Слайд 1Формирование метапредметных компетенций исследовательской деятельности учащихся
Особенности сопровождения исследовательской работы учащихся по
математике
Слайд 2Как организовать учебно-исследовательскую и проектную деятельность в школе
Содержательные линии междисциплинарной учебной
программы «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» в рамках ФГОС ООО
Алексей Юшков, кандидат психологических наук, доцент ВШЭ СПб, эксперт Программы «Школьная лига РОСНАНО»г. Санкт-Петербург;
Михаил Эпштейн, кандидат педагогических наук, директор частной школы, г. Санкт-Петербург
«Учительская газета» от 16.10.2014
Блок «Проекты и стратегии»
http://www.ug.ru/appreciator/58
Слайд 3Учебное исследование или учебный проект?
Учебно-исследовательская деятельность школьников - деятельность, связанная с
поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.
Проектная деятельность – это деятельность, ориентированная на заранее известный, планируемый результат, отличается от исследования именно запрограммированностью на создание заранее известного продукта, имеющего социальную или практическую значимость.
Слайд 4Исследовательский проект?
«Исследовательский проект» в науке
– это форма подачи заявки в
грантовые центры на финансирование исследования.
Никакого другого содержательного смысла этот термин, на наш взгляд, в себе не несет.
Слайд 5Учебно-исследовательская деятельность во время урочной деятельности
Исследовательский метод обучения возник и
применялся еще в 20-х годах прошлого века.
Организация учебно-исследовательской деятельности в рамках урочной деятельности - один из наиболее сложных вопросов.
В ходе урочной деятельности принципиально одновременное решение двух образовательных задач – освоение норм исследовательской деятельности и освоение предметного материала.
Слайд 6Учебно-исследовательская деятельность во время урочной деятельности
Учебных исследований, причем организованных на
уроках и направленных на освоение предметного материала крайне мало.
Если исключить из этого «перечня» уроки, выстроенных в логике технологии «проблемного обучения» и «критического мышления», таких уроков-исследований станет еще меньше.
Анализ представленных в сети Интернет уроков, обозначенных как «уроки-исследования» показывает, что многие из них не соответствуют своему названию.
Слайд 7Учебно-исследовательская деятельность во внеурочной деятельности
Программы дополнительного образования
1) Леонтович А.В., Саввичев А.С.
Выполнение индивидуальных исследовательских работ школьников: методические рекомендации / А.В. Леонтович, А.С. Саввичев // Образовательные программы дополнительного образования детей (приложение к журналу «Дополнительное образование и воспитание»).- 2012.-№6.-С.2-91.
2) Леонтович А.В. Программа профессионального дополнительного образования «Исследовательская деятельность учащихся в системе общего и дополнительного образования детей» (Организация исследовательского обучения); М.: 2005
Слайд 8Учебно-исследовательская деятельность во внеурочной деятельности
1) Бронников А.А., Иванова Е.Ю., Михайловский Н.А.
Математика. Вторая ступень: образовательная программа дополнительного образования детей / А.А. Бронников, Е.Ю. Иванова, Н.А. Михайловский // Образовательные программы дополнительного образования детей (приложение к журналу «Дополнительное образование и воспитание»).- 2012.-№4.-С.5-26.
2) Бронников А.А., Иванова Е.Ю., Михайловский Н.А. Математика. Третья ступень: образовательная программа дополнительного образования детей / А.А. Бронников, Е.Ю. Иванова, Н.А. Михайловский // Образовательные программы дополнительного образования детей (приложение к журналу «Дополнительное образование и воспитание»).- 2012.-№4.-С.27-43.
Слайд 9Об исследовательских работах по математике
А.Б. Скопенков. Размышления об исследовательских задачах для
школьников / Математическое просвещение. 2008. № 12. С. 23-32 (http://www.mccme.ru/circles/oim/issl.pdf)
А.И. Сгибнев. Что такое исследовательская работа школьника по математике? http://www.mccme.ru/nir/uir/vern.pdf
Семинар учебно-исследовательских работ школьников по математике : портал. http://www.mccme.ru/nir/uir/
Бусев В.М. Новые педагогические культы и будущее школьной математики // Полином. 2009. № 1. С. 68–84.
А.И. Сгибнев. Исследовательские задачи для начинающих. Издательство: МЦНМО. 2013.
Слайд 10Содержание исследовательской работы по математике
Изучение математики в школе предполагает специально организованную
деятельность по решению задач.
При выполнении исследовательской работы дети должны решать задачи по математике.
Важно, какие задачи они решают и как решают при выполнении работы.
В любом случае : если дети при выполнении работы не решают задач, то математики в работе нет.
Слайд 11КАК НАЙТИ ЗАДАЧУ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ?
Исследовательские задачи должны, с одной стороны, быть
доступны для решения, понятны и интересны школьнику, а, с другой стороны, быть математически содержательными.
Желательно, чтобы задачу поставил школьнику человек, имеющий представление о какой-нибудь актуальной области математики, опыт собственной научной работы и вкус к просто формулируемым задачам.
Слайд 12Формулировка и постановка задачи
хорошая задача для начинающих – та, в которой есть естественный параметр, по
которому можно двигаться в исследовании, т.е. легко выделяемая последовательность частных случаев, так что в каждый момент ученик сам понимает, что можно делать дальше. И совсем хороша та задача, где и к идее доказательства можно прийти, последовательно двигаясь по этому параметру.
Слайд 13Формулировка и постановка задачи
Хорошая задача для опытных исследователей – та, в которой есть большой простор
для продвижений, уточнений, вспомогательных задач, обобщений, а при доказательстве используются разнообразные методы. Отлично, если задача развивает научный вкус и имеет в перспективе выходы на идеи и методы «большой» математики.
Слайд 14Формулировка и постановка задачи
Всякую содержательную олимпиадную задачу можно рассматривать как «кусочек»,
вырезанный из какой-то исследовательской темы (часто для её решения достаточно восстановить контекст).
Слайд 15О новизне работ
Что никакой объективной новизны от работы школьника не требуется. Результат должен
быть субъективно новым – школьник открывает то, чего не знал (и чего нельзя узнать из всем известной книги или найти, набрав ключевое слово в интернетовском поисковике).
Конечно, сильный школьник при хорошем руководителе и удачно поставленной задаче иногда может получить объективно новый результат, и это здорово.
Слайд 16О новизне работ
Цель исследовательской работы не в том, чтобы получить чемпионский
результат, а в том, чтобы делать математические открытия на уровне, доступном ученику. Более-менее содержательные субъективные открытия доступны почти всем.
Слайд 17Требования к исследовательской работе
или наукообразность?
1) Актуальность
2) Новизна
3) Научная и практическая значимость
4)
Цели
5) Методы
6) Выводы
7) Гипотеза
Слайд 18Примеры тем «исследовательских» работ
Симметрия в науках и архитектуре
Удивительная симметрия
Золотое сечение в
поэзии и архитектуре
Оптические иллюзии
Математика и музыка
Применение метода … для решения задач
Построение графиков функций с помощью …
Задачи на проценты
Слайд 19Выбор содержания и темы работы
Задача – частный случай известной научной проблемы
или научного направления современной математики
Задача – обобщение (расширение) задачи (темы) из курса математики основной школы
Задача на основе нестандартных, олимпиадных задач и головоломок
Слайд 20Возможен ли эксперимент при выполнении исследовательской работы по математике?
В простейших случаях
(при малых значениях ведущего параметра) ситуация может быть исследована простым перебором вариантов – вручную или с помощью несложной компьютерной программы.
Такая заложенная в проект возможность проведения численных экспериментов дает школьнику «методику блуждания в поле исследования».
Слайд 21Выбор содержания и темы работы
Научная проблема:
раскраска графов, нахождение хроматического числа
Тема:
Нахождение хроматического
числа некоторых графов
Слайд 22Выбор содержания и темы работы
Обобщение (расширение) задачи (темы) из курса математики
основной школы:
1) расширение применения рекуррентных соотношений;
2) расширение понятий теории вероятностей;
3) расширение методов решения комбинаторных задач;
Темы:
1) Исследование решения вероятностной задачи с помощью рекуррентного соотношения
2) Комбинаторная задача о числе точек пересечения прямых
Слайд 23Выбор содержания и темы работы
Задача на основе нестандартных, олимпиадных задач и
головоломок
Темы:
1) Формула Пика для многоугольника с дырками
2) Задачи на разрезание квадрата: некоторые обобщения
3) Исследования ломанных на клетчатой бумаге
Слайд 24Неудачное исследование –
удачный проект
1) «Применение…»
2) «Методы решения …»
Слайд 25О проблемах
Уровень математической подготовки учителя, его кругозор, повышение квалификации
Требования и положения
конкурсов
Эксперты и жюри
«Разбор полётов»