Слайд 1
Формирование учебно-познавательного интереса обучающихся на уроках окружающего мира
в начальной школе
Выполнила
А.В. Важдаева,
педагог начального образования РЦОд
Нижний Новгород, 2018 г.
Слайд 2Содержание
Введение: актуальность проблемы формирования познавательного интереса у детей с ОВЗ в
начальной школе ---------------------------------------------------------------------------------------------------------- 3
1. Теоретическая часть: проблема развития познавательного интереса младших школьников на уроках окружающего мира в педагогической, психологической и методической литературе:
- 1.1 Определение понятия «познавательный интерес», его структуры --------------------------------- 5
- 1.2 О задаче формирования познавательного интереса по ФГОСу ------------------------------------- 7
- 1.3 Возможности курса «Окружающий мир» в свете проблемы развития познавательного интереса ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 9
- 1.4 Психолого-педагогические особенности развития познавательных процессов младших школьников ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ 11
- 1.5 Уровни развития познавательного интереса учеников начальной школы ------------------------ 12
- 1.6 Методы, приемы и условия развития познавательного интереса на уроках окружающего мира ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 14
2. Практическая часть: реализация принципов успешного развития познавательного интереса учеников начальных классов Ресурсного центра с использованием дистанционных технологий на уроках окружающего мира:
- 2.1 Об особенностях формирования познавательного интереса у детей с ОВЗ в начальной школе---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 18
- 2.2 Тематическое планирование-------------------------------------------------------------------------------------- 20
- 2.3 Наглядные формы подачи нового материала ------------------------------------------------------------ 22
- 2.4 Использование физкультминуток о природе---------------------------------------------------------------- 25
- 2.5 Разнообразие способов выполнения заданий ------------------------------------------------------------ 26
Вместо заключения: результаты сформированности познавательного интереса к предмету «Окружающий мир» на примере участия учеников в различных мероприятиях РЦОд: ------------- 29
- Участие в Неделе Знаний для учеников начальной школы в 2017 и 2018 года --------------------- 31
- Участие в Годе экологии-------------------------------------------------------------------------------------------------- 34
- Открытый урок окружающего мира ---------------------------------------------------------------------------------- 36
Список использованной литературы ----------------------------------------------------------------------------- 38
Слайд 3Введение: актуальность проблемы формирования познавательного интереса
у детей с ОВЗ в
начальной школе
Перед современной школой, а в особенности начальной, встали задачи, направленные на воспитание у обучающихся новых ценностных ориентаций, во многом связанных с восприятием окружающей действительности, ее оценкой, с поведением человека в природной среде и в обществе. Одной из острейших проблем начального образования является развитие познавательной активности и самостоятельности школьников. Сегодня проблема познавательного интереса все шире рассматривается в контексте разнообразной деятельности учащихся, что позволяет учителям успешно формировать и развивать познавательный интерес учащихся, обогащая личность, воспитывая в ней активное отношение к жизни. Актуальным остается поиск оптимальных условий формирования и развития познавательного интереса учащихся начальных классов, что стало основной целью исследования — выявить педагогические приемы формирования познавательной активности младшего школьника на уроках окружающего мира. В связи с возрастающим количеством детей с ОВЗ в начальной школе, необходимо понять, какие требования к урокам, методы работы приведут к эффективному результату формирования устойчивого познавательного интереса именно у этой группы учеников начальной школы.
Задачи исследования:
1) Рассмотреть понятие познавательного интереса в психолого-педагогической литературе.
2) Рассмотреть образовательные технологии (методы, приемы, условия) в методической литературе.
3) Применить полученные знания в своей педагогической деятельности, зафиксировать результативность работы с младшими школьниками на уроках «Окружающего мира».
Объект исследования – познавательный интерес.
Предмет исследования – влияние комплекса педагогических методов, приемов, условий на развитие познавательного интереса у младших школьников с ОВЗ.
Гипотеза исследования — предполагаем, что использование образовательных технологий будет способствовать развитию познавательного интереса к урокам окружающего мира у детей с ОВЗ в начальных классах.
Слайд 41. Теоретическая часть:
проблема развития познавательного интереса младших школьников
на уроках
окружающего мира
в педагогической, психологической
и методической литературе
Слайд 51.1 Определение понятия
«познавательный интерес», его структуры
Интерес, как сложное и очень значимое
для человека образование, имеет множество трактовок в своих психологических определениях, он рассматривается как:
— избирательная направленность внимания человека;
—проявление его умственной и эмоциональной активности;
—активатор разнообразных чувств;
—активное эмоционально-познавательное отношение человека к миру
—специфическое отношение личности к объекту, вызванное сознанием его жизненного значения и эмоциональной привлекательностью.
Важнейшая область общего феномена интереса — познавательный интерес. Его предметом является самое значительное свойство человека: познавать окружающий мир не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но в самом существенном отношении человека к миру — в стремлении проникать в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причинно-следственные связи, закономерности, противоречивость.
Познавательный интерес — интегральное образование личности. Он как общий феномен интереса имеет сложнейшую структуру, которую составляют как отдельные психические процессы (интеллектуальные, эмоциональные, регулятивные), так и объективные и субъективные связи человека с миром, выраженные в отношениях.
Именно в младшем школьном возрасте, который является периодом впитывания, накопления знаний об окружающем мире и отношении к нему человека, происходит становление познавательных интересов. Содержание познавательных интересов — разные области окружающей действительности (Н.Н. Никандров, Л.М. Кларина, Г.И. Петку, М.Ю. Бурыкина, Л.А. Григорович).
С.Л. Рубинштейн, говоря об интересе, отмечал, «что это мотив, который действует в силу своей осознанной значимости и эмоциональной привлекательности». Интерес рассматривается как одно из мотивационных образований, направляющих действия человека и побуждающих к ним. Познавательный интерес как мотив является звеном в системе мотивации и не обособлен от других мотивов, которыми одновременно руководствуется школьник. Взаимосвязь мотивации и познавательного интереса – явление сложное: в общей структуре мотивации он может играть ведущую роль, а может быть и подчиненным у учащихся с ярко выраженной общественной направленностью.
Слайд 6 В самом общем определении познавательный интерес можно назвать избирательной
деятельностью человека на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующей психические процессы, деятельность, его познавательные возможность.
Проблема интереса в обучении не нова. В самых разнообразных трактовках проблемы его функцию все видели в том, чтобы приблизить ученика к учению, «зацепить» так, чтобы учение для ученика стало потребностью, без удовлетворения которой немыслимо эффективное обучение. Многообразие взглядов на интерес отмечали многие, в том числе А.Г. Ковалев и Б.И. Додонов, которые отмечают, что одни психологи сводят интерес к осознанной потребности, другие — к направленности внимания, большинство же склоняется к определению интереса как познавательного отношения личности к действительности. Интерес предстает перед нами то в виде мимолетного состояния, то в виде свойства личности и его проявления в систематически повторяющихся переживаниях и деятельности. За «веером» противоположных мнений об интересе кроются не заблуждения исследователей, а «схватывание» каждым из них отдельных его сторон и проявлений, частично совпадающих с явлениями других образований психики.
Интересы выступают в качестве постоянного побудительного механизма познания. Особенностью познавательного интереса является его способность обогащать и активизировать процесс не только познавательной, но и любой деятельности человека, поскольку познавательное начало имеется в каждой их них. Важной особенностью познавательного интереса является также и то, что центром его бывает такая познавательная задача, которая требует от человека активной, поисковой или творческой работы, а не элементарной ориентировки на новизну и неожиданность.
Формирование и развитие познавательных интересов — часть широкой проблемы воспитания всесторонне развитой личности, поэтому необходимость формирования познавательных интересов в начальной школе имеет социальное, педагогическое и психологическое значение.
В педагогической практике познавательный интерес рассматривают, как средство активизации познавательной деятельности ученика, как эффективный инструмент учителя, позволяющий ему сделать процесс обучения привлекательным, выделить в обучении именно те аспекты, которые смогут привлечь к себе непроизвольное внимание учеников, заставят активизировать мышление, волноваться и переживать, увлеченно работать над учебной задачей.
Значит, познавательный интерес младших школьников представляет собой важный фактор учения и в то же время является жизненно-необходимым фактором становления личности.
В своем исследовании мы рассматриваем познавательный интерес как эмоционально-познавательное отношение, возникающее из эмоционально-познавательного переживания к предмету или непосредственно мотивированной деятельности, как отношение, переходящее при благоприятных условиях в эмоционально-познавательную направленность личности.
Слайд 71.2 О задаче формирования познавательного интереса по ФГОСу
В федеральном компоненте
государственного стандарта начального общего образования определены основные цели, одна из главных ориентирована на формирование творческой личности школьника. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка, формированию желания и умения учиться. Ключевыми компетенциями в характеристике познавательных способностей и исследовательских умений учащихся выделяют умения, приобретаемые детьми в учебной деятельности:
- Искать - уметь находить желаемую информацию в различных источниках: опрашивать окружение, консультироваться у учителя, работать со справочной литературой, компьютером.
- Думать - обращаться к собственному жизненному опыту, устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями, критически относиться к тому или иному событию, высказыванию,занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать свое собственное мнение; выражать собственную оценку.
- Планировать свои действия - видеть цель, логику и последовательность действий в ходе выполнения решения, продумывать правильность и рациональность шагов, уметь рассчитывать свои возможности.
- Сотрудничать - уметь работать в группе, принимать решения, улаживать разногласия и конфликты, быть терпимым к чужому мнению, уметь выстраивать свое доказательство, терпимо воспринимать критику, уметь слушать и договариваться, разрабатывать и принимать взятые на себя обязанности.
- Приниматься за дело - включаться в работу самостоятельно, нести ответственность в общем деле, уметь войти в группу и внести свой вклад, адекватно оценивать достигнутый результат.
- Адаптироваться - использовать новые подходы, нетрадиционные решения в новых ситуациях, при выполнении нестандартных, незнакомых заданий, уметь использовать ранее полученные знания в новых условиях, стойко противостоять трудностям.
Слайд 8 В соответствии со Стандартом при получении начального общего образования
осуществляется:
- становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
- формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности - умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебной деятельности;
- духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
- укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.
Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника ("портрет выпускника начальной школы"):
- любящий свой народ, свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Реализации этих задач способствуют многие учебные предметы, но наибольшие возможности предоставляет образовательная область «Окружающий мир», которая представлена в рамках федерального компонента государственного образовательного стандарта для начальной школы. Она предусматривает знания, которые помогают формированию у школьников целостного взгляда на окружающий мир, пониманию учащимися его материальности и познаваемости, способствуют развитию личности ребенка.
Слайд 91.3 Возможности курса «Окружающий мир»
в свете проблемы развития
познавательного интереса
«Окружающий мир» – это, прежде всего, мировоззренческий курс, который предполагает глубокую интеграцию естественнонаучных и обществоведческих знаний об окружающем мире. Изучая его, младшие школьники усваивают этические нормы поведения, получают научные знания, у них формируется целостный научный взгляд на окружающий мир.
Другой особенностью принятого стандарта по этому курсу является усиление практической направленности образования: учитель должен создать условия для ознакомления школьников с разными методами познания окружающего мира – планируется система наблюдений объектов и явлений окружающего мира, организуется экспериментирование, опытная работа; структурным элементом урока может стать деятельность моделирования, составление младшими школьниками схем, таблиц, графических рисунков; необходимо предусмотреть с учетом содержания урока речевую коммуникативную деятельность школьников: ознакомление с элементарной естественнонаучной и обществоведческой терминологией, работу со словарями, справочниками, энциклопедиями для детей.
Содержание курса отражает общую идею ФГОС – сущность современного образования вообще и начального в особенности определяется не накоплением у младших школьников определенной суммы знаний, а умением работать с информацией: поиск ее непосредственно в окружающем мире, в научно-художественной и справочной литературе, работой по ее преобразованию и хранению в табличной, знаковой и схематичной форме.
Уроки «Окружающего мира» могут облегчить задачу адаптационного периода для младшего школьника, ведь содержание данных уроков выстраивается на более близком ребенку материале, чем содержание других уроков.
Слайд 10
Предмет «Окружающий мир» рассматривается в стандарте как часть системы начального
образования, а значит, он призван решать не только частные, но и общие задачи начальной школы:
1) развитие восприятия как умения наблюдать, воображения как основы для решения творческих задач, мышления как умения анализировать, обобщать, речи как умения характеризовать объект окружающего мира, рассуждать, поддерживать учебный диалог;
2) воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, основ здоровье-сберегающего поведения, чувства красоты природы, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотизма;
3) формирование потребности участвовать в разнообразной поисковой, творческой созидательной деятельности в природе, социуме, сохранять и укреплять свое физическое и психическое здоровье, охранять природу.
4) осознание целостности окружающего мира, единстве природного и социального, их многообразии, о человеке и его месте в природе и в обществе, освоение основ экологической грамотности, правил нравственного и я в природной и социальной среде;
5) освоение знаний об объектах, явлениях, закономерностях окружающего мира и методах их познания (наблюдение, запись, измерение, опыт и др., с получением информации из разных источников);
6) развитие навыков устанавливать причинно-следственные связи в окружающем мире.
Выделены программные темы, близкие социальному опыту детей младшего школьного возраста и обеспечивающие его социализацию: наша страна – Россия, государственные символы России, права граждан, источники познания окружающего мира и духовного обогащения человека, культурно-исторические ценности.
В основу формирования познавательного интереса на уроках окружающего мира включены три аспекта концепции развития познавательного интереса Г.И. Щукиной:
- привлечение учащихся к целям и задачам урока;
- возбуждение интереса к содержанию повторяемого и вновь изучаемого материала;
- включение обучающихся в интересную для них форму работы.
Слайд 111.4 Психолого-педагогические особенности развития познавательных процессов младших школьников
Начальный период
школьной жизни занимает возрастной диапазон от 6-7 до 10-11 лет (1-4 классы). Младший школьный возраст содержит в себе значительный потенциал умственного развития детей. Его выявление и эффективное использование – одна из главных задач возрастной и педагогической психологии. С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его сознательных процессов, приобретение ими качеств, свойственных взрослым людям, поскольку дети включаются в новые для них виды деятельности и систему межличностных отношений. Комплексное развитие детского интеллекта в младшем школьном возрасте идет в нескольких различных направлениях:
1. Усвоение и активное использование речи как средства мышления.
2. Соединение и взаимообогащающее влияние друг на друга всех видов мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического. От доминирования наглядно-действенного и элементарного образа мышления, от до понятийного уровня развития и бедного логикой размышления школьник поднимается до словесно-логического мышления на уровне конкретных понятий. Начало этого возраста связано, если пользоваться терминологией Ж. Пиаже и Л.С. Выготского, с доминированием дооперационального мышления, а конец – с преобладание операционального мышления в понятиях.
3.Выделение, обособление и относительно независимое развитие в интеллектуальном процессе двух фаз: подготовительной фазы (решение задачи: осуществляется анализ ее условий и вырабатывается план) и исполнительной – этим план реализуется практически.
4. Общими характеристиками всех познавательных процессов (внимание, восприятие, память, воображение, мышление и речь), ребенка становятся их произвольность, продуктивность и устойчивость. Из "натуральных" (по Л.С. Выготскому) эти процессы к концу младшего школьного возраста должны стать "культурными", то есть превратиться в высшие психические функции, произвольные и опосредствованные. У ребенка может доминировать один из типов восприятия окружающей действительности: практический, образный или логический. Чем старше становится младший школьник, тем больше у него преимуществ запоминания осмысленного материала над бессмысленным.
5. В этом же возрасте достаточно хорошо раскрываются общие и специальные способности детей, позволяющих судить об их одаренности.
6. Углубленная и продуктивная умственная работа требует от детей усидчивости, сдерживания эмоций и регуляции естественной двигательной активности, сосредоточения и поддержания внимания. Многие из детей быстро утомляются, устают. Постепенно развивается сила воли, умение управлять собой.
Слайд 121.5 Уровни развития познавательного интереса
Многолетние исследования И.Г. Морозовой, Г.И.
Щукиной, Т.А. Куликовой доказали, что познавательный интерес не является присущим человеку от рождения, он складывается в процессе жизнедеятельности, формируется в социальных условиях его существования. При этом путь развития интереса в младшем школьном возрасте проходит несколько качественных этапов: от интереса к внешним качествам, свойствам предметов и явлений окружающего мира (вопросы «Что это такое?») к проникновению в их сущность, к обнаружению связей и отношений, существующих между ними (вопросы: «Почему?», «Как?»).
Условно различают последовательные стадии развития познавательного интереса: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес.
Первоначально он проявляется в виде любопытства — естественной реакции человека на все неожиданное, вызванное результатом опыта, интересным фактом, приковывает внимание учащегося к материалу данного занятия, но не переносится на другие занятия. Это неустойчивый, ситуативный интерес. Любопытство — элементарная стадия избирательного отношения, ориентировка, которая обусловлена чисто внешними обстоятельствами, связанная с новизной ситуации.
Более высокой стадией интереса является любознательность, когда учащийся проявляет желание глубже разобраться, понять изучаемое явление. Он активен на занятии, задает вопросы, участвует в обсуждении результатов демонстраций, приводит свои примеры, читает дополнительную литературу, самостоятельно проводит опыты. Любознательность — ценное состояние личности, характеризующееся стремлением человека проникнуть за пределы увиденного. Обнаруживаются сильные выражения эмоций удивления, радости познания, удовлетворённостью деятельностью. В возникновении загадок и их расшифровке и заключается сущность любознательности, как активного видения мира. Однако любознательность ученика обычно не распространяется на изучение всего предмета. Материал другой темы может оказаться для него скучным, и интерес к предмету пропадет. Поэтому задача состоит в том, чтобы поддерживать любознательность и стремиться сформировать у учащихся устойчивый интерес к предмету, при котором ученик понимает структуру, логику курса, используемые в нем методы поиска и доказательства новых знаний, его захватывает сам процесс постижения, самостоятельное решение проблем, нестандартных задач доставляет удовольствие.
Слайд 13
При наличии познавательных интересов учение становится близкой, жизненно значимой
деятельностью, в которой сам школьник заинтересован. Формирование познавательных интересов и активности личности – процессы взаимообусловленные. Познавательный интерес порождает активность, но, в свою очередь, повышение активности укрепляет и углубляет познавательный интерес.
Так, мы имеем еще один вариант схемы развития познавательных интересов младших школьников: мотив - познавательный интерес - познавательная активность - познавательная деятельность.
В частности, развивая идею обучения, основанного на интересе, П.И. Пидкасистый и Б.В. Горячев подчеркивают, что познавательная активность обеспечивает интеллектуальное развитие ребенка. Обучение эффективно лишь тогда, когда ученики проявляют интерес к знаниям. Опора на интерес повышает познавательную активность у школьников, сознательность в усвоении учебного материала, помогает более успешно самореализовываться в учебно-воспитательном процессе.
Ученые в зависимости от характера познавательной деятельности субъекта определяют такие уровни активности:
1. Репродуктивно-подражательная активность, при помощи которой опыт деятельности накапливается через опыт другого;
2. Поисково-исполнительная активность; это более высокий уровень, поскольку здесь имеет место большая степень самостоятельности. На этом уровне надо понять задачу и отыскать средства ее выполнения;
3. Творческая активность являет собой высокий уровень, поскольку и сама задача может ставиться школьником, и пути ее решения избираются новые, нешаблонные, оригинальные.
Развитие познавательной активности представляет тот идеальный вариант, когда ее становление происходит постепенно, равномерно, в соответствии с логикой познания предметов окружающего мира и логикой самоопределения личности в окружающей среде.
Таким образом, можно утверждать, что интерес играет роль катализатора учебной деятельности, а по мере его закрепления превращается в относительно автономно действующий внутренний стимул, важный фактор развития учебного познания. Осознанное, планируемое создание условий для развития познавательного интереса – сегодня одно из основных средств повышения эффективности обучения на уроке.
Слайд 141.6 Методы, приемы и формы развития познавательного интереса на уроках окружающего
мира
Развитие познавательных интересов прямо зависит от организации учебной работы, поэтому учителю необходимо ориентироваться на закономерности развития познавательных интересов младших школьников и соблюдать принцип: чем младше учащиеся, те нагляднее должно быть обучение и тем большую роль должно играть активное действование. Опираясь на огромный опыт прошлого, на специальные исследования и практику современного опыта, можно говорить об условиях, способствующих формированию, развитию и укреплению познавательного интереса учащихся:
1. Сочетание эмоционального и рационального в обучении, стимулирующее влияние содержания. Еще К.Д. Ушинский подчеркивал, как важно серьезное занятие сделать занимательным (включение в содержание урока интересных сведений, фактов, исторических справок). Занимательный материал развивает у детей творческое воображение, образное мышление, снимает утомление. К приемам, побуждающим непосредственный интерес учащихся еще относят прием новизны, прием динамичности (показ процессов и явлений в динамике), юмор, шутка, сюрпризный момент.
2. Практическая значимость получаемых знаний для самих школьников - опора на жизненный опыт детей, связь данного материала с изученным ранее и применение в жизни, практической деятельности полученных знаний и умений.
3. Межпредметные связи (на уроках окружающего мира возможно использование художественной литературы: пословиц и поговорок о временах года, загадок о природных явлениях, стихотворений и рассказов природоописательного содержании; элементы физического развития в процессе выполнения физкультминуток; связь с математикой, когда речь идет об измерении и создании моделей, а также то, что из окружающего мира в принципе вырастают позднее все предметы естественно-научного цикла).
4. Выполнение творческих заданий (связь с уроками рисования, лепки, ручного труда или технологии, придумывание собственных заметок по результатам наблюдения за природой, написание докладов, придумывание сказок, загадок, стихов и т. д.).
Слайд 15 5. Создание ситуации успеха, эмоционально-положительного фона занятий, побуждающего к
активной деятельности на уроке, раскрытости ученика, концентрация внимания на промежуточных успехах ребенка, демонстрация положительных итогов деятельности ребенка (например, в учебных форумах), эмоциональная окрашенность учебного процесса, поощрение, доброжелательный стиль общения с учителем.
6. Активные методы обучения:
- элементы проблемного обучения, способствующие самостоятельному поиску знаний, принятию решений, развитию умения искать причинно-следственные связи, делать выводы, когда у ученика создается внутренняя потребность в получении новых знаний в результате осознания недостатка имеющихся для разрешения новой ситуации;
- элементы развивающего обучения, предполагающее активную самостоятельную познавательную деятельность учеников на всех этапах учебного процесса посредством заданий, различных по форме и содержанию (подготовка устных сообщений, работа с дополнительной литературой и средствами информации, участие в конкурсах, выполнение письменных работ, написание рефератов, подготовка презентаций и т. д.);
- игровые методы обучения способствуют высвобождению творческих резервов, нейтрализуют чувство тревоги, создают ощущение спокойствия, облегчают межличностное общение; огромное положительное влияние оказывает игра на учебную деятельность интеллектуально пассивных детей - процессе игры такой ребенок способен выполнить объем учебной работы, который ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации; в процессе игры мир детства соединяется с миром науки;
- метод проектов, способствующий актуализации знаний, умений, навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающими, стимулирует потребность ребенка в самореализации, самовыражении, в творческой личностно и общественно значимой деятельности; предполагает проведение исследовательской и поисковой работы, представление общественности готового продукта и защиту его в той или иной форме;
- тесты с заданиями по определенной теме урока и другие методы промежуточного, в том числе автоматизированного, контроля — частые проверки и оценки работы, дают возможность за короткий промежуток времени фиксировать, анализировать результат проделанной работы, возвращаться к выполненному заданию, работать над ошибками;
Слайд 16- дифференциация заданий, в том числе домашних, по уровню и направленности:
на закрепление знаний и умений; на систематизацию изученного материала (на развитие умения выполнять такие логические операции, как анализ, сравнение, классификация, обобщение); на применение знаний (задания по подготовке опытов, проведению домашних экспериментов, практической работы, изготовление наглядных пособий, моделей); на подготовку к восприятию материала следующего урока («опережающие задания»); задания творческого характера;
- мультимедийное сопровождение урока, использование информационных технологий обучения (ИТО) как совокупности электронных средств и способов их функционирования, используемых для реализации обучающей деятельности (данной проблемой занимаются многие педагоги – практики: Алейникова О.А., Апатова Н.В., Бейзеров В.А., Будунов Г.М., Молочков В.П., Морозов Ю.М., Новожилова Н.В. и др.) имеет преимущества: интерактивность и диалоговый характер обучения, неограниченное обучение, принцип адаптивности, управляемость, объединение в компьютере текстовой, графической, аудио-видеоинформации, анимации резко повышает качество преподносимой школьникам учебной информации и успешность их обучения, поддержание у ученика состояния психологического комфорта при общении с компьютером, индивидуализация обучения, осуществляет переход от объяснительно–иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебного процесса.
Таким образом, среди важнейших требований к организации познавательного процесса младших школьников с целью развития познавательного интереса можно выделить:
+ гуманистическое отношение к детям, максимальный учет их индивидуальных особенностей, создание атмосферы, благоприятствующей их всестороннему развитию;
+ целенаправленность построения обучения с учетом его эффективности для общего развития детей;
+ стремление к обеспечению полного осознания детьми приемов учебной работы;
+ использование разнообразных видов деятельности на уроке с целью переключения внимания учащихся в связи с его неустойчивостью;
+ включение новых знаний в практическую деятельность учащихся как необходимое условие их успешного усвоения;
+ сочетание игровой формы с учебным содержанием заданий, применяемых в обучении.
Слайд 172. Практическая часть: реализация принципов успешного развития познавательного интереса учеников начальных
классов Ресурсного центра
с использованием дистанционных технологий
на уроках окружающего мира
Слайд 182.1 Об особенностях формирования познавательного интереса
у детей с ОВЗ в
начальной школе
Наличие ОВЗ у учащихся выражается часто, помимо основного недуга, в ограниченном кругозоре, слабо развитых коммуникативных функциях, бедном лексиконе, неумение формулировать свои мысли и тревожности по поводу результатов своей деятельности, нерешительности, апатичности, отсутствии интереса к миру за пределами комнаты. Всё это доступно компенсировать средствами «Окружающего мира».
С другой стороны, эти учащиеся могут стать самыми искренними слушателями курса, посколько над ними чаще всего не довлеет необходимость его изучения (как, например, в случае с русским языком и математикой), боязнь получить низкую оценку и соответственно негативную реакцию взрослых (как это бывает с учениками в основной школе). Окружающий мир — предмет для души и выбирают его, по наблюдениям, именно для этого (стабильно третьим по количеству заявок является «окружающий мир»).
Слайд 19 В случае с детьми с ОВЗ преподавание предмета «Окружающий мир»
считаю если не необходимым, то очень рекомендуемым, потому что он доступен для понимания абсолютному большинству учащихся и позволяет почувствовать учебную ситуацию успеха даже тем, кто плохо справляется с математикой и русским языком.
Окружающий мир говорит на понятном для маленького ребенка языке, о том, что рядом — о зиме, о воде, о том, как устроено тело, о животных и грибах, с которыми сталкивался практически любой человек.
Либо наоборот, рассказывает и показывает то, что вероятнее всего, другим путем, как через учебу, не будет узнано никогда — о космосе, о строении Земли, о сложных процессах круговорота воды в природе и разнообразии живых существ. Да, кажется, что сейчас каждому, у кого есть интернет и телевизор, открыт мир со всеми своими секретами и законами. Но в многообразии не всегда проверенной информации порой трудно разобраться даже взрослому, до некоторых тем без направляющей помощи педагога можно вообще никогда не дойти. Поэтому четко структурированный учебный материал здесь оказывается очень полезен в особенности для маленьких детей с ОВЗ, часто ограниченных в своих интересах насущными потребностями.
Слайд 202.2 Тематическое планирование
Курс «Окружающего мира», разработанный педагогами I-школы, имеет
своей целью значительное расширение кругозора учащихся, становление начальных научных представлений о картине мира и устройстве общества, связывает воедино и структурирует окружающую растущего ребенка действительность.
При этом спектр тем разнообразен и широк. Каждый из 4 курсов (1-4 классы) разбит на 34-36 подтем из расчета проведения 1 урока в неделю. Темы сгруппированы логически в несколько блоков:
В 1 классе — это профессии, семья, календарь, режим дня и др. Во 2 — рукотворный мир и мир природы, космос, строение Земли, возникновение жизни на Земле, разнообразие растительного и животного мира. В 3 — живая и неживая природа, тела и вещества, вода, продукты питания и организм человека (пищеварительная система, органы чувств, кожа). В 4 — это царства живой природы, пищевые цепочки, 3 состояния воды, моря и океаны, материки, природные зоны Земли.
Отдельно стоит отметить уроки экологического содержания, формирующие активную жизненную позицию ученика и будущего гражданина, а также фенологические занятия, способствующие развитию наблюдательности, осознанности взаимосвязи всего живого на Земле в конкретные времена года и всегда. С помощью этих уроков возможно достижение высокого уровня познавательного интереса, когда человек становится активным участником процесса миро устроения.
Слайд 222.3 Наглядные формы подачи
нового материала
Курс «Окружающего мира» имеет очень
привлекательную для современного ученика форму — он нагляден: часть проходимого материала можно увидеть и почувствовать на собственном опыте (предполагаются опытная, экспериментальная деятельности).
Другая же часть, более сложная и недоступная для непосредственного наблюдения за собой или явлениями природы, представлена в виде понятных схем, ярких иллюстраций, интересных роликов и познавательных мультфильмов. Текстовый материал всегда сопровождается ими и помогает ученику быть внимательным на протяжении всего урока.
В курсе широко применяются стихотворения, пословицы и поговорки, рассказы, сказки.
Слайд 24 С целью расширения кругозора учащихся, развития умения осуществлять самостоятельный
поиск дополнительного материала в интернете или в домашней либо общественной библиотеке, в курсе часто даются ссылки на сторонние ресурсы, на уроке применяются иллюстрации и описания к ним из книг (различные определители, стихи и загадки о природе, атласы и т. д. из домашней библиотеки педагога).
Слайд 252.4 Использование физкультминуток
о природе
Развитию познавательного интереса к предмету, а
также профилактике переутомления, общему физическому развитию способствует использование на уроках физкультминуток о явлениях и объектах природы, близких к содержанию занятия.
Слайд 262.5 Разнообразие способов
выполнения заданий
В пояснительной записке к курсу
«Окружающего мира» I-школы коллективом авторов подчеркивается акцент на активной и разнообразной деятельности ученика в процессе нахождения, познания и закрепления материала. Это могут быть тесты, кроссворды, загадки, опросы, доклады, опыты, ведение календаря погоды, заполнение табличек, интерактивные задания в виде дидактических игр, рисование в программе Перволого, оставление записей в форуме, работа с картами и картинками, которые нужно расставить по определенной логике.
Слайд 29Вместо заключения: результаты сформированности познавательного интереса к предмету «Окружающий мир»
на
примере участия учеников
в различных мероприятиях РЦОд
Проблема развития познавательного интереса младших школьников не имеет однозначного решения, по причине ее многофакторности. М.Н. Скаткин утверждает, что на развитие познавательного интереса младших школьников влияет и содержание материала, и методы обучения, и организационные формы, и постановка воспитательной работы, и материальная база школы, и, наконец, личность учителя. Таким образом, педагогический процесс должен превратиться в систематическое и целенаправленное субъектно-согласованное взаимодействие учителя и обучающихся, направленное на совершенствование содержания форм, методов, приемов и средств обучения и самообучения с целью возбуждения познавательного интереса, повышения активности и самостоятельности обучающихся в познавательной деятельности, усвоение знаний, формирование умений, навыков и применение их на практике, формирование привычки учиться.
Важную роль в этом процессе играет преподавание курса «Окружающий мир», поскольку основанное на познавательном интересе знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности младшего школьника.
Анализ психолого- педагогической литературы и практической деятельности позволяет выявить основные показатели сформированности у детей познавательного интереса:
-фонд знаний и умений, в том числе общеучебных, их качество и степень обобщенности;
-уровень развития психических механизмов, лежащих в основе развития познавательного интереса: внимания, памяти, воображения;
-уровень развития мышления ученика, который определяется степенью сложности умственных действий и операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, классификация);
- активная и самостоятельная продуктивная и творческая деятельность разных видов и форм.
Слайд 30 Кроме того, познавательный интерес оказывает большое влияние на структуру
личности младших школьников и способствует общей направленности их деятельности. Активизация познавательного интереса решает не только учебные задачи:
+ расширяет кругозор детей;
+ повышает интерес к предмету;
+ создает условия для реализации творческого потенциала школьников;
+ повышает качество знаний;
+ учит детей логически мыслить, доказывать, делать выводы и давать оценку;
+ повышает познавательную активность младших школьников;
+ учит ребенка самостоятельно добывать знания;
+ «будит» в каждом ребенке природную любознательность;
+ формирует общеучебные умения, например, умение работать с информацией;
+ способствует саморазвитию, стимулируя познавательную активность и самостоятельность;
+ в конечном итоге создает ощущение успешности и повышает самооценку учащихся.
Активизация познавательного интереса и деятельности учащихся предполагает, что процесс обучения школьников должен обеспечить им полное понимание учебного материала, сознательное отношение к учебному труду, самостоятельность и творческое мышление, умение активно использовать полученные знания и навыки в практической деятельности.
Влияние познавательного интереса на формирование личности обеспечивается условиями:
- уровнем развития интереса (его силой, глубиной, устойчивостью);
- характером (многосторонними, широкими интересами, локальными-стержневыми либо многосторонними интересами с выделением стержневого);
- местом познавательного интереса среди других мотивов и их взаимодействием;
- своеобразием интереса в познавательном процессе (теоретической направленностью или стремлением к использованию знаний прикладного характера);
- проведением учебный процесс на оптимальном уровне развития младшего школьника;
- связью с жизненными планами и перспективами.
Результатами практической работы по повышению познавательного интереса наших младших школьников с ОВЗ на уроках окружающего мира явилось, в том числе, и участие в различных мероприятиях, организованных Ресурсным центром.
Таким образом, можно сделать вывод, о положительной динамике в развитии познавательного интереса учащихся с ОВЗ на уроках окружающего мира с использование образовательных (комплекса методов, приемов и условий) и дистанционных технологий, то есть выдвинутая нами гипотеза, подтвердилась.
Слайд 31Участие в Неделе Знаний
для учеников начальной школы
в 2017 и
2018 годах
Участие в олимпиадах, конкурсах может считаться одновременно и средством, формой развития познавательного интереса, и его результатом на определенном этапе. Так, одним из показателей наличия хорошего уровня познавательного интереса и познавательной активности к предмету «Окружающий мир» явилось активное участие ребят в Неделе знаний для учеников начальной школы. В 2017 году ученики выполняли тестовые задания и готовили проекты — доклады.
Слайд 32 Все участники заняли призовые места в разных номинациях и
получили почетные грамоты.
Слайд 33 В 2018 году в рамках Недели знаний 5 моих
учеников 2-4 классов решали кроссворды по окружающему миру и заняли 1 и 2 места.
Слайд 34Участие в Годе экологии
2017 год был объявлен Годом экологии. Мы
с учениками подготовили проекты различной тематики, каждый из которых был отмечен жюри и педагогами, и заслужил награду в виде почетной грамоты.
Слайд 35 Этот опыт явился результатом хорошего уровня сформированности у учеников 3-4
класса познавательного интереса к предмету «Окружающий мир» и подытожил 2016-2017 учебный год.
Слайд 36 Открытый урок окружающего мира
В 2017 году с целью
пополнения «Методической копилки РЦОд» был проведен открытый урок окружающего мира с Семериковой Машей, ученицей 4 класса, по теме: «Природный зоны Земли». Урок получил положительные отзывы и оценку коллег и руководства РЦ.
Слайд 37 Специально для этого урока был подобран и показан картографический
и другой наглядный материал (схемы), дополняющий и объясняющий новую тему; была создана презентация «Экологические проблемы природных зон Земли», расширяющая экологический аспект урока.
Слайд 38Список использованной литературы
1. Беляев М.Ф. Психология интереса / М.Ф. Беляев. Иркутск,
1957.
2. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М.: 1968.
3. Бурлакова А. А. – Компьютер на уроках в начальных классах. - М., 2007 - №7.
4. Выготский В.С Психология. - М.: Российское психологическое общество, 1998.
5. Занько С.Ф. и др. – Игра и ученье. - М., 1992.
6. Константинова Т. Г., Афонина Е. В. – Использование ИКТ в преподавании различных школьных дисциплин. - М., 2005.
7. Маркова А.К. и др. – Формирование мотивации ученья. - М., 1990.
8. Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе // Психология и педагогика, 1979.- №2.
9. Пидкокистый П.И., Хавдаров Ж.С Технология игры в обучении и развитии.- М., 1996.
10. Рыбьякова О. В. – Информационные технологии на уроках в начальной школе.- М., 2008 г.
11. Савина Ф.К. Формирование познавательных интересов учащихся в условиях реформы школы // Учеб. пособие к спецкурсу / Ф.К. Савина. - Волгоград: ВГПИ им. А.С. Серафимовича, 1988.
12. Самоукина Н.В. – Организационно-обучающие игры в образовании. - М., 1996.
13. Современные образовательные технологии: Учебное пособие/коллектив авторов; под ред. Бородовской Н.В. 2 изд., стер. - М., 2004.
14. Шмаков С.А. – Игры учащихся - феномен культуры. - М., 1994.
15. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г.И. Щукина. - М.: Просвещение, 1979.