Слайд 1Формирование коммуникативных УУД
на уроках окружающего мира
Слайд 3Технология обучения в сотрудничестве
Цель не только овладение ЗУН каждым учеником на
уровне, соответствующем его индивидуальным особенностям, но и важен эффект социализации, формирования коммуникативных умений. Ребята учатся вместе работать, учиться, творить, всегда быть готовыми прийти друг другу на помощь.
Слайд 4Наиболее интересные варианты этой технологии обучения.
Обучение в команде
Подход в организации обучения
в сотрудничестве — метод «Мозаика (ажурная пила)»
Вариант метода обучения в сотрудничестве «Учимся вместе»
Исследовательская работа учащихся в группах также является разновидностью метода обучения в сотрудничестве
Слайд 5Проблемно-диалогическая технология
Даёт развернутый ответ на вопрос, как научить учеников ставить
и решать проблемы. В соответствии с данной технологией на уроке введения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск её решения. Эта технология прежде всего формирует регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивая выращивание умения решать проблемы. Наряду с этим происходит формирование и других универсальных учебных действий: за счёт использования диалога – коммуникативных, необходимости извлекать информацию, делать логические выводы и т.п. – познавательных.
Слайд 6Технология продуктивного чтения
Обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его
освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения. Эта технология направлена на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, обеспечивая умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников; познавательных универсальных учебных действий, например, – умения извлекать информацию из текста.
Слайд 7Система заданий, предусматривающих формирование коммуникативных учебных универсальных действий, реализуемых в учебниках
УМК «Школа России» по предмету «Окружающий мир».
2 класс, в разделе «Наши проекты» даются задания для работы в группе. Распределение ролей также осуществляется при выполнении заданий из данного раздела.
Слайд 8Умению собирать информацию способствуют тексты и задания, находящиеся в учебнике «Окружающий
мир». Например, на с. 12-13 вопросы: «Представители каких народов населяют твой край?», «Какие народы России ты знаешь?» стимулирует детей к поиску информации в различных источниках (библиотека, справочная литература, интернет) о народах, проживающих в данной области, крае, стране.
Слайд 9Умение управлять поведением партнера развивается на основе заданий, предложенных в учебнике
«Окружающий мир». Обсуждение ситуации позволяет контролировать поведение партнеров, сформулировать правила поведения за столом, выяснить, что дети делают неправильно.
Слайд 10Развитию умения выражать свои мысли, способствуют задания, предложенные в учебниках «Окружающий
мир»: «Расскажи», «Как ты думаешь…», «Придумай свои загадки», «Что помогло создать это стихотворение?».
Слайд 111. Составь и напиши памятку для всей семьи «Как нам защититься от
болезнетворных бактерий». Пусть твои родственники запишут свои дополнения.
2. Используя различные источники информации, найди вместе со взрослыми растение, которое соответствует твоему Дню Рождения. Нарисуй его.
3. Подготовь вместе с соседом по парте сообщение «Необычные погодные явления».
4. Какое время года тебе нравится больше всего? Почему? Выслушай ответы одноклассников.
5. Изучая тему «Звездное небо» можно предложить следующее задание: Под каким зодиакальным созвездием ты родился? Узнай кто из твоих одноклассников тоже родился под этим созвездием. Опроси всех одноклассников и запиши их имена в тетради.
Слайд 126. Как ты понимаешь смысл выражения «Нужен как воздух»? Расскажи об этом
своему соседу по парте. Про кого или про что ты можешь так сказать? Ответ напиши.
7. Разделитесь на группы по 5 человек. Составь вместе кроссворд из 10 слов на тему «Зеленое царство растений» (и др.). После составления кроссворда поменяйтесь с другой группой и попробуйте разгадать его.
8. Запиши вопрос об окружающем мире, на который ты хотел бы получить ответ. Обменяйся вопросами с одним из одноклассников. Запиши его вопрос. Подготовь дома ответ на вопрос одноклассника и запиши его.
9. Запиши своё предположение "Если бы вода не испарялась, то ...»
10. Узнай у взрослых или по справочникам города, есть ли в твоем городе планетарий. Если есть, то узнай и запиши следующие сведения (если его нет, узнай о ближайшем к твоему городу): адрес планетария, время работы, контактный телефон.
Слайд 13Методики оценки сформированности коммуникативных УУД:
1.Оценивание сформированности коммуникативных универсальных учебных действий. (Ж.
Пиаже)
Цель: выявление уровня сформированности действий, направленных на учет позиции собеседника (партнера).
2.Методика «Кто прав?» (методика Г.А. Цукерман и др.)
Цель: выявление сформированности действий, направленных на учет позиции собеседника (партнера).
3.Задание «Рукавички» (Г.А. Цукерман)
Цель: выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация).
4.Задание «Дорога к дому»
Цель: выявление уровня сформированности действия по передаче информации и отображению предметного содержания и условий деятельности.
Слайд 14Результаты формирования коммуникативных УУД:
понимать различные позиции других людей, отличные от собственной
и ориентироваться на позицию партнера в общении;
учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;
задавать вопросы;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
Слайд 15
Результаты формирования коммуникативных УУД:
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
уметь
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
уметь продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
достаточно точно, последовательно и полно передавать информацию, необходимую партнеру;
уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.