Слайд 1Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 7
городской округ г.Михайловка
Волгоградской области»
Мастер – класс
«Использование инновационных технологий на уроках окружающего мира»
Подготовила:
Лукьянова Наталья Анатольевна,
учитель начальных классов.
Михайловка,2018г.
Слайд 2
Цель: создание условий для организации учебной - исследовательской деятельности учащихся, формирования у
них познавательной активности.
Задачи:
1. Развивать логическое мышление, творческие способности; 2. Учить учащихся обобщать и систематизировать;
3. Развивать умение работать с художественными и научными текстами, формировать умение работать в группах.
Слайд 3
Инновация –
это обновление, новшество или изменение.
Слайд 4 К современным инновационным образовательным технологиям относятся:
- технология проектно-исследовательской деятельности;
- технология
дистанционного обучения;
- проблемное обучение;
- система инновационной оценки «портфолио»;
- разноуровневое обучение;
- здоровьесберегающие технологии;
- технология профессионально-ориентированного обучения (Кейс-метод);
- технология интеллект-карт;
- технология использования в обучении игровых методов;
- технология развития критического мышления;
Слайд 5Приёмы технологии «Развития критического мышления»
Инсерт
Групповая дискуссия
Синквейн
Перепутанные логические цепочки
Таблица «З-Х-У» («Знаю –
Хочу знать – Узнал»).
Дерево предсказаний
Корзина идей
Кластер
Слайд 6Приём «Фишбоун» (рыбий скелет).
Используется при работе с текстом проблемного характера.
В голове
рыбьего скелета – проблема
- на верхних косточках – причины проблемы;
- на нижних – факты, подтверждающие наличие причин;
- в хвосте – вывод.
Слайд 7Приём «Фишбоун»
Схемы Фишбоун дают возможность:
-организовать работу участников в парах или группах;
-развивать
критическое мышление;
-визуализировать взаимосвязи между причинами и следствиями;
-ранжировать факторы по степени их значимости.
Слайд 9Приём «Фишбоун» (рыбий скелет).
Слайд 11Приём Критического мышления «Кластер»
Слово «кластер» в переводе означает «пучок», «созвездие».
Кластер – педагогический
метод, который развивает вариантность мышления, способность устанавливать всесторонние связи и отношения изучаемой темы (понятие, явление, событие). Цель: подготовить учащихся к восприятию новой информации
Последовательность действий проста и логична: посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы; вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы (модель «планеты и ее спутники»); по мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.
Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации.
Кластер используется нами на разных этапах урока:
- в начале – для стимулирования мыслительной деятельности;
- на этапе ознакомления с новым материалом или для закрепления его – для структурирования этого материала;
- на этапе обобщения, повторения большой темы – для подведения итогов того, что учащиеся изучили.
Слайд 12Приём Критического мышления «Кластер»
Слайд 13основные этапы работы при составлении кластера:
1-й этап: Записывается ключевое слово или
словосочетание в середине чистого листа бумаги или на доске, которое является «сердцем» идеи.
2-й этап: Записываются слова или предложения, которые приходят на ум по данной теме.
3-й этап: Систематизация материала (ненужное, ошибочное зачёркивается).
4-й этап: Установление логической связи между словами.
Слайд 14Применение кластера имеет следующие достоинства:
он позволяет охватить большой объем информации;
вовлекает всех
участников коллектива в обучающий процесс, им это интересно;
дети активны и открыты, потому что у них не возникает страха ошибиться, высказать неверное суждение.
Слайд 15В ходе данной работы формируются и развиваются следующие умения:
умение ставить вопросы;
выделять
главное;
устанавливать причинно-следственные связи и строить умозаключения;
переходить от частностей к общему, понимая проблему в целом;
сравнивать и анализировать;
проводить аналогии.
Слайд 17Приём «Синквейн»
Синквейн – превосходный способ контроля. Чаще всего используется на стадии
рефлексии
Синквейн — слово французское, в переводе означает «стихотворение из пяти строк». Создатель схем «фишбоун» Схемы (диаграммы) «фишбоун» были придуманы профессором Кауро Ишикава, поэтому часто называются диаграммы Ишикава.
Чтобы составить синквейн, нужно научиться находить в тексте, в материале главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать своё мнение, анализировать, обобщать, вычленять, объединять и кратко излагать. Можно сказать, что это полёт мысли, свободное мини-творчество, подчиненное определенным правилам.
Слайд 18Правила составления синквейна .
Синквейн состоит из 5 строк; Его форма
напоминает ёлочку . 1 слово, 2 слова, 3 слова, 4 слова, 1 слово.
Первая строка синквейна – заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь).
Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна .
Третья строка обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета.
Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте.
Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне , то есть это личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним.