Слайд 1Экскурсия на историческую верфь Геркулес с посещением
54-пушечного парусного линейный корабля
4 ранга «Полтава»
7 октября 2018 года
Воспитатель
Паляничка Анна Ивановна
Вторая старшая группа
«Фантазеры»
Детского сада №12
Приморского района
г. Санкт-Петербурга
Слайд 2Справка
Корабль «Полтава» был первым линейным кораблем русского флота, построенным в Петербурге
более 300 год назад.
Его копия установлена на набережной Робеспьера. .Длина памятника 5 метров, высота – также 5 метров, а гранитный постамент – 4,7 метров.
.Для справки: «Полтава» - первый линейный корабль русского флота, построенный на Главном Адмиралтействе в Санкт-Петербурге в честь победы русских войск над шведами 27 июня 1709 года под Полтавой.
Корабль был спущен на воду 15 июня 1712 года. Его длина составляла 34,6 метров, ширина – 4,6 метров. На вооружении корабля были 54 пушки 18, 12 и 6-ти фунтового калибров.
«Полтава» участвовала во всех кампаниях русского Балтийского корабельного флота в годы Северной войны. В мае 1713 года в битве за Гельсингфорс "Полтава" была флагманским кораблем Петра Первого.
Слайд 3Есть в нашем городе замечательный памятник, но мало кому известна его
история. Что это за корабль, кто его строил, почему именно эту модель установили в Петербурге?
Слайд 4И мы решили все узнать и рассказать вам. Оказалось, что совсем
недавно, в мае 2018 года была спущена на воду историческая реплика этого корабля. Этим кораблем оказался 54-пушечный линейный корабль Полтава, принимавший активное участие в ходе сражений Северной войны.
Слайд 5Полтава-первый полноценный корабль, построенный на Адмиралтейских верфях. Проектировал корабль талантливый кораблестроитель
-Федосей Скляев, друг и сподвижник монарха. Начавшееся с Полтавы создание сильного линейного флота означало, что Российская империя превращалась в настоящую морскую державу.
Слайд 6В библиотеке Академии Наук были найдены чертежи линейного корабля и работа
закипела.
Слайд 7Прежде чем отправиться в путешествие мы решили изучить морские термины: трап-это
лестница, каюта-комната отдыха для офицеров, кубрик -для матросов, камбуз-это кухня, а повар-это кок; судовой колокол -рында, а палубы-деки: орлоп-дек ,гон-дек, опер-дек, квартер -дек.
Слайд 8На корабле обязательно должны быть канаты и паруса. Были они и
на Полтаве. Площадь парусов Полтавы-1500 кв.м.
Слайд 9А из какого материала строили корабли, задавали мы себе вопрос?
Слайд 10Кто создавал резной декор корабля?
Слайд 11Сколько мачт на корабле и как они называются?
Мы внимательно изучили
картинки и обнаружили, что бушприт-наклонная мачта на носу корабля, но есть еще фок-мачта, грот –мачта и бизань –мачта.
Хотелось их увидеть на корабле.
Слайд 12Чтобы получить ответ на все вопроссы, мы решили пойти на ПОЛТАВУ!
Слайд 13И вот мы на верфи исторического судостроения!
Слайд 14Первая остановка возле домика корабельного мастера. В таком доме проживал корабел
Федосей Скляев. Подобные дома строили тогда в Петербурге, да и у самого Петра был такой -же, на голландский манер, с высокой кровлей и окнами с мелкой расстекловкой.
Слайд 15Чтобы построить корабль -нужен лес .На строительство Полтавы пошло 1800 деревьев.
Все деревянные детали изготавлены из дуба. Диаметр бревен 60-100мм, а длина 10-13 метров. Мастер леса -вальдмейстер проверял качество и отправлял на лесную биржу.Главный элемент парусного корабля –мачта -тоже деревянная.
Слайд 16Вначале мы изучали модель корабля, узнали, что такое шпангоут, футокс, рангоут
и далее….
Слайд 17Впервые увидели корабельный гвоздь.
Слайд 18В домике мы познакомились с инструментами плотника: пилой,отвесом,топором, ножовкой, коловоротом.Почти всю
работу мастера выполняли вручную.
Слайд 19Затаив дыхание слушали историю отважного корабля
Слайд 20Внимательно рассмотрели мачты и паруса. Паруса шили вручную. Их сшивали из
полотнищ различной величины. Паруса были косые, квадратные, прямоугольные и трапецевидные.
Слайд 22И сразу увидели срез огромного дуба из которого строили сегодняшнюю Полтаву.
Этому дереву было более 200 лет.
Слайд 23Мы уже знаем, что на гербе нашего города есть два якоря
- речной и морской, конечно же безошибочно определили тип якоря и померились с ним ростом.
Слайд 24А затем по трапу корабля мы поднялись на главную палубу!
Слайд 25Палуб на корабле много, и мы решили закрепить их названия и
пройти все, одев на голову каски и соблюдая правила безопасности мы отправились в путь.
Слайд 26Самым интересным был трюм, ведь туда так много можно было поместить!
Чтобы корабль был устойчив и имел правильную осадку, ему на дно укладывали балласт (чугунные бруски), бочки с водой, запасные якоря, пушки со станками, канаты, запасные мачты и многое другое.
Слайд 27Балласт-интересное слово-это означает балансировать.
Слайд 28Загрузив трюм корабля мы перешли выше, в орлопдек.Там располагались хозяйственные помещения,
здесь хранили провизию , здесь же располагались клети для ядер и книппелей.
Слайд 29На корабле было холодно и темно и мы представляли, каким здоровым
и сильным надо было быть, чтобы нести нелегкую корабельную службу. Еда была однообразна:соленая говядина и свинина, крупы и сухари, питьевая вода со временем становилась тухлой, витамин не было….
Слайд 30Главный враг на корабле - цинга. Были проведены различные способы борьбы
с цингой, но лучшим стал………А как вы думаете, почему?
Слайд 31И еще одно очень важное лекарство. Угадай, что это? Этот продукт
надо обязательно есть жителям нашего города!
Слайд 32Петр уделял огромное внимание артиллерийскому вооружению строящихся кораблей. На корабле было
установлено 54 пушки различного калибра. Это были 22-20-18 фунтовые пушки.
Слайд 33Юнгами на корабль брали смелых молодых ребят юного возраста, которые в
походах ловко и бесстрашно поднимались по канатам и ставили паруса. У нас тоже на корабле был самый маленький юнга.
Слайд 34Нам нетерпелось посмотреть-правильно ли мы разместили груз в трюме корабля, все
ли взяли в поход
Слайд 35Все остались довольны и капитан тоже!
Слайд 36Наш юный капитан Саша Шишиянов долго присматривается к рулю корабля .Получится
ли? Смогу ли я возглавить команду? -думал он.
Слайд 37Но затем решился и уверенно встал у руля!
Численность экипажа Полтавы варьировалась
от 300 до 460 человек. Сейчас у руля лишь небольшая часть экипажа, другие - несут вахту.
Чтож -большому кораблю -большое плавание!
Слайд 39Полный вперед под российским флагом!
Слайд 40Украшение парусного корабля поражало своим великолепием. В основе декора Петром Великим
был выбран миф о Фаэтоне. На Полтаве имелась небольшая лоджия с выступающим балкончиком. Корму по горизонтали прорезали два этажа окон с мелкой расстекловкой.
Слайд 41Итак, что мы узнали в ходе нашего путешествия?
Слайд 42Сколько пушек располагалось на корабле
Слайд 43Когда «ПОЛТАВУ» спустили на воду?
«Полтаву» спустили на воду в Санкт-Петербурге в день города
27 мая 2018 года.
Слайд 44Как выглядел Домик Петра и корабельного мастера 300 лет назад
Посещение верфи
начинается посещения домика корабельного мастера. Это скромный деревянный дом 6 на 12 метров, напоминает о первой постройке в Санкт-Петербурге, летнее жилище царя Петра I в период с 1703 по 1708 годы.
Слайд 45Дружный ли наш экипаж и когда отправится в следующий свой поход?
Поставили
этот дом здесь на верфи именно для того чтобы можно было себе представить в каких условиях жил в первые дни строительства Санкт – Петербурга сам Петр Алексеевич, который по заверениям современников сам работал когда это было необходимо топором лучше всякого плотника.
Слайд 46В честь какого сражения был назван корабль?
В строительстве корабля принимал
личное участие Пётр I, взяв в помощники своего любимого корабельного мастера Федосея Скляева, который был его другом юности. Корабль получил своё название в честь важной победы, одержанной русской армией над шведами в Полтавской битве, и стал первым линейным кораблём, заложенным и построенным в Санкт-Петербургском адмиралтействе.
Слайд 47Какие деревья идут на строительство корабля
На строительство корабля аналогичному «Полтаве» требуется
примерно 700 деревьев. Но на постройку кораблей годится далеко не любое дерево. Из пород это чаще всего – дуб, сосна и лиственница. Причем, это должно быть зрелое, развитое дерево. Средний возраст от 200 до 300 лет.
Слайд 48Как правильно разместить груз на корабле?
Трюм с балластом, провиантом, водой, пивом.
Балласт был в 300 тонн и в петровские времена состоял из камней, пересыпанных песком.
Слайд 49Как называется палуба выше трюма и что там размещается?
Выше трюма
находится орлодек - палуба жилых и служебных помещений, винный погреб, "кубрик". Всего на "Полтаве" служили около 300 человек. Здесь жили плотники, мастера. В кормовой части этой палубы находился пороховой погреб.
Слайд 50Как называется главная орудийная палуба?
Выше гондек - главная орудийная палуба
«Полтавы». Здесь работали и жили в две смены 160 артиллеристов. Красная "пирамида" в центре - это шпиль для подъёма якоря.
Слайд 51Мы узнали, легко ли поднять якорь?
Якоря цеплялись за якорные канаты (цепей
тогда не было). Накрутить такой канат в мокром состоянии было нереально, поэтому якорь поднимали за верёвку через клюзы (отверстия в носу судна), а потом разматывали канаты на верхней палубе для просушки. Крутили шпиль 8 мужчин.
Слайд 52Как называется верхняя палуба и где можно подкрепиться?
Опер-дек - верхняя палуба
корабля. В носовой части корабля, под палубой бака помещался камбуз и две каюты – по левому борту размещалась каюта кока, а по правому – одного из офицеров корабля.
Слайд 53Кто сейчас охраняет ПОЛТАВУ «Полтава» и можно ли выстрелить из пушки?
На
"Полтаве" было 54 орудия. 22 пушки 18-фунтовых, 20 пушек 12-фунтовых и ещё 12 пушек 6-фунтовых.
Слайд 54Изображение какого зверя мы можем увидеть в носовой части корабля? Что
такое ростр?
Нос корабля украшал лев как символ победы над шведским королем.
Слайд 55Познакомились с мифом о ФАЭТОНЕ.
На корме изображен мифологический сюжет.
Слайд 56Узнали интересные факты о корабле
Самые активные боевые действия «Полтавы» приходятся на
время Северной войны 1713 года. В 1717 и 1721 годах корабль получает большие повреждения, но после основательного ремонта он несёт свою службу на флоте ещё 11 лет, вплоть до 1732 года.
Слайд 57И с удовольствием посмотрели на городской пейзаж с главной палубы корабля.
История и современность слились воедино
Слайд 58Спасибо ГАЗПРОМУ в осуществлении данного проекта!
Слайд 59Теперь мы знаем, где находится ПОЛТАВА!.
Местонахождение корабля ПОЛТАВА»-яхт клуб Санкт-Петербурга