Слайд 1Мастер-класс для учителей начальных классов со стажем работы меньше 5-ти лет:
«Решение
задач внедрения Государственного образовательного стандарта начального общего образования на 2015-2017 гг. методами технологии развития критического мышления»
Из опыта работы
учителя высшей категории Макеевской общеобразовательной школы I – II ступеней №80
Момотовой С.И.
Слайд 2«Государственный образовательный
стандарт начального общего
образования на 2015-2017 г г.»
утвержден
приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 17.07.15 г. №324
Раздел I
1.7. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход
Раздел III
3.1. Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:
Метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.
2
Слайд 3Для решения выше поставленных задач можно применять ТРКМ (технологию развития критического
мышления).
Сегодняшний мастер-класс посвящен знакомству с внедрением приемов и методов ТРКМ.
3
Слайд 4Мышление развивается в проблемной ситуации,
когда ребенок
сам ‘’собирает’’ понятия о ‘’предмете’’.
Л.С.Выгодский
4
Слайд 5Что такое критическое мышление?
Критическое мышление - это
умение человека реально оценить происходящие вокруг него события, определить своё ‘’я’’в нем.
5
Слайд 6 Технология развития критического мышления (ТРКМ) - это проект
сотрудничества ученых, учителей всего мира. Она была предложена в 90-е годы XХ века американскими учеными Курт Мередит, Чарльзом Темпл, Джин Стил как особая методика обучения, отвечающая на вопрос: как учить мыслить?
В России технология осваивается с 1997 года, в Донецке с 1998.
6
Слайд 7Критическое мышление
имеет 5 характеристик.
(Д.Клоустер)
Во-первых - это мышление самостоятельное.
Во-вторых – это мышление обобщенное.
В-третьих – это мышление “проблемное и оценочное”.
В-четвертых – это мышление аргументированное.
В-пятых – это мышление социальное.
7
Слайд 8Цель ТРКМ
Цель данной образовательной технологии –
Развитие мыслительных навыков учащихся,
необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни. Обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс, то есть научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, структурировать и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что новое они открыли для себя.
8
Слайд 9Задачи ТРКМ
Задача научить школьников
выделять причинно-следственные связи;
рассматривать новые идеи и знания в
контексте уже имеющихся;
отвергать ненужную или неверную информацию;
понимать, как различные части информации связаны между собой;
выделять ошибки в рассуждениях;
избегать категоричности в утверждениях;
Быть честным в своих рассуждениях; отделять главное от
несущественного в тексте или в речи и уметь акцентировать внимание на первом.
9
Слайд 10Роль учителя в ТРКМ
• направляет усилия учеников в определенное русло
• сталкивает
различные суждения
• создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решении
• дает учащимся возможность самостоятельно делать выводы и подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих
10
Слайд 11Основа ТРКМ-
трехфазная структура урока:
11
Слайд 13Приёмы ТРКМ
13
СТРУКТУРА УРОКА В ТРКМ
Слайд 14Приём «Мозговой штурм»
Цель использования:
а) выяснение знаний учащихся по теме;
б) набрасывание
предположений по теме;
в) активизация имеющихся знаний.
Стадия использования – вызов.
14
Слайд 15Приём «Ассоциативный куст»
Написать ключевое слово
на доске. Ученики предлагают идеи, которые располагаются вокруг ключевой фразы. Ученики должны не только предлагать идеи, но и объяснять почему так, а не иначе.
Стадия использования – вызов.
15
Слайд 16 Урок: «Окружающий мир» 3класс
Тема: «Вода»
16
Слайд 18
Приём «Верные или неверные утверждения»
Стадия использования – вызов.
18
Слайд 19Урок: «Окружающий мир» 3класс
Тема: «Охрана воды»
19
Слайд 21Приём «Корзина идей»
Позволяет выяснить всё, что знают или думают
обучающиеся по обсуждаемой теме урока.
На стикерах дети пишут свое мнение по данному вопросу и помещают их в “Корзину идей”.
Слайд 22Урок :«Окружающий мир» 3класс
Тема: «Разнообразие природы. Ценность природы
для людей».
Учащимся предлагается
дать ответ на вопрос:
«Что вы знаете о природе?»
Ответы:
Природа – это жизнь;
Она разнообразна;
Природу изучает наука биология;
Природу делят на живую и неживую;
Природа даёт свет, тепло, воздух, воду, пищу;
Природа радует, восхищает своей красотой;
Природа дарит радость открытий;
Человек должен охранять природу.
22
Слайд 23Джигсоу
Учащиеся объединяются в постоянные группы (количество учащихся в группе зависит от
количества заданий). У каждого ученика свой номер.
Каждый вопрос будет изучаться определенной экспертной группой, которая сформирована по одинаковым номерам (цветным карточкам) и т.д.
Работа экспертных групп. Учащиеся изучают свой вопрос, готовятся донести его смысл своим товарищам в постоянной группе.
Итак, каждый ребенок изучает свой вопрос, но при помощи товарищей (экспертов по другим вопросам) усваивает весь материал в целом.
Возвращение экспертов в постоянные группы;. взаимообучение .
Проверка усвоения материала в целом ( вопросы ставятся всему классу, проверяется что они узнали и чему их научили).
22
Слайд 27Приём:
Таблица ЗХУ
Этот приём начинаем применять
на стадии «Вызов», продолжаем
на
стадии «Осмысление»
и стадии «Рефлексия».
Данный приём позволяет выйти
на собственное целеполагание, выделить
значимые для него понятия.
27
Знаю – Хочу знать - Узнал
Слайд 28Урок: «Окружающий мир» 3класс
Тема: «Разнообразие растений»
Слайд 29Приём :«Бортовой журнал»
Урок: «Окружающий мир» 3класс
Тема: «Что такое почва?»
Слайд 30«Горячий стул»
Каждая из групп продумывает вопросы и задаёт учащемуся,
сидящему в данный момент на «горячем стуле».
Стадия использования – рефлексия.
30
Слайд 31«Оценочное окно»
Урок: «Окружающий мир» 3класс
Тема: «Берегите воду»
Вопрос: «Как каждый человек должен
беречь воду?»
Каждый учащийся заполняет «Окно».
Слайд 32«Шесть шляп»
Класс делится на 6 групп. Каждой
группе выделяется одна из шести шляп.
Каждая группа «примеряет» свою шляпу , высказывает свою точку зрения на одну и ту же проблему.
Обычно этот приём используется на стадии обобщения и систематизации, т.е. на стадии рефлексии.
32
Слайд 33Факты
Позитивное мышление
Проблемы, противоречия
Эмоции
Творчество
Обобщение
?
33
Слайд 35Преимущества ТРКМ
Технология развития критического мышления предполагает
гуманистический подход к обучению, в противоположность авторитаризму, предполагает личностную вовлеченность обучающегося в процесс учения.
Ценность данной технологии и в том, что она учит детей слушать и слышать, развивает речь, даёт возможность общения, активизирует мыслительную деятельность, познавательный интерес, побуждает детей к действию, поэтому работают все.
В ходе учебной деятельности моделируется и анализируется процесс познания на всех его этапах.
Технология ориентирована на воспитание у ученика социальной ответственности.
35
Слайд 36Применение технологии критического мышления способствует формированию универсальных учебных действий:
1)личностных (развитие
коммуникативных способностей, культуры общения, умение аргументировать, отстаивать свою точку зрения);
2)метапредметных (овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза);
3)предметных (новые знания по конкретному предмету).
Технология критического мышления позволяет реализовать основные концепции нового государственного образовательного стандарта.
36
Слайд 38Синквейн
Приём синтезирует информацию и факты в сжатое
высказывание, которое описывает, отражает
тему.
1 ряд – тема ( имя существительное)
2 ряд – описание (имя прилагательное)
3 ряд – действие ( глагол)
4 ряд – отношение к теме (предложение)
5 ряд – слово – резюме (синоним, обобщение, итог)
Стадия использования – «Рефлексия».
Слайд 39Урок: «Окружающий мир» 3класс
Тема: «Охрана воды»
Вода
Чистая, родниковая
Растворяет, охлаждает, превращается
Каждый человек должен
беречь воду
Вода – жизнь.
Слайд 40Список используемой литературы
1. С.И. Заир – Бек, И.В. Муштавинская. «Развитие критического
мышления на уроке» :Пособие для учителя. – Москва. Просвещение, 2004г
2. Е.С. Полат. «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования»: Учебные пособие. – Москва .,2003г
3. Ю. Г. Тамберг : «Как научить ребенка думать» -Москва., Просвещение, 1995г