Слайд 1Профилактика экстремистской деятельности
в молодежной среде
Слайд 2Цель профилактики экстремизма в молодежной среде:
выработка и внедрение системных мер по
профилактике экстремизма в молодёжной среде, формирование у молодёжи негативного отношения к экстремистским проявлениям.
Основная профилактическая задача – выявить и предупредить совершение преступлений экстремистского характера со стороны школьников.
Слайд 3Для решения актуальной проблемы по предотвращению распространения среди молодёжи экстремизма необходимо
поставить следующие задачи:
создание условий для:
привлечения молодёжи и подростков к здоровому образу жизни;
снижения напряжённости, агрессии, экстремистской активности молодых людей;
•создание альтернативных форм для реализации творческого потенциала молодёжи и подростков;
•развитие позитивных молодёжных субкультур, общественных объединений, движений, групп;
•укрепление в молодёжной среде атмосферы межэтнического и межконфессионального согласия;
•совершенствование координации деятельности органов местного самоуправления, общественных и молодёжных организаций в профилактике экстремистских проявлений.
Слайд 4Считать те или иные действия экстремистскими позволяет совокупность следующих критериев:
Действия связаны
с неприятием существующего государственного или общественного порядка и осуществляются в незаконных формах.
Экстремистскими будут те действия, которые связаны со стремлением разрушить, опорочить существующие в настоящее время общественные и государственные институты, права, традиции, ценности. При этом такие действия могут носить насильственный характер, содержать прямые или косвенные призывы к насилию.
Экстремистская по содержанию деятельность всегда является преступной по форме и проявляется в форме совершаемых общественно опасных деяний, запрещенных Уголовным Кодексом РФ.
Слайд 54) Действия носят публичный характер, затрагивают общественно-значимые вопросы и адресованы широкому кругу
лиц. Не могут содержать признаков экстремистской деятельности убеждения человека пока они являются частью его интеллектуальной жизни и не находят своё выражение в форме той или иной общественной активности. Так, например, нацистская атрибутика или символика может на законных основаниях храниться в музеях. Однако, деятельность по пропаганде и публичному демонстрированию и такой символики будет содержать признаки экстремизма.
Слайд 6Экстремизм могут осуществлять люди, которые имеют самое разное социальное или имущественное
положение, национальную и религиозную принадлежность, профессиональный и образовательный уровень, возрастную и половую группы и так далее.
Слайд 7В целях профилактики экстремизма в молодёжной среде следует различать группировки экстремистской
направленности от неформальных молодёжных объединений. В неформальных объединениях отсутствует четкое членство и их принято рассматривать, как формирования, объединяющие в себе молодёжь по признаку субкультуры (лат. sub – «под» + культура).
Слайд 8Существующие неформальные подростково - молодёжные объединения можно типологизировать на:
•гедонистско-развлекательные («наслаждение
и развлечение»);
спортивносоревновательные;
•профориентационные;
•эскапистские («уход от мира»);
•мистагогические («вводящие в тайну», связанные с духовными поисками);
•коммерциализованные (сформированные для достижения прибыли);
субкультуры социального вмешательства (все субкультуры, ориентированные на улучшение или изменение сложившейся общественной системы или ее элементов);
•примыкающие к ним лидерско-менеджерские;
Слайд 9Экстремистские (радикальные) организации обычно декларируют, против чего они борются, и какие
законные или незаконные методы они собираются использовать. Так, например, группировки «скинхедов» образуются, в большинстве случаев, из числа молодёжи, проживающей в одном микрорайоне либо обучающейся в одном учебном заведении.
Слайд 10«Неформальные» лидеры, имеющие первоначально хулиганские мотивы совершения противоправных действий в отношении
иностранных граждан, объединяют вокруг себя молодёжь, впоследствии, пропагандируя идеологию радикальных структур, подстрекают лиц, не имеющих устойчивого мировоззрения к совершению преступлений на национальной почве и расовой вражде. При этом следует отметить, что в группировки скинхедов попадает в основном молодёжь, не занятая какой-либо общественно-полезной деятельностью, не посещающая спортивные секции, клубы, иные заведения дополнительного образования.
Слайд 11Специалисты отмечают, что наиболее уязвимой средой для проникновения идей экстремизма являются
учащиеся школ с ещё не сформировавшейся и легко поддающейся влиянию психикой. После окончания школы подростки поступают в ВУЗы, колледжи и попадают под влияние различных политических структур.
Слайд 12Основными чертами современного экстремизма в молодёжной среде являются:
•возрастающая организованность, сплочённость группировок,
формирование в них идеологических, аналитических и боевых структур;
•активное укрепление межрегиональных и международных связей организаций экстремистской направленности;
•применение для распространения своей идеологии и координации действий новейших информационных и коммуникационных технологий;
•распространение экстремизма на национальной почве в молодёжной среде;
активизация противоправной деятельности группировок, стремление совершать тяжкие, вызывающие большой общественный резонанс преступления и дерзкие, демонстративные административные правонарушения;
•переход от хулиганских действий к осуществлению террористических актов.
Слайд 13 Основные нормативные правовые акты, понятия необходимые для осуществления работы по
профилактике экстремизма в молодёжной среде
Эффективность осуществления профилактики экстремизма напрямую зависит от ясного и правильного понимания этого сложного общественного явления. Для понимания необходимо, прежде всего, знать смысл и содержание понятия экстремизм.
Понятие «экстремизм» определено и упоминается в нормативных правовых актах, в числе которых:
• Конституция Российской Федерации. Экстремизм во всех своих проявлениях в разной степени, но всегда посягает именно на то, что закрепляет Конституция РФ: основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, порядок и принципы государственного устройства и местного самоуправления;
• Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»;
• Федеральный закон от 05 июля 2002 года № 112-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности»;
Слайд 14• Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
• Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 211-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия экстремизму»;
• Указ Президента Российской Федерации от 23 марта 1995 года № 310 (в редакции от 03.11.2004) «О мерах по обеспечению согласованных действий органов государственной власти в борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма в Российской Федерации»;
• Постановление Правительства Российской Федерации о 18.01.2003 г. № 27 (в редакции от 08.12.2008) «Об утверждении Положения о порядке определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом»;
Слайд 15Используя вышеуказанную нормативную базу, можно выявить основные характеристики экстремизма. Так, в
соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»,
Экстремистская деятельность (экстремизм) – это:
• насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;
• публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;
• возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;
•пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
•нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
•воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;
Слайд 16• воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных
и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;
• совершение преступлений по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы;
• пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;
• публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;
• публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;
• организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;
Слайд 17Экстремистская организация – это общественное или религиозное объединение, в отношении которого
по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности.
Экстремистские материалы – это предназначенные для обнародования документы, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности, либо обосновывающие необходимость осуществления такой деятельности. Сюда можно отнести: труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное или расовое превосходство, либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.
Слайд 18Экстремистская мотивация – это мотивация, основанная на групповой солидарности, осознании себя
членом привилегированной группы, имеющей право на подавление в различных формах «чужаков».
Экстремальное поведение – это крайние способы достижения социальной справедливости, каких-то благ, привилегий, как для себя, так и депривированных(определенных) социальных групп.
Профилактика экстремизма – это система определенных мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, когда она еще не осуществляется (не осуществляются пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, не осуществляются публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности и т.д.).
Слайд 19 Можно выделить несколько направлений, которые влияют на формирование толерантного сознания молодежи,
профилактику экстремизма:
1.организация военно-патриотической работы, работы с ветеранами войн:
Слайд 212.Различные акции, которые проводят обучающиеся к Дню пожилого человека, к Дню
солидарности, концерты.
Слайд 243. организация празднования Дня Победы:
-акция «Георгиевская ленточка»
-возложение венков к памятникам
-проведение тематических
встреч
Слайд 264. Организация подготовки молодежи к военной службе, проведение военно- спортивных игр,
эстафет, основной задачей которых является
-пропаганда здорового образа жизни
-вовлечение молодежи в активную познавательную деятельность
-улучшение военной и физической подготовки обучающихся
Слайд 285. Работа кружков художественного творчества, внеурочная деятельность, цель которых- формирование основ
патриотического отношения к своей малой Родине и стране в целом, изучение культуры и обычаев народов России