Слайд 1Выполнила студентка 1 курса
Островская Елизавета Николаевна
Группа: 1ПОБ-НАЧ-КЗ (2 группа)
Проект на
тему: Москва и москвичи в детских семейных проектах (Экскурсия по парку Покрово-Стрешнего и его достопримечательности)
Департамент образования города Москвы
Государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования города Москвы
«Московский городской педагогический университет»
Институт педагогики и психологии образования
Слайд 2Усадьба Покровско – Стрешнево, одна из самых старинных и культурных мест
Москвы.
Слайд 3Усадьба Покровско - Стрешнево – старинная усадьба с прилегающим парком на
северо-западе Москвы.
Слайд 4ОПИСАНИЕ:
На территории природно-исторического парка находятся следующие гидрологические объекты: реки Химка и
Чернушка; Иваньковские пруды; родники в долине реки Химки.
Река Химка - значительный левый приток река Москвы, протекает на северо-западе Москвы. Длина состовляет около 18 км.
Долина Химки на всём протяжении глубоко врезана и живописна. В районе Покровского-Стрешнева река объявлена в 1991 памятником природы.
Химки расположены Химкинский лесопарк с заливом Воробьёвка, сад «Захарково», Парк Дружбы в Химках-Ховрине, парк усадьбы Покровское-Стрешнево, где выходят на поверхность многочисленные родники (среди них — «Лебедь», объявленный в 1987 памятником природы).
Слайд 5Река Чернушка – является левым притоком реки Химки.
Река берёт начало в
болоте на пересечении Ленинградского шоссе и Никольского тупика, далее протекает по территории парка Покровское-Стрешнево, через усадьбу Покровское-Стрешнево, где образует каскад из шести прудов (эти пруды были выкопаны на Чернушке в 1685 году в усадьбе Стрешневых Покровском и сохранились до сих пор) и принимает правый приток - Покровско-Стрешневский ручей .
Слайд 7Иваньковские пруды (пруды на реке Чернушке) - каскад из семи прудов,
расположенных на реке Чернушке, общей площадью около 12 га.
Названы по расположению вблизи бывшей деревни Иваньково и Иваньковского шоссе.- были вырыты на реке Чернушке в 1685 году при Родионе Матвеевиче Стрешневе для разведения рыбы.
Самый известный из родников в долине реки Химки в Покровском-Стрешнево памятник природы родник «Царевна-Лебедь», который расположен на склоне террасы реки Химки.
Слайд 9Родник в Покровском Стрешневе известен с давних времён. По преданию Елизавета
Петровна омывала его водой трофические язвы на ногах и, таким образом, от них избавилась. В благодарность за чудо исцеления она поставила над источником часовню, до наших дней не сохранившуюся. Теперь о святости места можно догадаться по православным иконам, которые приносят сюда люди и устанавливают вокруг. По некоторым данным родник стал называться "Лебедем" только в 20 веке. Сначала здесь, вблизи бывшего села Никольское, был госпиталь, созданный в годы первой мировой войны на средства фабриканта Н.П. Павлова.
Слайд 10После гражданской войны госпиталь перепрофилировали в санаторий, который вскоре получил искусственное
название "Лебедь", а потом это название перешло на родник. Родник был оформлен уже после строительства Химкинского водохранилища. В 1972 году родник был благоустроен - место выхода воды облицовано камнем с изображением лебедя. Тем не менее, под названием
"Елизаветинский источник" по сельцу Елизаветино, которое названо по его владелице, он фигурировал в литературе уже в 1924 году.
Родник считается одним из самых чистых в Москве, это объясняется тем, что находится он в глубине лесопаркового массива, рядом нет источников загрязнения, а фильтрующий слой песка и глины очень большой.
Слайд 11Историю формирования комплекса:
1762 год Манифест «О даровании вольности и свободы
всему российскому дворянству» П.И. Стрешнев вышел в отставку и полностью посвятил себя хозяйственным делам, занявшись обустройством своей подмосковной усадьбы Покровское.
1664 год приобретение Покровского Родионом Матвеевичем Стрешневым. Основная часть земли имения была занята лесом, и сельскохозяйственного значения село не имело, а значит, существенных доходов не приносило, а скорее всего, даже жило за счет других вотчин владельца.
1750 год в период службы Петра Ивановича, накануне рождения в семье долгожданного ребенка (8 ранее рожденных детей умерли) в селе обновляется обветшавшая Покровская церковь.
Слайд 121766 год. После выхода в отставку, П.И. Стрешнев начинает вплотную заниматься
строительством каменного господского дома, нанимая для этого хорошего архитектора. Постройка здания была завершена в 1766 году. В этот же период в Покровском были построены конюшни для содержания породистых лошадей.
1773-75 гг. Муж Елизаветы, Ф.И. Глебов , в версте от усадебного особняка, на берегу Химки, выстроил изящный двухэтажный ванный домик, названный в честь супруги «Елизаветино».
1803 год Елизавета Петровна берется за полную перестройку барского дома в Покровском и обустройство прилегающих к нему территорий в духе новых вкусов. Все работы были закончены в 1806 году.
Слайд 131822 год обновляется усадебную церковь с колокольней.
1837 год имение Покровское-Стрешнево переходит
по наследству ее старшему внуку Евграфу Петровичу Глебову-Стрешневу, гвардии полковнику.
1852 год имение числилось за Евграфом Петровичем Глебовым-Стрешневым.
1864 году Покровское отошло племяннице Е.П.Глебово-Стрешнева – княгине Евгении Федоровне Шаховской-Глебовой-Стрешневой.
1880-1916 год Евгения Федоровна Шаховская переделывает дом в псевдорусском стиле.
1883 год закончены возведение и отделка полукруглой пристройки с юго-западной стороны господского дома, где разместился театр.
Слайд 141880-1890 гг. вокруг усадьбы была возведена мощная кирпичная ограда в псевдорусском
стиле. Проект стены и въездных ворот разработал академик архитектуры Александр Петрович Попов.
1942 год ванный домик «Елизаветино» не сохранился до нашего времени, он был разрушен немецкой бомбой в 1942 году.
Слайд 16История особняка
Деревянный барский особняк на высоком каменном фундаменте, одноэтажный, с мезонином
был небольшим по размерам, в стиле елизаветинского барокко, с характерной для данного архитектурного направления анфиладой из 10 парадных комнат.
Выходившие на обе стороны дома гостиная и зала сохранялись при всех последующих перестройках дома, их украшали колоннами и росписью. Обстановка дома не отличалась особой роскошью, была несложна и немногочисленна, но отличалась от скромной утвари предыдущих хором.
Главным украшением усадьбы являлась художественная галерея, составленная 25 портретами представителей рода Стрешневых и еще 106 картинами (по заявлениям современников, довольно посредственными и значительной художественной ценностью не обладавшими).
Слайд 18В этот же период в Покровском были построены конюшни для содержания
породистых лошадей.
Слайд 19Господский дом в Покровском являл собой типичный образец загородной резиденции представителей
среднего дворянства, обеспеченных и дослужившихся до высших чинов, но никогда не обладавших состояниями, равными, к примеру, шереметевским, и не занимавшим среди высшего круга лиц действительно значимого положения, а лишь приближенных к нему и пытавшихся ему соответствовать, в своем же кругу старавшихся первенствовать или, как минимум, выглядеть не хуже других.
Вероятно, в период активизации светских связей в усадьбе при Петре Ивановиче у нее появляется двойное название «Покровское-Стрешнево»,
которое сначала употребляясь в обиходе, неформально, постепенно начинает встречаться и в официальных письменных источниках.
Слайд 20В 1880 году Евгения Федоровна привлекла для реализации своей затеи архитектора
Александра Ивановича Резанова, академика архитектуры, известного постройками великокняжеских дворцов в Петербурге, Москве и Ливадии. А.И. Резанов создал очень необычный проект перестройки господского дома в популярном в те годы псевдорусском стиле.
Слайд 21Сегодня искусствоведы называют результат перестройки усадьбы «архитектурным парадоксом». Здание представляло собой
фантастическое смешение нескольких совершенно несовместимых друг с другом стилей, странную комбинацию романтического европейского замка с загородной резиденцией добропорядочного русского дворянина-помещика
Слайд 22Вкусы заказчицы постоянно менялись, и в конечном итоге был доведен до
конечной стадии.
На крыше особняка по распоряжению Евгении Федоровны сделали деревянную надстройку в виде большой четырехугольной башни-донжона, с бойницами-машикулями, зубцами в форме ласточкиных хвостов и выступающими по углам маленькими круглыми башенками. Это стало первым существенным вмешательством в первоначальный проект, за которым последовали и другие.
Слайд 24Большая часть сделанных пристроек имела элементы древнерусской стилистики: кубышчатые колонны входного
крыльца, килевидные фронтоны окон, фигурные колонки наличников и пр.
В 1880-1890 годах вокруг усадьбы была возведена мощная кирпичная ограда в псевдорусском стиле. Проект стены и въездных ворот разработал академик архитектуры Александр Петрович Попов, а двух башен – Напрудной и Конюшенной – архитектор, мастер модерна Федор Никитич Кольбе. Эта крепостная стена еще больше обозначила «замковость» господского дома и отгородила его от шума дороги и посторонних лиц.
Слайд 26Вокруг перестроенного усадебного дома был заново разбит «версальский сад», на дорожках
и газонах расставлено более 40 статуй и бюстов ремесленной работы. В их расположении угадывается подражание убранству верхней террасы перед дворцом в имении Архангельское.
Евгения Федоровна уделяла большое внимание парку. В течение долгих лет здесь планомерно заменяли лиственные породы деревьев хвойными – соснами, елями, лиственницами, кедрами и пихтами. В «Памятной книге для посадки разных растений в селе Покровском» можно прочесть: «Везде вынимать лиственные деревья около главного дому, не давать вырастать дичкам, чтобы был характер культуры хвойной». Хвойные породы высаживались в парке сотнями.
Слайд 27В парке росли штамбовые, кустовые и полиантовые розы, левкои, гладиолусы, петунии,
герани, бегонии, вербены, хейрантусы и агератумы. Цветы для посадок выращивались в усадебных оранжереях. Помимо цветов, в оранжереях росли лимоны, персики, гранаты, померанцы, клубника. Часть растений и плодов шла на продажу.
Благоустроенный ею и ставший очень популярным парк она огородила от посторонних, предоставив посетителям гулять в нем при условии оплаты входных билетов. Свои обширные владения княгиня огородила высокой каменной стеной, колючей проволокой, на въездах установила шлагбаумы и повсюду расставила сторожей, хватавших каждого, кто осмеливался нарушить очерченные границы.
Слайд 30Церковь
1750 год. Времени на перестройку старой церкви не было, и ее
разобрали, а при возведении новой церкви в качестве основы использовали кирпичную хозяйственную постройку близ господского дома, перестроив и украсив ее в барочном стиле.
Новая церковь представляла собой одноглавый, однопрестольный четверик без апсиды, с тремя окнами на трех сторонах и с дверью - на западной. В существующей в наши дни церкви этот четверик образовал алтарную часть.
Слайд 32Местный состоятельный дачник П.П. Боткин охотно взял на себя все издержки
по перестройке храма. При его финансовой помощи архитектором Г.А. Кайзером был разработан проект расширения церкви и осуществлено строительство. После проведения работ помещение храма увеличилось почти вдвое.
Приделы, находившиеся когда-то в небольшой трапезной и в XVIII веке упраздненные ради экономии места, теперь снова появились в боковых частях храма. В 1897 году правый придел был освящен во имя апостолов Петра и Павла (в честь П.И. Стрешнева), а левый – во имя Николая Чудотворца (в память упраздненной церкви села Никольского, иконы из которой были перенесены сюда)
Слайд 33Изысканный, с большим вкусом оформленный домик в классическом стиле так понравился
Елизавете Петровне, что она сразу же после приема пожелала остаться в нем на все лето. С тех пор она всегда по очереди проводила одно лето в Елизаветине, а другое – в усадебном доме в Покровском.
Остались фотографии и описания здания, свидетельствующие о его необычайной красоте и гармоничности стиля. Тонкость и легкость общего силуэта, пары изящных ионических колонн безукоризненного рисунка на полукружии здания, элегантный руст портика, лепные медальоны на фасаде делали Елизаветино одним из самых примечательных сооружений в стиле классицизма, перворазрядным архитектурным памятником того времени.
Слайд 34Домик располагался на обрыве, с которого открывался вид на долину реки
Химки с приютившимися в ней деревнями Иваньково и Тушино и на убегающие за границу окоема на десятки верст дали. Конечно, это место исключительно по своей красоте, здесь даже сооружение куда более скромное смотрелось бы живописно, но Елизаветино, безусловно, еще более подчеркивало великолепие природы, тонко гармонировало с ее задумчивым спокойствием.
Слайд 35Усадьба:
В марте 1992 года в главном доме усадьбы Покровское-Стрешнево произошел крупный
пожар, уничтоживший кровлю, мансардный этаж с деревянной башенной надстройкой и серьезно повредивший парадные залы второго этажа, интерьеры которых в значительной степени были утрачены.
Причины возгорания остались невыясненными. После пожара началось восстановление здания, но это процесс не был завершен, в середине 90-х выполненные примерно наполовину реставрационные работы прекратились, и с тех пор дворец фактически заброшен и ветшает.
Слайд 36Проект реставрации усадьбы Покровское-Стрешнево. 1990-е гг. Реконструкция видов главного дома усадьбы
в разные исторические периоды: начало XIX века (сверху), рубеж XIX-XX веков (в центре), конец XX века (внизу)
Слайд 37Проект реставрации усадьбы Покровское-Стрешнево. 1990-е гг. Вид центральной части южного фасада
главного дома (внизу). Интерьеры Голубой гостиной, камины Белого зала и Голубой гостиной (сверху)
Слайд 38Проект реставрации усадьбы Покровское-Стрешнево. 1990-е гг. Главный дом усадьбы
Слайд 39Состояни усадьбы:
В 2003 году компания «Аэрофлот» продала ЗАО «СтройАрсенал» за 268,43
миллиона рублей три строения усадьбы: главный дом, оранжерею и угловую башню краснокирпичной ограды. Каковы были планы использования этой части имения новым собственником – неизвестно. Ясно только, что никаких работ по продолжению реставрации или хотя бы поддержании построек в надлежащем состоянии им не проводилось.
В данный момент Росимуществом и Правительством Москвы проводятся мероприятия по передаче усадьбы из федеральной собственности в собственность города Москвы. Есть надежда, что город отреставрирует комплекс из собственного бюджета. Однако это только предположения, и перспективы восстановления разрушающегося исторического памятника все еще остаются весьма туманными, однако церковь уже была отреставрирована и возобновило работу.