Слайд 1Формирование
УУД на уроках
окружающего мира.
Слайд 2 Формировать УУД
– значит развивать у учащихся
способности самостоятельно ставить
учебные цели, проектировать пути их реализации (т.е. оптимально организовывать свою деятельность), контролировать и оценивать свои достижения (формировать умение учиться).
Слайд 3
Виды
универсальных учебных действий
ЛИЧНОСТНЫЕ
РЕГУЛЯТИВНЫЕ
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
КОММУНИКАТИВНЫЕ
определяющие мотивационную ориентацию
,
обеспечивающие
организацию
собственной
деятельности
обеспечивающие
социальную компетентность
общеучебные, логические, связанные с решением проблемы
Слайд 4Формирование УУД
Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения
учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями.
Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельности посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения.
Познавательные действия включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.
Коммуникативные действия – обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя.
Слайд 5Основная цель изучения курса «Окружающий мир»
в начальной школе
Формирование:
исходных представлений
о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира;
- практико-ориентированных знаний о природе, человеке, обществе;
- метапредметных способов действий (личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных).
Слайд 6Формирование УУД
на уроках окружающего мира
Проектируя любой урок, направленный на формирование
у учащихся универсальных учебных действий, необходимо максимально использовать возможности главного средства обучения – учебника. Учебник в школе был и пока остаётся основным источником знаний. На этапе планирования урока необходимо внимательно изучить, какие виды и типы заданий предлагают авторы учебника, разобраться, на формирование каких УУД они направлены.
Слайд 7
Формирование личностных УУД (формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности):
В учебнике 2-го класса, как и в первом, введены два героя – девочка Лена, которая учится во втором классе, она любопытна, наивна, часто задаёт «глупые» вопросы, и мальчик Миша, старше Лены на 3 года, он помогает Лене отвечать на её вопросы.
Так, после диалога героев учебника о плане и карте (Лена: «Миша, я нарисовала карту.» Миша: «Это не карта, а план.»), детям предлагается сформулировать проблему урока, ответив на следующие вопросы: «Как вы думаете, кто из ребят прав? Какие вопросы у вас возникают? Как вы думаете, какая будет тема урока?».
Таким образом, мы создаём положительную эмоциональную атмосферу, формируем мотивацию к обучению.
Слайд 9Регулятивные УУД
Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их
учебной деятельности посредством постановки целей, планирования, прогнозирования, контроля, коррекции действий и оценки успешности усвоения.
Слайд 10Примеры заданий, которые помогут формировать
познавательные УУД на уроках окружающего мира
Помогающие овладевать логическими действиЯМИ
1) 1 класс, ч.2 (с. 72)
- На каких рисунках человек ведёт себя как разумное существо? Где он ведёт себя неразумно? Объясни, почему ты так считаешь. (Оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» с позиции общепринятых нравственных правил.)
2) 2 класс ч.2 (с.29)
-Сравни природные зоны. Чем они различаются? Рассели животных и растений по их домам.
Использование знаково-символических средств
1) 2 класс ч.2 (с.61)
-Нарисуй на контурной карте маршрут двух тучек. Подпиши страны, над которыми они пролетали.
2) 2 класс ч.1 (с.45)
-Проведи опыты, дай ответы. По каким признакам и с помощью каких органов чувств ты узнал эти предметы. ( Познавательные УУД – проводить несложные опыты, наблюдения по изучению природных объектов(свойств), ставя задачу, описывать наблюдения во время опыта и т.д.)
Слайд 12Задания, способствующие формированию коммуникативных УУД на уроках ОМ
Подготовь вместе с соседом
по парте сообщение «Необычные погодные явления».
Какое время года тебе нравится больше всего? Почему? Выслушай ответы одноклассников.
Изучая тему «Звёздное небо» можно предложить задание:
Под каким зодиакальным созвездием ты родился?
-Узнай, кто из твоих одноклассников тоже родился под этим созвездием.
-Опроси всех одноклассников и запиши их имена в тетради.
-Из разных источников информации попробуй определить, как называются созвездия. (Большой и Малой медведицы, Ориона).
-Вечером вместе с родителями попробуй найти эти созвездия на небе.
Разделитесь на группы по 5 человек. Составьте вместе кроссворд из 10 слов на тему «Зелёное царство растений» («Вода», «Питание» и т.д.) После составления кроссворда поменяйтесь с другой группой и попробуйте разгадать его.
Слайд 14 Диагностика сформированности универсальных учебных действий у учащихся 2-х классов (тема:Физическая
карта)
Слайд 15 Выполнение диагностики УУД
по
окружающему миру
2 класс
Слайд 16Завершение проекта
«Путешествие вокруг Земли»
на уроках окружающего мира и технологии
Слайд 17Изготовление открытки к 12 апреля и сочинение по теме окружающего мира
«Как я летал(а) в космос»
Слайд 18Вывод
Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия; эмоционального, оценочного
отношения к миру природы и культуры в их единстве; воспитывает духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны. Универсальные учебные действия формируются постепенно с 1-4 классы, поэтому планирую продолжать работу по их формированию и в дальнейшем.
Слайд 19Список литературы:
1.Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия
в начальной школе / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2011.
2.Завьялова О.А. Метапредметные виды деятельности в обучении: с чего начать учителю? / О.А.Завьялова. – М., 2012
3. Планируемые результаты начального общего образования/ под ред. Г.Н.Ковалевой, О.Б.Логиновой.-М.:Просвещение,2011.
4.Примерная основная образовательная программа/образовательная система «Школа 2100».-М.:Баласс,2011
5.Программа личностного развития и формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального образования (ОС «Школа 2100) / Вахрушев А.А. и др. -