Слайд 1Тема 2.5
Требования пожарной безопасности и задачи должностных лиц и работников организации
по их выполнению
Санкт-Петербургский учебно-методический центр по ГО и ЧС
Слайд 2Учебные вопросы:
1.Законодательство Российской Федерации, Санкт-Петербурга
в области пожарной безопасности.
2. Задачи и обязанности должностных лиц и работников организации по исполнению требований пожарной безопасности.
3. Ответственность за нарушения в области пожарной безопасности.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Федеральный закон РФ №69-ФЗ от 21.12. 1994г. «О пожарной
безопасности»
2. Федеральный закон РФ №123-ФЗ от 22.07.2008г.
«Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»
(вступил в силу с 01.05.2009 г.).
3. Постановление Правительства РФ №390 от 25 апреля 2012 г.
«О противопожарном режиме»
4. Закон Санкт-Петербурга «О пожарной безопасности в Санкт-
Петербурге» № 368-52 от 29.06.2005г.
5. Трудовой кодекс РФ № 197-ФЗ от 30.12.2001 (в ред. от
03.12.2012 № 236-ФЗ).
6. Кодекс РФ об административных правонарушениях (ФЗ-195 от
30.12.2001(в редакции ФЗ № 116 от 22.06.2007 г).
7. Уголовный Кодекс РФ, введен в действие 13.06.1996г.
8. Распоряжения глав администраций районов Санкт-Петербурга
в области пожарной безопасности.
Слайд 4 ДАННЫЕ О ПОЖАРАХ В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2011 – 2015 г.г.
ДАННЫЕ О ПОЖАРАХ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ
2011-2015г.г.
Слайд 6ПЕРВЫЙ УЧЕБНЫЙ ВОПРОС
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РФ,
САНКТ-ПЕТЕРБУРГА В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. ОСНОВНЫЕ
НОРМЫ И ТРЕБОВАНИЯ
Слайд 7
Закон определяет общие правовые, экономические и социальные
основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства.
Закон включает в себя 6 глав, 41статью
Глава 1. Общие положения.
Глава 2. Пожарная охрана.
Глава 3. Полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в области пожарной безопасности.
Глава 4. Обеспечение пожарной безопасности.
Глава 5. Права, обязанности и ответственность в области пожарной безопасности.
Глава 6. Заключительные положения.
Федеральный закон РФ от 21.12.1994
№ 69-ФЗ «О пожарной безопасности»
Слайд 8основные понятия, применяемые в законе №69
пожарная безопасность - состояние защищенности
личности, имущества, общества и государства от пожаров;
пожар - неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства;
требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом;
нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности;
противопожарный режим - правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания помещений (территорий), обеспечивающие предупреждение нарушений требований пожарной безопасности и тушение пожаров.
Слайд 9меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том
числе по выполнению требований пожарной безопасности;
пожарная охрана - совокупность созданных в установленном порядке органов управления, подразделений и организаций, предназначенных для организации профилактики пожаров, их тушения и проведения возложенных на них аварийно-спасательных работ (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года ).
государственный пожарный надзор – осуществляемая в порядке, установленном законодательством РФ, деятельность по проверке соблюдения организациями и гражданами требований пожарной безопасности и принятие мер по результатам проверки.
основные понятия, применяемые в законе №69
Слайд 10
Законодательство субъектов Российской Федерации не действует в части, устанавливающей более низкие,
чем настоящий Федеральный закон, требования пожарной безопасности.
Слайд 11Федеральный закон № 123 от 22.07.2008г. «Технический регламент о требованиях пожарной
безопасности».
определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
Состоит из: 8 разделов, 34 глав, 152 статей
Раздел 1. Общие принципы обеспечения пожарной безопасности.
Раздел 2.Требования пожарной безопасности.
Раздел 3.Требования пожарной безопасности при проектировании, строительстве и эксплуатации зданий, сооружений и объектов.
Раздел 4. Требования пожарной безопасности к производственным объектам.
Раздел 5. Требования пожарной безопасности к пожарной технике.
Раздел 6. Требования пожарной безопасности к продукции общего назначения.
Раздел 7. Оценка соответствия объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности.
Раздел 8. Заключительные положения.
Слайд 12основные понятия, применяемые в законе
№123-ФЗ
Аварийный выход - дверь, люк или иной выход, которые ведут на путь эвакуации, непосредственно наружу или в безопасную зону, используются как дополнительный выход для спасения людей;
Безопасная зона - зона, в которой люди защищены от воздействия опасных факторов пожара или в которой опасные факторы пожара отсутствуют;
Взрыв - быстрое химическое превращение среды, сопровождающееся выделением энергии и образованием сжатых газов;
Декларация пожарной безопасности - форма оценки соответствия, содержащая информацию о мерах пожарной безопасности, направленных на обеспечение на объекте защиты нормативного значения пожарного риска;
Пожарный риск — мера возможности реализации пожарной опасности объекта защиты и ее последствий для людей и материальных ценностей
Допустимый пожарный риск - пожарный риск, уровень которого допустим и обоснован исходя из социально-экономических условий;
Индивидуальный пожарный риск - пожарный риск, который может привести к гибели человека в результате воздействия опасных факторов пожара.
Слайд 13 Классификация пожаров по виду горючего материала используется для
обозначения области применения средств пожаротушения.
Пожары классифицируются по виду горючего материала и подразделяются на следующие классы:
1) пожары твердых горючих веществ и материалов (А);
2) пожары горючих жидкостей или плавящихся твердых веществ материалов (В);
3) пожары газов (С);
4) пожары металлов (D);
5) пожары горючих веществ и материалов электроустановок, находящихся под напряжением (Е);
6) пожары ядерных материалов, радиоактивных отходов и радиоактивных веществ (F).
Классификация пожаров (Ст. 8 ФЗ № 123)
Слайд 14Правила противопожарного режима в
Российской Федерации
(утв. постановлением Правительства РФ от
25.04 2012 г. № 390)
Правила противопожарного режима содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.
Правила противопожарного режима содержат основные требования пожарной безопасности применительно к конкретным объектам, а именно: зданиям для проживания людей, научным и образовательным учреждениям, лечебным учреждениям, производственным объектам, объектам хранения, АЗС и т.д.
Слайд 15Правила противопожарного режима в Российской Федерации
(утв. постановлением Правительства РФ от 25.04
2012 г. № 390)
состоят из 20 разделов, 491 пункта
1. Общие требования
2. Территории поселений
3. Печное отопление
4. Здания для проживания людей
5. Научные и образовательные учреждения
6. Культурно-просветительные и зрелищные учреждения
7. Объекты организаций торговли
8. Лечебные учреждения
9. Производственные объекты
10. Объекты сельскохозяйственного производства
11. Объекты транспортной инфраструктуры
12. Транспортирование пожаровзрывоопасных и пожароопасных веществ и материалов
13. Сливоналивные операции с сжиженным углеводородным газом
14. Объекты хранения
15. Строительно-монтажные и реставрационные работы
16. Пожароопасные работы
17. Автозаправочные станции
18. Требования к инструкции о мерах пожарной безопасности
19. Обеспечение объектов первичными средствами пожаротушения
20. Порядок оформления паспорта населенного пункта
2
Слайд 16 Для образовательных учреждений Правила противопожарного режима устанавливают специфику обеспечения пожарной
безопасности при проведении отдельных видов работ и занятий в детских учреждениях.
Правила также устанавливают требования пожарной безопасности при проведении культурно-массовых мероприятий с детьми (воспитанниками, учащимися) и обязанности должностных лиц по обеспечению пожарной безопасности детских учреждений.
Слайд 17Закон Санкт-Петербурга от 18.07 2005 № 368-52
«О пожарной безопасности в Санкт-Петербурге»
Определяет организационные и правовые основы в области обеспечения пожарной безопасности в Санкт-Петербурге.
Закон состоит из 5 глав (24 статей):
Глава 1. Общие положения.
Глава 2. Обеспечение пожарной безопасности в СПб.
Глава 3. Гарантии правовой и социальной защиты работников противопожарной службы СПб.
Глава 4. Финансирование и материально-техническое обеспечение противопожарной службы СПб.
Глава 5. Заключительные положения.
Слайд 18 В Законе № 368-52 определены задачи
Правительству
Санкт-Петербурга в области пожарной безопасности:
Правительство:
1) организует разработку и исполнение бюджета СПб в части расходов на обеспечение ПБ в СПб и контролирует его исполнение;
2) создает, реорганизует и ликвидирует уполномоченный орган и подразделения Противопожарной службы СПб;
3) устанавливает особый противопожарный режим в случае повышения пожарной опасности;
4) осуществляет социальное и экономическое стимулирование обеспечения ПБ, в том числе производства и закупок пожарно-технической продукции, а также участия населения СПб в борьбе с пожарами;
5) организует обучение населения СПб мерам пожарной безопас- ности, а также информирует население СПб о мерах ПБ;
6) осуществляет меры по правовой и социальной защите работников Противопожарной службы СПб, а также членов их семей;
7) организует выполнение и осуществление мер пожарной безопасности;
8) организует тушение пожаров силами Государственной противопожарной службы;
9) утверждает перечень организаций, в которых в обязательном порядке создается пожарная охрана, содержащаяся за счет средств бюджета СПб;
10) утверждает порядок привлечения сил и средств подразделений Противопожарной службы СПб для тушения пожаров;
11) создает условия для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер ПБ.
Слайд 19ВТОРОЙ УЧЕБНЫЙ ВОПРОС
ЗАДАЧИ И ОБЯЗАННОСТИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ И РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИИ ПО
ИСПОЛНЕНИЮ ТРЕБОВАНИЙ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Слайд 20создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке подразделения пожарной охраны, которые
они содержат за счет собственных средств;
вносить в органы государственной власти и органы местного самоуправления предложения по обеспечению пожарной безопасности;
проводить работы по установлению причин и обстоятельств пожаров, происшедших на предприятиях (учебных заведениях);
- устанавливать меры социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности;
- получать информацию по вопросам пожарной безопасности, в том числе, в установленном порядке от органов управления и подразделений пожарной охраны.
Руководители организации
имеют право:
Слайд 21 Руководители организации
обязаны:
соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;
разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности;
проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности;
содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению;
оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров;
- предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимые силы и средства;
Слайд 22
обеспечивать доступ должностным лицам пожарной
охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий;
- предоставлять по требованию должностных лиц отделов надзорной деятельности (УНД) сведения и документы о состоянии ПБ в организации;
незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях, имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов;
- содействовать деятельности добровольных пожарных;
- на объекте с массовым пребыванием людей (кроме жилых домов), а также на объекте с рабочими местами на этаже для 10 и более человек руководитель организации обеспечивает наличие планов эвакуации людей при пожаре;
- на объекте с ночным пребыванием людей (в том числе в школах-интернатах, детских домах, дошкольных образовательных организациях), руководитель организации организует круглосуточное дежурство обслуживающего персонала;
Слайд 23 - предусматривать из помещений, зданий дошкольных образовательных организаций не менее 2
эвакуационных выходов. Не допускать размещения:
а) детей в мансардных помещениях деревянных зданий;
б) более 50 детей в деревянных зданиях и зданиях из других горючих
материалов.
- Руководитель организации при проведении мероприятий с массовым пребыванием людей (дискотеки, торжества, представления и др.) обеспечивает:
а) осмотр помещений перед началом мероприятий в целях определения их
готовности в части соблюдения мер пожарной безопасности;
б) дежурство ответственных лиц на сцене и в зальных помещениях.
- При проведении мероприятий с массовым пребыванием людей в зданиях IV и V степеней огнестойкости допускается использовать только помещения, расположенные на 1-м и 2-м этажах, а при проведении указанных мероприятий для детей ясельного возраста и детей с нарушением зрения и слуха - только на 1-м этаже.
- В помещениях без электрического освещения мероприятия с массовым участием людей проводятся только в светлое время суток.
Работники обязаны:
- иметь в помещениях и строениях первичные средства тушения пожаров и противопожарный инвентарь в соответствии с ППБ и перечнями, утвержденными соответствующими органами местного самоуправления соблюдать требования ПБ;
при обнаружении пожаров немедленно уведомлять о них пожарную охрану;
- до прибытия пожарной охраны принимать посильные меры по спасению людей, имущества и тушению пожаров;
оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров;
- выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц органов государственного пожарного надзора (ОГПН) (государственных инспекторов);
- предоставлять в порядке, установленном законодательством РФ, возможность должностным лицам ОГПН проводить обследования и проверки принадлежащих им производственных, хозяйственных, жилых и иных помещений и строений в целях контроля над соблюдением требований ПБ.
Вывод:
Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности (из ст. 37 ФЗ № 69).
Слайд 25
ТРЕТИЙ УЧЕБНЫЙ ВОПРОС
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
ЗА НАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
ВИДЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
ДИСЦИПЛИНАРНАЯ АДМИНИСТРАТИВНАЯ УГОЛОВНАЯ
Дисциплинарная ответственность
реализуется на предприятии правами руководителя и предусмотрена Трудовым кодексом РФ, от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ (статьи 1, 3, 5, 6, 22, 37, 66, 81, 90, 192, 193-195, 220, 236-250, 277, 346, 357, 406, 409, 414, 419).
Виды дисциплинарной ответственности: - замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям.
За причиненный ущерб работник несет материальную ответственность в пределах своего среднего заработка, если иное не предусмотрено ТК РФ или иными ФЗ РФ. Материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба может возлагаться на работника в случаях, предусмотренных ст. 242 и 243 ТК РФ.
Слайд 27 Административная ответственность
может реализовываться как правами надзорных органов, так и в судебном порядке в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях, введенном в действие ФЗ от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (в ред. ФЗ от 22.06. 2007 г. № 116-ФЗ): ст. 20.4, части 1-8
Влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима, -
влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Слайд 28 Нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению,
электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Слайд 29 Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара
и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей.
Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и причинение тяжкого вреда здоровью человека или смерть человека, -
влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Слайд 30 Уголовная ответственность
В
соответствии со статьей 219 Уголовного Кодекса Российской Федерации:
Нарушение правил пожарной безопасности, совершенное лицом, на котором лежала обязанность по их соблюдению, если это повлекло за собой по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, наказывается штрафом в размере до 80 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо ограничением свободы на срок до 3 лет, либо лишением свободы на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.
Если же это нарушение привело к смерти по неосторожности, то наказывается ограничением свободы на срок до 5 лет или лишением свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового, а если смерть двух или более лиц наступила по неосторожности, то оно наказывается лишением свободы на срок до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.
Слайд 31 ЗАНЯТИЕ ЗАВЕРШЕНО
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ