Слайд 1Формирование у младших школьников научных представлений о мире в процессе воспитания
экологической культуры
Выполнила: Кузина Мария Николаевна
Слайд 2Экологическое образование, познание окружающего мира в целом невозможна без познания природы.
Природа открывает свои секреты тем, кто внимательно и бережно относится к ней. Шаг за шагом, узнавая тайны растений, ребенок совершенствует свое творчество.
Сколько существует человечество, столько существует тяга человека к прекрасному, стремление украсить свой быт. Человек творит прекрасное, создавая произведения искусства, творчество же природы наиболее трогательно проявляется в растениях, и применять мастерство этой великой "учительницы" может любой ребенок. Создавая композиции, он уже не только копирует природу - он творит, фантазирует.
Созданию композиций помогает умение чувствовать красоту. Общение с цветами раскрывает способности человека видеть прекрасное. Цветы делают нас добрее и лучше. Мир природы богат разнообразием форм, красок, звуков, запахов ит. п.
Слайд 3Красоту природы человек способен воспринимать с самого раннего возраста, так как
эта красота проста и доступна.
Но в образовательном процессе детям с ОВЗ общению с природой отводится не так много места. Одним из путей эстетического воспитания является непосредственное общение ребенка с природой.
Наиболее доступная для восприятия декоративная красота природы. Экологическое образование, познание окружающего мира в целом невозможно без познания природы.
Ребенок знакомится с природой в процессе непосредственного общения с ней. Познавая действительный мир, ребенок проявляет свое отношение к предметам и явлениям.
Переживание предметов и явлений действительности
обогащает духовный мир детей коррекционной школы.
Слайд 4Экологическое воспитание – важное направление развития детей младшего школьного возраста. При
правильной организации педагогической работы оно способствует развитию познавательных процессов, формирует у детей ценностную картину мира, воспитывает экологическое сознание – бережное отношение к окружающему миру природы.
Воспитание в этом случае рассматривается, по мнению Н.Ф. Виноградовой, как «специальная организованная в обществе система необходимых для развития человека условий»
Экологическое воспитание в начальной школе из формального научного знания наполнилось тревожным смыслом неблагополучия в природе, исходящего, прежде всего, от разнообразной деятельности людей. С этих позиций экологические знания о мире природы – это вовсе не совокупность знаний отдельных фактов, а такая последовательная, взаимосвязанная закономерностями цепочка знаний, которая в результате раскрывает перед ребенком в самых общих чертах многообразие, приспособленность и развитие форм природы, а также место и значение деятельности человека по охране окружающего мира.
Методические основы формирования экологической культуры школьников разработаны в трудах Т.А. Бабановой, А.Н. Захлебного, Б.Т. Лихачева, И.Д. Зверева, Л.П. Салеевой и др., которые отмечали, что человек не может расти и развиваться, не взаимодействуя с окружающей природной сферой. Его чувства и ум развиваются соответственно тому, какой характер носят его отношения с природой. Именно поэтому так важен в экологическом воспитании начальный этап школьного обучения, когда стихийные знания о культуре взаимоотношений с природной средой систематизируются и обобщаются.
В работах этих авторов раскрываются цели, задачи, принципы, условия экологического воспитания .
Слайд 5Экологическое образование должно представлять целостную систему,
охватывающую всю жизнь человека. Оно также
ставит своей целью
формирование мировоззрения, основанного на представлении о единстве с природой.
Целью экологического образования является формирование экологической культуры, в основе которой лежит ответственное отношение к окружающей среде.
Экологическая культура – это утверждение в сознании и деятельности человека принципов природопользования, обладание навыками и умениями решать социально-экономические задачи без ущерба для оркужающей среды и здоровья людей.
Формирование экологической культуры населения, начало становления падает на первые 7-8 лет жизни ребенка. Младший школьный возраст – ответственный период жизни человека, так как именно здесь закладываются основы правильного отношения к окружающему миру.
Слайд 6Основная цель экологического воспитания - формирование экологического
сознания и мышления на основе
активной жизненной позиции. Пробуждение экологического сознания неразрывно связано с осознанием человеком своей роли на Земле. В настоящее время вследствие технического прогресса, урбанизации общества человек перестал ощущать себя и окружающую среду как единое целое в пределах биосферы.
Решение современных экологических проблем требует компетентного подхода, который включает естественные, социальные и гуманитарные науки, приближаясь, таким образом, к философскому уровню познания.
Так как все изменения природной сферы, и естественные, и вызванные деятельностью человека, оказывают влияние на условия жизни и здоровье населения, то рассмотрение этой взаимосвязи осуществляется через систему знаний о значении отдельных компонентов и природы в целом для жизни и хозяйственной деятельности человека, о необходимости рационального использования природных ресурсов и восстановления.
Изучение основ природопользования, рассмотрение вопросов о роли прогнозирования изменений окружающей среды способствует пониманию учащимися важности учета особенностей природы в процессе трудовой деятельности человека. В целом школьный курс естественно-научных дисциплин помогает учащимся осознать значение природы для общества, понять, что природа - основной источник удовлетворения жизненных и духовных потребностей человека, осмыслить необходимость ответственного отношения к ней.
Развитию ценностных ориентаций способствует выполнение учащимися практических работ оценочного характера. Для экологического воспитания важное значение имеют работы на местности по оценке характера воздействия человека на окружающую среду, предусмотренные программой. На их основе у школьников
вырабатывается привычка правильно, критически оценивать свое поведение в природе, поступки других людей, выбрать линию поведения, соответствующую законам природы и общества. Знание и соблюдение учащимися правил поведения в природе во время экскурсий, туристических и краеведческих походов свидетельствуют о степени сформированности их нравственного облика.
Слайд 7В экологическом воспитании не меньшую роль, чем нравственное, играет
эстетическое воспитание, в
которое существенный вклад вносят и естественно -научные предметы. На этих уроках учащиеся обогащаются новыми эстетическими впечатлениями, чему способствуют разнообразные средства обучения (картины, кинофильмы, диафильмы и т.д.), формирующие образы территорий, различных объектов природы, развивающие у детей эмоциональную восприимчивость к красоте вообще, прекрасному в природе и эстетическое восприятие окружающей среды.
Таким образом, содержание школьного курса естественно - научных дисциплин способствует экологическому воспитанию школьников и имеет для этого огромные возможности.
В их реализации и подготовке экологически грамотного поколения основная роль принадлежит учителю, его творческой инициативе.
Этапы школьного обучения, возрастные возможности учащихся, реальные условия социального и природного окружения - все это обусловливает характер формирующихся отношений школьников к природе, их деятельность по сокращению и уменьшению окружающей среды.
Как известно, воспитание в широком смысле слова - это процесс и результат развития личности под воздействием целенаправленного обучения и воспитания.
Обучение же - это процесс взаимодействия учителя и учащегося, в ходе которого осуществляется воспитание человека.
На уроке решаются три задачи: образовательная, воспитательная и развивающая.
Поэтому урок дает больше возможности для воспитания у младших школьников нового отношения к природе, основанного на гуманизме. Чтобы экологическое воспитание не было беспочвенным, обязательно нужно формирование экологического сознания. Экологически воспитанная личность, зная какой вред природе приносят те или иные действия, формирует свое отношение к этим действиям и решает для себя вопрос о их правомерности. Если человек экологически воспитан, то нормы и правила экологического поведения будут иметь под собой твердое основание и станут убеждениями этого человека.
Слайд 8Формирующиеся в процессе учебно-исследовательской деятельности умения являются составной частью общеучебных умений,
необходимых учащимся для успешного обучения.
К умениям, необходимым при решении исследовательских задач, А.И. Савенков относит: видеть проблемы;
ставить вопросы;
выдвигать гипотезы;
классифицировать;
наблюдать;
экспериментировать;
структурировать полученный в ходе исследования материал;
делать выводы и умозаключения;
доказывать и защищать свои идеи.
Выделенные им исследовательские умения относятся и к общим учебным умениям, необходимым учащимся в учебной деятельности, на их основе эта деятельность осуществляется и оптимизируется.
Учебно-исследовательская деятельность (УИД) в младшем школьном возрасте находится на этапе становления, что обуславливает ее специфические особенности:
• включение младшего школьника в УИД основывается на познавательном интересе, наиболее присущем данному возрасту;
• учитывая небогатый собственный опыт младшего школьника в исследовательской деятельности, значительную роль в организации УИД играют не только детские исследования, но и специальные занятия по формированию соответствующих умений;
• кроме учащегося и его научного руководителя (учителя) субъектом деятельности выступают родители, без поддержки и помощи которых занятия младших школьников УИД значительно затрудняются.
Слайд 9Показатели, критерии и уровни сформированности исследовательских умений младших школьников
Слайд 11“Исследовать - значит видеть то, что видели все, и думать так,
как не думал никто“ А. Сент-Дьердьи.
Исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения.
Формирование у младших школьников умений исследовательской деятельности в процессе изучения «Окружающего мира» будет более эффективным, если:
- приобретение навыков поисково-исследовательской деятельности в начальной школе будет проходить поэтапно с последующим усложнением видов деятельности и увеличением доли самостоятельности в исследовании, открытии нового,
- будет проводится комплексное формирование всех исследовательских умений с учетом индивидуального развития ребенка.
Слайд 12Работа над исследованиями достаточно сложная, поэтому необходимо готовить учеников младших классов
постепенно.
Для развития исследовательской культуры младшего школьника в рамках курса «Окружающий мир» необходимо реализовать следующие компоненты.
Развитие умения наблюдать- это и есть освоение учащимися приемов логического мышления.
По мнению Бруннера как правило, учащиеся младших классов встречаются с большими трудностями при выделении главных признаков предмета. Они легко определяют черты различия, но не умеют определять свойства. Вместе с тем, без умений выделять существенный признак предмета, не возможно провести его отнесение к определенному понятию. Трудности сравнения связаны с тем, что детям этого возраста очень трудно найти основание для сравнения.
В данном случае целесообразно использовать различные методические приемы, одним из которых является использование трех предметов. Рядом с двумя предметами, у которых дети не могут найти общих признаков, надо поместит третий, отличающийся именно поэтому признаку. Показателем высокого уровня развития умения вести наблюдения является участие или самостоятельное проведение элементарной экспериментальной работы. Очень эффективны различные виды практических работ в уголке природы: посев и посадка, размножение растений разными способами, уход за ними.
Слайд 13Более высокой ступенью исследовательской деятельности учащихся начальных классов является умение выражать
суждения и умозаключения на основе усвоенных понятий.
Суждение- акт мысли, который заключается в утверждении или отрицании чего-либо. Умозаключение основано на ряде суждений .
Основным методом создания исследовательской ситуации является постановка проблемных вопросов, заданий, задач. Правильное определение проблемы исследования учащимися во многом зависит от учителя. Не осознав сущность проблемы, учащийся не может активно включится в познавательную деятельность. В связи с этим выдающийся психолог С.Л.Рубинштейн утверждал: «...мыслить человек начинает, когда у него возникает потребность что-то понять. Мышление всегда начинается с проблемы или с вопроса, с удивления или недоумения. Этой проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс: он всегда направлен на разрешение какой-то задачи... ». Как отмечает Андреев, тематика исследовательской работы должна быть интересной и выполнимой.
В начальной школе закладывается фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности и исследовательская работа – один из важнейших путей в решении данной проблемы, исследовательская деятельность является наиболее эффективным средством формирования универсальных учебных действий.