Слайд 1Законы, закономерности и принципы обучения
Слайд 2План лекции
Специфика проявления законов диалектики в дидактике
2. Законы и закономерности
в обучении
3. Принципы обучения, их характеристика
Слайд 3Список литературы
Дидактика средней школы / Под ред. М.Н.Скаткина. – М., 1989.
Лихачев
Б.Т. Воспитывающее обучение. – М., 1979.
Куписевич Ч. Основы общей дидактики / Пед. соч. – М., 1986
Слайд 4Специфика проявления законов диалектики в дидактике
Дидактика является диалектической наукой. Это находит
проявление в философских законах:
Закон единства и борьбы противоположностей. Педагогические противоречия возникают и проявляются там, где наблюдается отставание практической педагогики от требований жизни; где обнаруживается несоответствие традиционных, устаревших представлений, концепций, взглядов, подходов к быстро меняющимся условиям социального развития и усложняющимся требованиям жизни к развивающейся личности;
Закон перехода количественных накоплений и в качественные изменения. Интегративные личностные характеристики представляют собой результат постепенного накапливания, наращивания количественных изменений. К ним относятся: убеждения, ценностные ориентации, мотивы, потребности человека, ее индивидуальный стиль деятельности, умения и навыки. Целенаправленные последовательные и планомерные педагогические воздействия проявляются по прошествии определенного времени;
Закон отрицания отрицания. Механизм отрицания соответствует диалектическому «снятию», сохранению существенных свойств и признаков на последующих этапах развития. Сложные психические новообразования вбирают в себя все ранее накопленное психикой. Данная позиция ярко представлена при переходе от одного возрастного этапа к другому, где «снятие» сопровождается переходом к новому виду деятельности, в которой разрешаются характерные для конкретного возраста противоречия.
Слайд 5Движущими силами развития и совершенствования обучения выступают противоречия
объективные
противоречие между уровнем развития
ребенка, состоянием его ЗУН и возрастающими требованиями жизни;
противоречие между выдвигаемыми требованиями познавательного, трудового, практического, общественно-полезного характера и реальными возможностями их реализации;
противоречие между активно-деятельностной природой ребенка и социально-педагогическими условиями жизни.
субъективные
противоречие между индивидуальным творческим процессом становления личности и массово-репродуктивным характером организации процесса обучения;
противоречие между возрастающей ролью гуманитарных предметов в становлении человека и тенденциями технократизации процесса обучения.
Слайд 6
Законы и закономерности в обучении
Закон обучения –
необходимое, существенное,
устойчивое, повторяющееся отношение между различными педагогическими явлениями
Закономерности обучения –
объективные, существенные, устойчивые, повторяющиеся связи между составными частями, компонентами процесса обучения
Слайд 7 История дидактики показывает,
что существовали попытки установления законов обучения, иногда называемых правилами, руководствами, рекомендациями принципами.
Сократ сформулировал закон: рождение мысли ученика зависит от организованного учителем диалога.
Коменский Я.А. в «Великой дидактике» сформулировал правила естественного учения и обучения и правила искусства обучать наукам (например: «Все, что подлежит изучению, пусть сперва предлагается в общем виде, а затем по частям»).
Песталоцци И.Г. сформулировал закон обучения: «От смутного созерцания к ясным представлениям и от них к ясным понятиям».
Дистервег Ф.А. сгруппировал 33 дидактических правила в зависимости от их отношения: к учителю, к предмету преподавания, к ученику.
Мейман Э. сформулировал три закона: 1) развитие индивидуума с самого начала определяется в преобладающей степени природными задатками; 2) ранее всего всегда развиваются те функции, которые являются наиболее важными для жизни и удовлетворения элементарных потребностей ребенка; 3) душевное и физическое развитие ребенка происходят неравномерно.
Слайд 8Законы обучения
Закон социальной обусловленности целей, содержания, форм и методов обучения.
Закон взаимосвязи
творческой самореализации ученика и образовательной среды.
Закон взаимосвязи обучения, воспитания и развития.
Закон обусловленности результатов обучения характером образовательной деятельности учащихся.
Закон целостности и единства образовательного процесса.
Слайд 9Закономерности обучения
Закономерность динамики дидактического процесса отражается в величине всех последующих изменений
в зависимости от изменений величины предшествующего этапа. Это значит, что педагогический процесс как развивающееся взаимодействие между педагогом и ребенком имеет постепенный характер (ученик, имеющий более высокие промежуточные результаты, имеет и более высокие общие достижения).
Слайд 10Закономерность развития личности в процессе обучения.
Темп и уровень
развития личности зависят от наследственности, воспитательно-образовательной среды, применяемых средств и способов педагогического воздействия.
Слайд 11Закономерность связи обучения и воспитания отражается в том, что обучающая деятельность
педагога преимущественно носит воспитывающий характер.
Слайд 12Личностное познание ребенком фундаментальных образовательных объектов закономерно приводит к выстраиванию им
личностной системы знаний, адекватной изучаемой действительности и образовательным стандартам
Образовательные результаты учеников зависят не от объема изучаемого материала, а от содержания создаваемой ими образовательной продукции
Слайд 13Эффективность обучения зависит от соответствия видов и способов организуемой деятельности возрастным
и индивидуальным особенностям учащихся.
Использование в качестве средств обучения реальных объектов познания (гербарии, экспонаты, приборы, раздаточный материал) обеспечивает природосообразный характер обучения.
Интерактивный характер компьютерных программ, электронных учебников, телекоммуникационные средства сети Интернет (чат, веб-форумы, телеконференции) в значительной степени повышает продуктивность обучения по сравнению с техническими средствами без организации обратной связи (видеофильмы, диапозитивы).
Слайд 14Принципы обучения
Принцип – первоначало, руководящая идея, основное
правило поведения.
Принципы обучения – руководящие идеи, нормативные требования к организации и осуществлению образовательного процесса.
Слайд 15
Впервые в истории образования
Я.А.Коменский разработал систему принципов обучения, которые он назвал основоположениями. Рассматривая человека как часть Вселенной, он заметил, что принципы обучения можно вывести из общих законов природы и жизни людей.
Слайд 16Воспитывающий характер обучения
Реализация этого принципа включает несколько направлений:
связь содержания учебного материала
с жизнью государства, наукой, культурой;
формирование мировоззрения, научного познания и мира и его законов;
воспитание нравственных качеств человека, ценностных отношений;
развитие и формирование общих и специальных способностей обучаемого.
Требования к реализации данного принципа:
Знать, как формируется мировоззрение ученика, его взгляды и убеждения.
Понимать значение каждого урока в воспитании личностных качеств человека.
Видеть проявление способностей учащихся и создавать условия для их развития.
Слайд 17Принцип научности
Процесс познания окружающей действительности
сложен и противоречив. Научное познание предполагает переход от явления к сущности, от внешнего описания предмета к его внутреннему строению. Учебный материал, который вводит ребенка в мир законов, понятий, формул, теорем, называется научными знаниями.Принцип научности имеет альтернативу: использование в обучении ненаучных методов (художественных, духовных).
Требования к реализации данного принципа:
Использовать в обучении новейшие достижения науки.
Использовать логику изучаемой науки, генезис научного знания, методы научного познания в качестве варианта научной деятельности учащихся.
Создавать условия для переживания ребенком радость собственного открытия.
Знакомить детей с яркими фактами биографии ученых, раскрывать специфику научного познания, «драму идей», нравственные и профессиональные качества деятелей науки.
Слайд 18Принцип систематичности обучения
Данный принцип включает положения:
Знание есть отражение человеком предметов, явлений окружающего мира.
Учебный материал представляет специально обработанные основы, части, положения, разделы науки.
Система усвоения учебного материала школьниками зависит от способов объяснения педагога.
Систематичность предполагает формирование у учащихся логических операций сравнения, анализа, синтеза, обобщения, абстрагирования, развития индуктивных и дедуктивных форм мышления.
Требования к реализации данного принципа:
Учить ребенка в изучаемом материале видеть реальные отношения, связи предметов, явлений.
Делить изучаемый материал на логически связанные разделы и блоки, используя схемы, планы, таблицы, опорные конспекты, модули.
Каждый урок должен иметь смысловой содержательный центр.
Соблюдать правило «дыхания»: тихая работа должна чередоваться с дискуссией, изложение материала – самостоятельной работой учащихся.
Умелое использование педагогического инструментария (формы, методы, приемы обучения) для организации логического сопровождения и результативности работы учащихся.
Слайд 19Принцип доступности
Принцип означает связь усвоения знаний, формирования умений и навыков с
уровнем развития школьника, с его личным опытом и теми ЗУН, которыми владеет ребенок. Если такие связи не установлены, то знания считаются недоступными. Факторы, влияющие на степень доступности:
Связи содержания новых знаний с имеющимися, где новое всегда добавляет, видоизменяет, совершенствует полученные ранее знания.
Новое содержание может включать привычные для ученика, непривычные или вовсе не знакомые рассуждения, доказательства, формы и операции мышления.
Усвоение знаний зависит от интересов и склонностей ученика.
Требования к реализации данного принципа:
В обучении переходить от того, что ученику близко к тому, что для него далеко; от известного к неизвестному; от более легкого к более трудному.
Учитывать различия в скорости восприятия, темпа работы, доминирующих видах деятельности, интересах, жизненном опыте, особенностях развития учеников.
Использовать различные способы дифференциации учеников по группам, создаваемым по видам деятельности, типам заданий, методам решения, личностным отличиям детей.
Слайд 20Принцип наглядности
Реализация данного принципа включает следующие положения:
Наглядность – организация чувственного познания
учеников.
Использование в учебном процессе наглядных пособий: реальные (минералы, растения, небольшие животные); изображения предметов, явлений (муляж, чучело, картины, рисунки); схематические и символические (схемы, чертежи, символы, географические карты).
Требования к реализации данного принципа:
То, что дети видят, будит мысль и лучше запоминается.
Использовать различные виды наглядности.
Наглядность может быть не только средством обучения, но источником учебной проблемы, способом представления ученического результата, средством систематизации знаний, формой самооценки.
По мере взросления детей увеличивать количество символической наглядности взамен предметной.
Слайд 21Принцип сознательности и активности
Обучение эффективно,
когда ученик осознает необходимость своего обучения, ставит или принимает цели занятия, планирует и организует свою деятельность, осознает, контролирует и оценивает ее.
Требования к реализации данного принципа:
Ставить ученика в ситуации самоопределения по отношению к изучаемому вопросу.
Учить детей задавать вопросы. Вопрос открывает знания.
В обучении вводить альтернативные подходы, позиции и точки зрения по любому существенному вопросу.
Отыскивать с учениками причины того, что изучается. Поощрять гипотезы детей, работать с их версиями как с личностным содержанием образования.
Рефлексия выполненной деятельности.
Слайд 22Принцип прочности
Усвоение содержания образования и развитие личностных качеств ученика зависит от
внешних факторов (структурирование учебного материала, формы обучения), так и от субъективного отношения ученика к материалу, педагогу, процессу обучения.
Требования к реализации данного принципа:
Цель педагога – формирование положительного отношения к предмету и к себе. («Сначала я их влюбляю в себя»).
Учить детей выделять в материале главное и достраивать его связи с второстепенными частями. Учить детей красочно, со вкусом оформлять главное в тетради.
Изучать материал с разных сторон и разных видов деятельности.
Организовать систематический контроль (самоконтроль, взаимоконтроль) и оценку (самооценку, взаимооценку) результатов обучения.