат ваш - не вашей масти,
Разве в этом он виноват?
Вы же рвете его на части,
Слово он вам уже и не брат…
Б. Заходер
Слайд 19
«МЫ РАЗНЫЕ – В ЭТОМ
НАШЕ БОГАТСТВО,
МЫ ВМЕСТЕ – В
ЭТОМ НАША СИЛА»
Используемые ресурсы.
Http: //www.it-ru/communities.aspx?cat_no=5025
Http: //www.allprezentation.ru/news/2010-03-03
Http: //ppt3dn.ru/index/0-23
Http: //www.pedsovet.suload-143