Презентация, доклад на тему Использование критического мышления в экологическом воспитании младших школьников - Момотова Светлана Ивановна

Содержание

«Государственный образовательный стандарт начального общего образования на 2015-2017 г г.» утвержден приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 17.07.15 г. №324Раздел I 1.7. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подходРаздел III3.1. Стандарт устанавливает требования к

Слайд 1Мастер-класс для учителей начальных классов со стажем работы меньше 5-ти лет: «Решение

задач внедрения Государственного образовательного стандарта начального общего образования на 2015-2017 гг. методами технологии развития критического мышления»

Из опыта работы
учителя высшей категории Макеевской общеобразовательной школы I – II ступеней №80
Момотовой С.И.

Мастер-класс для учителей начальных классов со стажем работы меньше 5-ти лет:  «Решение задач внедрения Государственного образовательного

Слайд 2«Государственный образовательный
стандарт начального общего
образования на 2015-2017 г г.»
утвержден

приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 17.07.15 г. №324

Раздел I
1.7. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход

Раздел III
3.1. Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:
Метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.
2
«Государственный образовательный стандарт начального общего образования на 2015-2017 г г.» утвержден приказом Министерства образования и науки Донецкой

Слайд 3Для решения выше поставленных задач можно применять ТРКМ (технологию развития критического

мышления).

Сегодняшний мастер-класс посвящен знакомству с внедрением приемов и методов ТРКМ.


3
Для решения выше поставленных задач можно применять ТРКМ (технологию развития критического мышления).Сегодняшний мастер-класс посвящен знакомству с внедрением

Слайд 4Мышление развивается в проблемной ситуации,
когда ребенок

сам ‘’собирает’’ понятия о ‘’предмете’’.


Л.С.Выгодский

4

Мышление развивается в проблемной ситуации,     когда ребенок сам ‘’собирает’’ понятия о ‘’предмете’’.Л.С.Выгодский4

Слайд 5Что такое критическое мышление?
Критическое мышление - это

умение человека реально оценить происходящие вокруг него события, определить своё ‘’я’’в нем.




5
Что такое критическое мышление?    Критическое мышление - это умение человека реально оценить происходящие вокруг

Слайд 6 Технология развития критического мышления (ТРКМ) - это проект

сотрудничества ученых, учителей всего мира. Она была предложена в 90-е годы XХ века американскими учеными Курт Мередит, Чарльзом Темпл, Джин Стил как особая методика обучения, отвечающая на вопрос: как учить мыслить?
В России технология осваивается с 1997 года, в Донецке с 1998.



6
Технология развития критического мышления (ТРКМ) - это проект сотрудничества ученых, учителей всего мира. Она

Слайд 7Критическое мышление имеет 5 характеристик.

(Д.Клоустер)

Во-первых - это мышление самостоятельное.
Во-вторых – это мышление обобщенное.
В-третьих – это мышление “проблемное и оценочное”.
В-четвертых – это мышление аргументированное.
В-пятых – это мышление социальное.


7

Критическое мышление  имеет 5 характеристик.

Слайд 8Цель ТРКМ
Цель данной образовательной технологии –
Развитие мыслительных навыков учащихся,

необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни. Обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс, то есть научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, структурировать и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что новое они открыли для себя.

8

Цель ТРКМ Цель данной образовательной технологии – Развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но

Слайд 9Задачи ТРКМ
Задача научить школьников 
выделять причинно-следственные связи; рассматривать новые идеи и знания в

контексте уже имеющихся;
отвергать ненужную или неверную информацию;
понимать, как различные части информации связаны между собой;
выделять ошибки в рассуждениях;
избегать категоричности в утверждениях;
Быть честным в своих рассуждениях; отделять главное от
несущественного в тексте или в речи и уметь акцентировать внимание на первом.
9
Задачи ТРКМЗадача научить школьников выделять причинно-следственные связи;  рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся; отвергать ненужную

Слайд 10Роль учителя в ТРКМ
• направляет усилия учеников в определенное русло
• сталкивает

различные суждения
• создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решении
• дает учащимся возможность самостоятельно делать выводы и подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих


10

Роль учителя в ТРКМ• направляет усилия учеников в определенное русло• сталкивает различные суждения • создает условия, побуждающие

Слайд 11Основа ТРКМ-
трехфазная структура урока:





11

Основа ТРКМ-трехфазная структура урока:11

Слайд 12 Задачи этапов урока ТРКМ




12

Задачи этапов урока ТРКМ12

Слайд 13Приёмы ТРКМ
















13
СТРУКТУРА УРОКА В ТРКМ

Приёмы ТРКМ13СТРУКТУРА УРОКА В ТРКМ

Слайд 14Приём «Мозговой штурм»
Цель использования:

а) выяснение знаний учащихся по теме;

б) набрасывание

предположений по теме;

в) активизация имеющихся знаний.

Стадия использования – вызов.


14
Приём «Мозговой штурм»Цель использования: а) выяснение знаний учащихся по теме;б) набрасывание предположений по теме;в) активизация имеющихся знаний.Стадия

Слайд 15Приём «Ассоциативный куст»

Написать ключевое слово

на доске. Ученики предлагают идеи, которые располагаются вокруг ключевой фразы. Ученики должны не только предлагать идеи, но и объяснять почему так, а не иначе.


Стадия использования – вызов.


15
Приём «Ассоциативный куст»     Написать ключевое слово на доске. Ученики предлагают идеи, которые располагаются

Слайд 16 Урок: «Окружающий мир» 3класс Тема: «Вода»






16

Урок: «Окружающий мир» 3класс Тема: «Вода»16

Слайд 18 Приём «Верные или неверные утверждения»
Стадия использования – вызов.
18

Приём «Верные или неверные утверждения»  Стадия использования – вызов.18

Слайд 19Урок: «Окружающий мир» 3класс Тема: «Охрана воды»
19

Урок: «Окружающий мир» 3класс Тема: «Охрана воды»19

Слайд 21Приём «Корзина идей»
Позволяет выяснить всё, что знают или думают

обучающиеся по обсуждаемой теме урока.
На стикерах дети пишут свое мнение по данному вопросу и помещают их в “Корзину идей”.
Приём «Корзина идей»  Позволяет выяснить всё, что знают или думают обучающиеся по обсуждаемой теме урока.На стикерах

Слайд 22Урок :«Окружающий мир» 3класс Тема: «Разнообразие природы. Ценность природы для людей».
Учащимся предлагается

дать ответ на вопрос:
«Что вы знаете о природе?»
Ответы:
Природа – это жизнь;
Она разнообразна;
Природу изучает наука биология;
Природу делят на живую и неживую;
Природа даёт свет, тепло, воздух, воду, пищу;
Природа радует, восхищает своей красотой;
Природа дарит радость открытий;
Человек должен охранять природу.

22
Урок :«Окружающий мир» 3класс Тема: «Разнообразие природы. Ценность природы  для людей».Учащимся предлагается дать ответ на вопрос:

Слайд 23Джигсоу
Учащиеся объединяются в постоянные группы (количество учащихся в группе зависит от

количества заданий). У каждого ученика свой номер.
Каждый вопрос будет изучаться определенной экспертной группой, которая сформирована по одинаковым номерам (цветным карточкам) и т.д.
Работа экспертных групп. Учащиеся изучают свой вопрос, готовятся донести его смысл своим товарищам в постоянной группе.
Итак, каждый ребенок изучает свой вопрос, но при помощи товарищей (экспертов по другим вопросам) усваивает весь материал в целом.
Возвращение экспертов в постоянные группы;. взаимообучение .
Проверка усвоения материала в целом ( вопросы ставятся всему классу, проверяется что они узнали и чему их научили).

22


ДжигсоуУчащиеся объединяются в постоянные группы (количество учащихся в группе зависит от количества заданий). У каждого ученика свой

Слайд 27Приём: Таблица ЗХУ
Этот приём начинаем применять
на стадии «Вызов», продолжаем
на

стадии «Осмысление»
и стадии «Рефлексия».
Данный приём позволяет выйти
на собственное целеполагание, выделить
значимые для него понятия.




27

Знаю – Хочу знать - Узнал

Приём:  Таблица ЗХУЭтот приём начинаем применять на стадии «Вызов», продолжаем на стадии «Осмысление» и стадии «Рефлексия».Данный

Слайд 28Урок: «Окружающий мир» 3класс Тема: «Разнообразие растений»

Урок: «Окружающий мир» 3класс Тема: «Разнообразие растений»

Слайд 29Приём :«Бортовой журнал»
Урок: «Окружающий мир» 3класс
Тема: «Что такое почва?»

Приём :«Бортовой журнал»Урок: «Окружающий мир» 3классТема: «Что такое почва?»

Слайд 30«Горячий стул»
Каждая из групп продумывает вопросы и задаёт учащемуся,

сидящему в данный момент на «горячем стуле».

Стадия использования – рефлексия.





30

«Горячий стул»  Каждая из групп продумывает вопросы и задаёт учащемуся, сидящему в данный момент на «горячем

Слайд 31«Оценочное окно»
Урок: «Окружающий мир» 3класс
Тема: «Берегите воду»

Вопрос: «Как каждый человек должен

беречь воду?»

Каждый учащийся заполняет «Окно».
«Оценочное окно»Урок: «Окружающий мир» 3классТема: «Берегите воду»Вопрос: «Как каждый человек должен беречь воду?»Каждый учащийся заполняет «Окно».

Слайд 32«Шесть шляп»
Класс делится на 6 групп. Каждой

группе выделяется одна из шести шляп.

Каждая группа «примеряет» свою шляпу , высказывает свою точку зрения на одну и ту же проблему.

Обычно этот приём используется на стадии обобщения и систематизации, т.е. на стадии рефлексии.

32
«Шесть шляп»    Класс делится на 6 групп. Каждой группе выделяется одна из шести шляп.

Слайд 33Факты
Позитивное мышление
Проблемы, противоречия
Эмоции
Творчество
Обобщение
?




33

ФактыПозитивное мышлениеПроблемы, противоречияЭмоцииТворчествоОбобщение?33

Слайд 35Преимущества ТРКМ
Технология развития критического мышления предполагает

гуманистический подход к обучению, в противоположность авторитаризму, предполагает личностную вовлеченность обучающегося в процесс учения.
Ценность данной технологии и в том, что она учит детей слушать и слышать, развивает речь, даёт возможность общения, активизирует мыслительную деятельность, познавательный интерес, побуждает детей к действию, поэтому работают все.
В ходе учебной деятельности моделируется и анализируется процесс познания на всех его этапах.
Технология ориентирована на воспитание у ученика социальной ответственности.

35
Преимущества ТРКМ      Технология развития критического мышления предполагает гуманистический подход к обучению, в

Слайд 36Применение технологии критического мышления способствует формированию универсальных учебных действий:
1)личностных (развитие

коммуникативных способностей, культуры общения, умение аргументировать, отстаивать свою точку зрения);
2)метапредметных (овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза);
3)предметных (новые знания по конкретному предмету).
Технология критического мышления позволяет реализовать основные концепции нового государственного образовательного стандарта.
36

Применение технологии критического мышления способствует формированию универсальных учебных действий: 1)личностных (развитие коммуникативных способностей, культуры общения, умение аргументировать,

Слайд 38Синквейн

Приём синтезирует информацию и факты в сжатое
высказывание, которое описывает, отражает

тему.
1 ряд – тема ( имя существительное)
2 ряд – описание (имя прилагательное)
3 ряд – действие ( глагол)
4 ряд – отношение к теме (предложение)
5 ряд – слово – резюме (синоним, обобщение, итог)

Стадия использования – «Рефлексия».




Синквейн Приём синтезирует информацию и факты в сжатоевысказывание, которое описывает, отражает тему.1 ряд – тема ( имя

Слайд 39Урок: «Окружающий мир» 3класс Тема: «Охрана воды»
Вода

Чистая, родниковая

Растворяет, охлаждает, превращается

Каждый человек должен

беречь воду

Вода – жизнь.

Урок: «Окружающий мир» 3класс Тема: «Охрана воды»ВодаЧистая, родниковаяРастворяет, охлаждает, превращаетсяКаждый человек должен беречь водуВода – жизнь.

Слайд 40Список используемой литературы
1. С.И. Заир – Бек, И.В. Муштавинская. «Развитие критического

мышления на уроке» :Пособие для учителя. – Москва. Просвещение, 2004г
2. Е.С. Полат. «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования»: Учебные пособие. – Москва .,2003г
3. Ю. Г. Тамберг : «Как научить ребенка думать» -Москва., Просвещение, 1995г
Список используемой литературы1. С.И. Заир – Бек, И.В. Муштавинская. «Развитие критического мышления на уроке» :Пособие для учителя.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть