Слайд 1МАОУ «Гимназия №7 имени святителя Питирима,
епископа Тамбовского»
г. Тамбов
«Формирование
естественнонаучной компетентности младшего школьника в системе экологического образования»
учитель начальных классов
Сорокина Елена Петровна
Слайд 2«Мир, окружающий ребенка, -
это прежде всего мир природы
с безграничным
богатством явлений,
с неисчерпаемой красотой.
Здесь в природе,
вечный источник разума»
В. Сухомлинский
Слайд 3Актуальность:
Необходимость освоения ключевых образовательных компетенций для подготовки младшего школьника
к будущему и для жизни в настоящем.
Необходимость стирания границ между учебными дисциплинами, сближение усвоения знаний, умений и навыков с реальными жизненными ситуациями.
Необходимость формирования опыта деятельности учащихся по отношению к определенному кругу объектов действительности, осуществление детьми личностно и социально значимой продуктивной деятельности.
Слайд 4Противоречия:
между теоретическими знаниями учащихся и трудностями в деятельности, требующей использования этих
знаний;
между позитивными экокультурными установками и интенсивностью накопления детьми негативного экологического опыта в результате стихийного взаимодействия с социумом;
между активной природой младшего школьника и преобладанием вербальных методов в практике обучения;
между необходимостью формирования бережного отношения к родной природе и недостаточным уровнем экологической культуры.
Слайд 5Цель:
создание наиболее благоприятных условий для формирования естественнонаучной компетенции младшего
школьника.
Слайд 6Задачи:
накапливать опыт экологической деятельности в окружающей среде;
соединять теоретические знания учащихся с
их практическим использованием для решения конкретных задач;
направлять повседневную работу детского коллектива на глубокое и серьёзное изучение природы родного края и конкретную природоохранную деятельность;
поддерживать интерес к проблемам окружающей среды;
формировать мировоззренческие позиции учащихся;
развивать креативные навыки младшего школьника;
воспитывать любовь к природе, ко всему живому.
Слайд 7Ожидаемые результаты:
- формирование естественнонаучной компетенции учащихся;
- рост качества знаний по окружающему
миру;
- развитие навыков проектной деятельности;
- формирование навыков самостоятельной работы.
Слайд 8Принципы работы:
ориентация на понимание научной картины мира;
максимальное вовлечение младшего школьника в
исследовательскую деятельность;
различные формы организации групповой работы;
поддержка альтернативного мнения, независимого суждения, собственного мнения;
«скрытая» дифференциация учащихся по учебным возможностям, интересам, способностям;
сравнение результатов обучения не по вертикали, а по горизонтали (сравнение с собственными достижениями)
Слайд 9Механизм реализации:
образовательная
область
«Окружающий мир»
практическая
деятельность
исследовательская
и проектная
деятельность
мониторинг
образовательного
процесса
внеурочная
деятельность
Слайд 10
Формы организации уроков:
урок
исследование
урок
конкурс
урок
путешествие
урок
экскурсия
проблемный
урок
Слайд 11
Исследовательская работа:
▪ опыты и наблюдения;
▪ сообщения учащихся;
▪ составление кроссвордов, ребусов;
▪ разработка
экологических знаков;
▪ авторское издание
«Красной книги»;
▪ составление памяток;
▪ исследовательские
проекты
Слайд 12Проектная деятельность
Направлена на совместную учебно-познавательную творческую работу обучащюихся, на формирование навыков
самостоятельности, на развитие целеустремленности через различные формы взаимодействия.
Слайд 13План проведения
внеурочных мероприятий:
Слайд 14Практическая деятельность:
Уход за комнатными растениями в классе;
Работа по озеленению класса;
Помощь в
озеленении школы;
Участие в работе по озеленению дома, дачных участков;
Участие в работе по поддержанию чистоты вокруг гимназии, в своем дворе и в родном городе.
Слайд 15
Требования, предъявляемые к планированию и проведению внеурочных мероприятий:
актуальность;
тесная взаимосвязь
занятий с образовательной программой;
учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;
совместный поиск с учениками нужной информации;
научность, доступность, логичность изложения;
использование нетрадиционных форм проведения занятий;
наглядность.
Слайд 16Диагностика эффективности образовательного процесса
тестирование
экспертная оценка
групповая
и индивидуальная
самооценка
результаты конкурсов
и олимпиад
анкетирование
Слайд 17Результаты анкетирования
«Нравится ли тебе
раскрывать секреты окружающего мира ?»
Слайд 18Динамика развития
естественнонаучных компетенций
Слайд 19Результативность системы экологического образования
Успеваемость составляет 100 %
Слайд 20Формирование естественнонаучной компетенции
Слайд 21Результаты:
активное формирование мировоззренческих позиций младшего школьника;
формирование экологически грамотной, всесторонне развитой личности,
настоящих патриотов Тамбовской земли и России;
развитие когнитивных качеств, творческого потенциала и самостоятельности учащихся;
развитие способностей младшего школьника к собственным суждениям и поступкам, к самоанализу и творчеству, самостоятельному, новому видению мира;
формирование готовности к переходу в среднее звено