Слайд 1Выпускная квалификационная работа
«Дидактические игры как средство формирования познавательного интереса у младших
школьников на уроках окружающего мира»
Галацкова Н.В.
Слайд 2Проблема работы: каковы пути формирования познавательного интереса у младших школьников на
уроках окружающего мира?
Цель исследования: определение характеристики и особенностей использования дидактических игр на уроках окружающего мира с целью формирования познавательного интереса у младшего школьника.
Слайд 3Задачи исследования:
Проанализировать научные подходы к решению проблемы формирования познавательного интереса.
Изучить
особенности формирования познавательного интереса у младших школьников.
Выявить эффективные способы стимулирования познавательного интереса младших школьников.
Составить и апробировать конспекты уроков по окружающему миру с использованием дидактических игр.
Слайд 4Объект исследования: учебно-воспитательный процесс на уроках окружающего мира;
Предмет исследования: организация и
методика проведения дидактических игр на уроках окружающего мира с целью активизации познавательного интереса у младших школьников.
Гипотеза исследования: использование дидактических игр на уроках способствует развитию познавательного интереса у младших школьников к изучению природы, положительно влияет на формирование естественно-научных знаний и повышает у них интерес к изучению предмета «Окружающий мир».
Слайд 5Методы исследования:
- обработка и анализ педагогической литературы по данной теме;
- педагогическое наблюдение за учебно-воспитательным процессом;
-беседа с учениками начальных классов;
- анкетирование и тестирование учеников начальных классов;
- опытно-экспериментальная работа.
Практическая значимость: дидактические игры являются игровым и занимательным методом обучения и средством всестороннего развития личности, являются эффективным средством углубления и закрепления знаний детей.
Слайд 62 класс
МКОУ Большекандаратскаяская СШ им.И.К.Морозова
Слайд 7Ян Амос Коменский
Великий педагог создал учебники, в
основе которых лежит принцип интереса в обучении, «ибо любовь и удивление суть самые мощные средства для того, чтобы вызвать стремление к подражанию». Идея гуманизма, глубокой веры в нравственные и умственные возможности, заложенные, по мнению Коменского, в природе каждого ребенка, помогла ученому решительно отбросить старые методы воздействия, средства запугивания, постоянного контроля и подавления личности ученика, выдвинуть положение о легкости, приятности и основательности обучения.
Слайд 8Константин Дмитриевич Ушинский
«Воспитатель не должен забывать, что ученье, лишенное
всякого интереса и взятое только силою принуждения… убивает в ученике охоту к ученью, без которой он далеко не уйдет».
Слайд 9Василий Александрович Сухомлинский
Он отмечал, что у каждого ученика должен
быть любимый предмет. Именно учитель пробуждает интерес к знаниям, раскрывает таланты.
Слайд 10Галина Ивановна Щукина
Как отмечала Г.И. Щукина, познавательный интерес выступает
как важнейший побудитель активности личности, ее познавательной
деятельности.
Слайд 11 Интерес - это особая форма проявления познавательной потребности. Интерес
помогает раскрыть способности, преодолеть препятствия на пути к цели.
Познавательный интерес - важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека. Его предметом является - познавать окружающий мир не только с целью ориентировки в действительности, но и в стремлении проникать в его многообразие, отражать в сознании существенные стороны, причинно-следственные связи, закономерности.
Слайд 12 Дидактическая игра - очень важный метод обучения младших школьников,
так как она имеет огромное значение для уточнения и систематизации знаний детей, для развития основных компонентов деятельности - умения действовать в соответствии с правилами, подчинять свои действия действиям других участников игры и.т.д.
Слайд 13Цель дидактических игр и игровых приемов обучения - облегчить переход к
учебным занятиям, сделать его постепенным и безболезненным для ребенка.
Роль дидактической игры заключается в познании мира, в накоплении опыта коллективных эмоциональных переживаний, в развитии свойств интеллекта, в физиологическом развитии ребенка, в приобретении опыта нравственного поведения, в формировании трудовых навыков, навыков культуры межличностных, коммуникативных отношений.
Слайд 14В зависимости от того, какие материалы используются, дидактические игры делятся на
словесные, предметные и настольно-печатные.
Словесные игры направлены в основном на развитие речи учащихся, воспитание правильного звукового произношения, уточнение, закрепление и активизацию словаря, развитие правильной ориентировки в пространстве. В процессе таких игр у детей активно формируется логическое мышление, поэтому словесные игры чаще используют для формирования мыслительной деятельности, самостоятельности в решении задач.
Предметные игры - заключаются в том, что с их помощью дети уточняют, закрепляют и расширяют знания о свойствах предметов и их признаках: цвете, величине, форме, качестве. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач.
Настольно-печатные игры - это целенаправленные, ограниченные правилами игровые действия со специально изготовленным художественно- оформленным игровым материалом.
Слайд 15«Окружающий мир» авт. А.А. Плешаков (УМК «Школа России»);
Слайд 16«Окружающий мир» автор Н.Ф. Виноградова, Г.С.Калинова (УМК «Школа XXI века»)
Слайд 17 «Окружающий мир» авт. А.А. Вахрушев, Д.Д.Данилов, А.С. Раутиана, С.В.Тырин
(УМК «Школа 2100»);
«Окружающий мир» авт. О.Т. Поглазова (УМК «Гармония»)
"Окружающий мир" О.Н.Федотова , Г.В. Трафимова , С.А. Трафимов. (УМК «Перспективная начальная школа»)
Слайд 18Констатирующий эксперимент был проведен с целью выявления у детей уровня познавательного
интереса к предмету, к учебе, а также для выяснения уровня знаний детей об окружающем мире.
На данном этапе были использованы следующие методы исследования: наблюдение, анкетирование, тестирование и беседа с детьми.
В начале констатирующего эксперимента было проведено анкетирование №1 (Пр. №1),целью которого являлось выявить уровень знаний учащихся 2 класса к изучению предмета, природе.
Слайд 19Уровень сформированности интереса у учащихся к предметам.
Таблица №1
Слайд 20Уровень сформированности познавательного интереса у учащихся.
ТАБЛИЦА №2
Слайд 22Уровень естественнонаучных знаний у учащихся
2 класса.
Слайд 24Таким образом целью формирующего этапа являлась организация и проведение уроков с
использованием дидактических игр по программе "Окружающий мир" для 2-ого класса О.Н.Федотова , Г.В. Трафимова , С.А. Трафимов (УМК «Перспективная начальная школа») для формирования познавательного интереса на уроке.
Слайд 25
Домашние животные
"Про кошек и собак« (Пр.№ 4)
Д/и "Умники и умницы",
загадки, стихи, кроссворд, Д/и "Доскажи словечко", оформление стенгазеты "Домашние животные", викторина.
Дикие животные "Где живут белые медведи" (Пр.№ 5)
Урок-путешествие, презентация, просмотр фрагмента фильма "Жизнь слонов", д/и "Самый внимательный", физминутка
"Все профессии важны" (ПР. №6)
Загадки, стихи , д/и "Собери название профессий", "Доскажи словечко", работа в парах, д/и "Узнай профессию".
"Я и мои близкие", "Моя семья"
(Пр. №7)
Ребус, игра-путешествие, пословицы, стихи, д/и"Ассоциации".
"В гости к Весне" (Пр. №8)
Ребусы, стихи, просмотр фрагмента фильма "Времена года", д/и "Весна идет, Весне дорогу"
"Путешествие по неизведанным планетам", "Планеты" (Пр. №9)
Урок-путешествие, презентация, стихи, загадки, д/и "Плюс-минус".
Слайд 26 На контрольном этапе для подтверждения эффективности ранее поставленной гипотезы
были предложены следующие методы исследования: повторное анкетирование и тестирование учащихся.
И были построены круговые диаграммы.
Слайд 28Констатирующий этап:
Контрольный этап:
Слайд 29Констатирующий этап:
Контрольный этап: