Слайд 1Проектная деятельность школьников по направлению
«Здоровый образ жизни» в курсе ОБЖ
Федотенкова
Нина Васильевна
учитель ОБЖ ГБОУ школы № 571
с углубленным изучением английского языка
Невского района Санкт-Петербурга
Слайд 2 В настоящее время традиционная система обучения не позволяет в полной мере
решить проблемы образования, появляется необходимость применения новых технологий, которые дают возможность качественно изменить профессиональную деятельность педагога и деятельность ученика.
Одной из таких технологий является образовательное проектирование – интеллектуальная по своему характеру работа, направленная на создание возможности деятельности и призвана исследовать, предвидеть, прогнозировать и оценивать последствия тех или иных замыслов.
В условиях современного развития образования, в том числе по курсу ОБЖ, технология педагогического проектирования является основой базовой профессиональной деятельности любого педагога.
Слайд 3 Первоочередная задача, стоящая перед преподавателями ОБЖ - это подготовка подростка к
жизни в реальном мире, при этом привитие навыков здорового образа жизни, оказание первой медицинской помощи и экологическая безопасность рассматриваются как составные части исследуемой проблемы. Для реализации этой задачи используется проектная деятельность.
Технология проектирования в преподавании ОБЖ рассматривается как часть образовательной технологии, как способ организации деятельности субъектов проектирования с целью их выхода на позиции самоопределения и самопрограммирования.
Осуществляя проектную деятельность в преподавании курса ОБЖ, учитель целенаправленно на творческом уровне осваивает новые профессиональные приемы и способствует получению качественно новых результатов в развивающем обучении школьников.
Слайд 4 Непрерывное самообразование и саморазвитие личности школьника, как в урочное, так и
во внеурочное время – основной вопрос развития современной общеобразовательной школы.
Освоение обучающимися разнообразных способов деятельности – одна из целей современного школьного образования.
Одним из методов приобретения знаний является проектирование.
Метод проектов повышает уровень самостоятельности школьников, формирует у них умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивает у них критическое мышление.
«Единственный путь, ведущий к знаниям –
это деятельность...»
Бернард Шоу
Слайд 5 Проектирование - одно из условий развития личностных качеств обучающихся, оказывает содействие
их воспитанию, является одной из форм учебного сотрудничества.
Проектировочная деятельность - средство, необходимое для осуществления безопасной жизнедеятельности. Каждый человек должен быть компетентен в области Основ Безопасности Жизнедеятельности.
Метод проектов может широко и эффективно использоваться на уроках ОБЖ. Он позволяет на практике осуществлять актуальные проблемы образования – гуманизм, интеграцию, дифференциацию, индивидуализацию.
Данный метод относят к технологии XXI века, которая ориентирует человека не на интеграцию фактических знаний, а на применение актуализированных знаний и приобретение новых (порой и путем самообразования).
Слайд 6Здоровый образ жизни:
основные направления проектной деятельности школьников
Выявление отношения обучающихся к
здоровому образу жизни, к вредным привычкам (социологические исследования).
Исследование влияния вредных веществ и факторов на живой организм (исследовательские проекты).
Информирование о влиянии вредных веществ и факторов на живой организм. Информирование о компонентах здорового образа жизни (информационные проекты).
Формирование положительной мотивации человека на здоровье и стремления к укреплению здоровья через творчество (творческие проекты, приключенческие (игровые) проекты).
Вовлечение в социально-значимую деятельность (акции, волонтерство).
Слайд 7Паспорт исследовательского проекта
«Выявление влияния вредных факторов на здоровье и развитие
личности человека».
Описание проблемы. Многие молодые люди считают, что алкоголь, никотин, наркотики не очень опасны и не смогут причинить им вреда. Начинается с малого – изредка выкуриваемой сигареты, выпитой по праздникам рюмки. Редко кто при этом задумывается, что проба одурманивающего вещества может закончиться весьма трагично. Прямые призывы к ведению здорового образа жизни и запреты так называемых вредных привычек, угрозы и запугивание не только безрезультатны, но и вредны, так как вызывают скрытые противодействия. Данная работа призвана показать пагубное влияние вредных факторов (алкоголя и электромагнитного излучения) на живой организм (семена овса и головки лука).
Слайд 8 Цель:
способствовать формированию здорового образа жизни, показав на практическом опыте отрицательное
влияние вредных факторов на живой организм.
Задачи:
- Изучить литературу о влиянии вредных факторов на организм человека.
- Провести экспериментальную работу.
- Сделать выводы.
- Создать презентацию продукта на основании полученных результатов.
Слайд 9Учебный предмет: ОБЖ.
Возраст учащихся: 9 класс.
Продолжительность проекта: 2 учебные недели.
Тип проекта
- исследовательский, способ исследования – опытная работа. Выполняя экспериментальное исследование, обучающиеся приобретают опыт исследовательской деятельности, работы в команде. Работа в группе ведется по индивидуальному плану.
Слайд 10Основные этапы проекта
I этап – погружение в проект. Педагог формирует проблему
проекта; сюжетную ситуацию; цель и задачи (совместно с обучающимися). Деятельность детей: вхождение в проблему; вживание в игровую ситуацию; принятие цели и задач проекта; дополнение задач проекта.
II этап – организация деятельности: объединение в рабочие группы; определение и принятие роли в группе; участие в планировании деятельности по решению задач проекта.
III этап – осуществление деятельности: формирование необходимых знаний, умений и навыков; развитие надпредметных компетентностей; подготовка продукта к презентации.
Слайд 11Опыт №1.
Часть семян овса кладем в смоченную водой тряпочку, другую
часть семян – в тряпочку, смоченную водой, разведенной со спиртом (1 чайная ложка спирта на стакан воды). Кладем завернутые семена на два блюдца и в течение недели смачиваем: одну часть семян – водой, другую – водой со спиртом.
На 3-й день
На 5-й день
Слайд 12Опыт №2.
Два стакана: в одном – вода, в другом –
вода с добавлением чайной ложки спирта. Кладем в каждый стакан луковицу для проращивания. В течение недели подливаем в один стакан воду, в другой – воду со спиртом.
На 4-й день
На 8-й день
Слайд 14Опыт №3.
Берем два кактуса в разной стадии развития (взрослое цветущее
растение и молодое). В течение недели поливаем кактусы водой со спиртом (1 чайная ложка спирта на стакан воды).
Результаты через неделю:
Слайд 152 метра
контрольный
облучаемый
образцы
Опыт №4.
Два контейнера с рассадой овса. Овес прорастал у
окна под прямыми солнечными лучами в течение недели, но один из контейнеров стоял прямо на лицевой стороне мобильного телефона, а второй стоял в 2 метрах от него. Каждый день через каждые 2 часа на телефон пускался
2-х минутный дозвон. Количество семян, солнца и воды было одинаковым.
На 2-й день
Слайд 1633 КРУПНЫХ
РОСТКА
13 КРУПНЫХ
РОСТКОВ
45
30
5-й день
7-й день
Слайд 17IV этап – представление результатов:
представление портфолио проекта; участие в защите проекта;
саморефлексия проектной деятельности.
Выводы:
Опыты №1, №2 показали, что если семена положить в чистую воду, то они прорастут. Однако если в стакан воды добавить чайную ложку спирта, то ростки этого растения будут слабыми, неспособными к жизни. Если же в стакан добавить еще 2 ложки спирта, растения вовсе погибнут. Таким образом, спирт ослабляет рост семян растений и убивает в них жизнеспособность.
Опыт №3 показал, что спирт по-разному действует на живые организмы, находящиеся в разной стадии развития. Молодое растение погибает быстрее, чем взрослое.
Опыт №4. Оба образца: контрольный и облучаемый имели одинаковые условия существования. Количество семян, солнца и воды было одинаковым, но уже через 5 дней было явно видно, что намного меньше прорастают семена, стоявшие на мобильном телефоне, нежели семена из контрольного контейнера.
Слайд 18Рефлексия.
Обучающиеся с живейшим интересом выполняли экспериментальную работу, результаты их деятельности
заинтересовали не только их самих, но членов их семей. Во время ознакомления с литературой по проблеме проекта и на экспериментальном этапе работы учащимися были выдвинуты идеи возможности проведения аналогичных опытов над насекомыми и животными.
При проведении опыта № 2 возникла проблема:
лук очень долго не прорастал. Были выдвинуты гипотезы:
луковицы обработаны специальным раствором, предназначенным для длительного хранения продукта;
растения имеют свои собственные циклы развития и луковицы находятся в стадии покоя (опыт проводился в январе).
Слайд 19Рефлексия.
Процент всхожести опытного образца № 4 был меньше, чем
контрольного, растения прорастали медленнее и были слабыми. Влияние электромагнитного облучения на растения заметны, но не столь эффектны.
Вопрос влияния электромагнитного излучения мобильных телефонов на человека еще мало изучен, хотя производители мобильных телефонов заявили о практически полной безопасности современных аппаратов и отсутствии каких-либо нарушений даже после длительного использования популярного в наше время сервиса. Результатом дискуссии стал информационный проект учащихся «Электромагнитное поле мобильного телефона».
Слайд 20 «Ребенок не кувшин, который надо заполнить,
а лампада, которую надо зажечь»
Народная мудрость