Слайд 1Ценностные ориентации молодежи в современном обществе
Слайд 2Цель данной работы
Целью данной работы является теоретически изучить понятия «ценностных ориентаций»,
а так же особенности ценностных ориентаций у современной молодежи.
Для достижения данной цели необходимо рассмотреть следующие задачи:
1. проанализировать подходы к определению «ценностные ориентации»;
2. рассмотреть факторы, влияющие на формирование ценностей социальных групп;
3. изучить особенности молодежи, как социальной группы;
4. рассмотреть специфику ценностных ориентаций современной молодежи.
5. провести прикладное социологическое исследование на тему: «Ценностные ориентации современной молодежи города Твери»
Слайд 3Актуальность проблем динамики и трансформации ценностей состоит в следующем:
когда общество идет навстречу новому состоянию, с иным, новым устройством общественной жизни, изучение «вечных», экзистенциальных проблем в аксиологическом аспекте представляет собой практическо-политический интерес.
кардинальная ломка всех ценностей, предпринятая в последние годы, затронула не только российское государство вообще, но и поставила каждого из нас перед ценностным выбором. Человек сам определяет свои ценностные приоритеты.
Слайд 4Актуальность проблем динамики и трансформации ценностей состоит в следующем:
с
выбором новых ценностей непосредственно связана проблема нравственного воспитания подрастающего поколения, которая всегда является одной из важнейших проблем всех народов, ибо будущее народа определяется уровнем сознания и нравственными устоями людей, вступающих во взрослую самостоятельную жизнь.
для сохранения мира, составной частью которого является каждый народ, необходим учет взаимосвязи национального и общечеловеческого.
Слайд 5Цель моей
работы:
Изучить теоретический материал, соответствующий выбранной теме; познакомиться
с понятиями и определениями; выявить влияние ценностных ориентаций на общество в целом и молодежь в частности, а также на основании социологических исследований, опросов изучить особенности ценностных ориентаций современной молодежи и причины их трансформации.
Слайд 6Ценностные ориентации
Ценностные ориентации — важнейшие элементы внутренней структуры
личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отграничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого несущественного. Ценностные ориентации - эта главная ось сознания, преемственность определенного типа поведения и деятельности, которая выражается в направленности потребностей и интересов.
Ценностные ориентации обеспечивают целостность и устойчивость личности, определяют структуры сознания и программы и стратегии деятельности, контролируют и организуют мотивационную сферу, инструментальные ориентации на конкретные объекты и (или) виды деятельности и общения как средство достижения целей.
Устойчивая и непротиворечивая совокупность ценностных ориентаций обуславливает такие качества личности, как цельность, надежность, верность определенным принципам и идеалам, способность к волевым усилиям во имя этих идеалов и ценностей, активность жизненной позиции.
Слайд 7 Развитые ценностные ориентации — признак зрелости личности, показатель
меры ее социальности…
Основное содержание ценностных ориентаций – политические, философские (мировоззренческие), нравственные убеждения человека, глубокие постоянные привязанности человека, нравственные принципы поведения.
В силу этого в любом обществе ценностные ориентации личности оказываются объектом воспитания, целенаправленного воздействия. Они действуют как на уровне сознания, так и на уровне подсознания, определяя направленность волевых усилий, внимания, интеллекта.
Слайд 8Ценностная ориентация включает
в себя три компонента:
когнитивный, или смысловой, в котором
сосредоточен социальный опыт личности. На его основе осуществляется научное познание действительности, способствующее становлению ценностного отношения
эмоциональный, который предполагает переживание индивидом своего отношения к данным ценностям и определяет личностный смысл этого отношения
поведенчес
кий, базирующийся на результатах взаимодействия первых двух компонентов. субъектом формируется готовность действовать, осуществлять задуманное в соответствии с продуманным планом.
Слайд 9 Социально-экономические преобразования в России проходят сложно. Настоящее время характеризуется
нестабильностью социальной ситуации.
В качестве одного из отрицательных последствий периода экономических реформ нередко называется качественное изменение системы общественных и личностных ценностей.
Слайд 10
Особую остроту сегодня приобретает изучение изменений, происходящих в сознании
современной молодежи. Неизбежная в условии ломки сложившихся устоев переоценка ценностей, их кризис более всего проявляются в сознании этой социальной группы.
Слайд 11 Любому обществу присущ сложный процесс формирования ценностей и отношения
к ним, особенно молодежи.
Молодежь – часть гражданского общества от рождения. И если она просто активизирует свое участие в его деятельности, это будет уже мощным стимулом развития всего сообщества и демократизации государства.
Слайд 12 ЦЕННОСТИ МОЛОДЕЖИ – общие представления, разделяемые общей частью молодежи,
относительно того, что является желательным, правильным и полезным.
Молодежь, не отягощенная грузом предубеждений старых ориентиров, с одной стороны, быстрее адаптируется к новым условиям, а с другой стороны – она более подвержена деструктивному влиянию последствий макросоциальных процессов.
Слайд 13 В процессе становления личности молодого человека формируется определенная
система ценностных ориентаций с более или менее развитой структурой поведения личности. Система ценностных ориентаций личности, хотя и формируется под влиянием ценностей, господствующих в обществе и непосредственной социальной среде, окружающей личность, не предопределена ими жестко.
Слайд 14 Система ценностных ориентаций не
является раз и навсегда данной:
с изменениями условий жизни, самой личности, появляются новые ценности, а иногда происходит их полная или частичная переоценка.
Ценностные ориентации молодежи как самой динамичной части российского общества первыми претерпевают изменения, вызванными различными процессами, происходящими в жизни страны.
В настоящее время в российском обществе возрастает интерес к проблемам и культуре молодежи.
Слайд 15 Изменение ценностных ориентаций - это, бесспорно, достаточно болезненный процесс,
и изучение его закономерностей может способствовать выявлению путей влияния на молодую личность соответствующих общественных институтов с целью ослабить интенсивность ее эмоциональных стрессов и предотвратить возможное социальное напряжение.
Ценностный мир молодых людей представлен плюрализмом ценностей и ценностных ориентации, отражающих многообразие общественных отношений в условиях отсутствия государственной идеологии общественного идеала и общенациональной идеи.
Слайд 16 Молодежь – специфическая составляющая российского общества. Ее интересы,
культурная жизнь отличаются от интересов представителей других возрастных групп. Круг интересов современной российской молодежи весьма широк и разносторонен.
Молодые люди активно интересуются религией и модой, живописью и компьютером, спортом… Одной из особенностей молодежной культуры является ее неоднородность. Наряду с традиционной культурой существует и контркультура, проявляющаяся в различных молодежных движениях.
Слайд 17 В динамичных обществах семья частично или полностью утрачивает
свою функцию как инстанция социализации личности, поскольку темпы изменений социальной жизни порождают историческое несоответствие старшего поколения изменившимся задачам нового времени.
С вступлением в юношеский возраст молодой человек отворачивается от семьи, ищет те социальные связи, которые должны защитить его от пока еще чуждого общества. Между потерянной семьей и еще не обретенным обществом молодежь стремится примкнуть к себе подобным. Образующие таким образом неформальные группы обеспечивают молодому человеку определенный социальный статус.
Слайд 18 Вообще в современном обществе процесс социализации молодежи осложняется
трудностями, которые возникают вследствие переоценки традиций, норм и ценностей: если раньше молодежь в значительной степени опиралась на опыт предыдущих поколений, то теперь молодые люди осваивают и создают новый социальный опыт, полагаясь преимущественно на себя, что в значительной степени предопределяет наличие противоречивых тенденций в сознании и поведении современной молодежи.
Слайд 19 Как следствие, в студенческой среде функционирует немало различных
моделей самореализации: для многих студентов основными ценностями являются «найти себя в этой жизни», «оставаться человеком», «материальное обеспечение» и т.д.
Итак, современные студенты задумываются и о материальном благосостоянии, и о духовных ценностях в противовес своим предшественникам, которые в меньшей степени ощущали материальные трудности, но и меньше думали о смысле жизни, который в значительной степени был определен.
Слайд 20 Одновременно возросла ценность личностной свободы, которая обеспечивает человеку свободный
выбор.
В условиях, когда она становится для человека свободой от любых ограничений, это может привести к формированию асоциальных моделей социализации.
Слайд 21Ценностное пространство молодежи характеризуется следующими особенностями:
формирование ценностных отношений в
молодежной среде представляет собой сложный и противоречивый процесс;
в ряду жизненно важных ценностей наиболее популярными являются материальное благополучие, интересная работа, здоровье, любовь;
среди повседневных ценностей преобладают ярко выраженные тенденции прагматизма и индивидуализма, что обусловлено переходом общества к рыночным отношениям;
Слайд 22Ценностное пространство молодежи характеризуется следующими особенностями:
все, что
выходит за рамки повседневности, будь то проблемы общественного устройства, внешней политики или экологии находится на периферии молодежного внимания;
духовные ценности занимают незначительное место в ценностном пространстве личности современного молодого человека;
образование как ценность воспринимается через призму социальной востребованности специалистов с высшим образованием, что свидетельствует об утилитарном отношении к нему;
Слайд 23Ценностное пространство молодежи характеризуется следующими особенностями:
молодежь с максимализмом судит
о бедности, не видя порождающих ее причин, объясняя это «неумением
жить и приспосабливаться»;
серьезное значение имеют семейные ценности;
высокий ранг в системе важнейших свойств личности и как общественная ценность получает такое качество как ответственность;
Слайд 24 Результаты социологических исследований свидетельствуют:
свои интеллектуальные, творческие
способности молодые люди оценивают весьма низко. Только 19% из них считают эти способности высокими, 22% называют себя талантливыми.
Столь низкая самооценка характеризует неверие юных в свои силы, и это, естественно, негативно отражается на их притоке в сферу интеллектуального труда.
Слайд 25 Если рассматривать иерархический ряд ценностей у опрошенных с
неполным средним образованием, то высокое место занимают профессионализм и квалификация, умение ладить с людьми, далее - здоровье, самостоятельность и независимость, наличие связей, инициатива и предприимчивость.
Молодёжь с общим средним образованием важными средствами считает профессионализм и квалификацию, трудолюбие и упорство, инициативу и предприимчивость, наличие связей, здоровье.
Слайд 26 Общество, сделавшее материальное благополучие и обогащение смыслом и философией
своего существования, формирует соответствующую культуру и жизненные потребности молодых людей.
Получившие свободу средства массовой информации, различные формы массовой культуры стали определяющим образом влиять на формирование ценностных установок, стиля и образа жизни населения, особенно молодежи.
Слайд 27 Среди молодежи началось резкое снижение значимости духовно-нравственных ценностей.
Для большей ее части неоправданно приниженным является значение народного и духовного искусства, художественных произведений отечественной классики. В то же время молодые люди интересуются маскультовским и авангардистским искусством, которое является своего рода стимулятором социокультурных ценностей.
Слайд 28 Представления подростков о любви и браке отличаются от взглядов старшего
поколения.
Слайд 29Анализ групповой иерархии ценностных ориентаций студентов показывает…
Наиболее значимые
ценности для этой возрастной группы:
здоровье (физическое и психическое);
развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);
счастливая семейная жизнь;
полнота и эмоциональная насыщенность жизни;
жизненная мудрость ;
наличие хороших и верных друзей;
познание;
свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);
уверенность в себе
Слайд 30Из иерархии инструментальных ценностей, студенты предпочли:
честность (правдивость, искренность);
ценность терпимость (к взглядам
и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);
воспитанность (хорошие манеры), исполнительность (дисциплинированность), ответственность (чувство долга, умение держать свое слово), широта взглядов;
жизнерадостность (чувство юмора), независимость (способность действовать самостоятельно, решительно), образованность (широта знаний, высокая общая культура), чуткость (заботливость).
Слайд 31 Ломка ценностных ориентаций привела к падению престижа общественно
значимого труда, росту девиантного поведения, безразличия, социальной пассивности.
Доминантой жизненных ценностей и поведенческих приоритетов остается материальное благополучие. За последнее время наблюдается следующая тенденция: молодежь в основном отдает предпочтение не столько духовным и нравственным ценностям, сколько большим деньгам. Например, у 73% из 600 опрошенных молодых людей материальное благополучие является стимулом их жизненной активности.
Слайд 32 Полезность труда для большинства молодых людей определяется достижениями
собственного экономического достатка.
И поэтому жизненный успех связывается с предприимчивостью и деньгами, а не с талантом, знаниями и трудолюбием.
Причем ставится в основном цель зарабатывания денег, причем любым доступным путем, лишь бы этот путь приносил доход и чем больше, тем лучше.
Слайд 33 Прослеживается четкая ориентация экономических ценностей, связанных со скорейшим
обогащением, а успешность определяется наличием дорогостоящих благ, славы, известности.
В сознании нынешней молодежи четко выражена мотивационная установка на собственные силы в реализации жизненных целей и интересов в духе новых условий рыночного хозяйствования, ну а тут, как известно, возможны любые пути.
Слайд 34 В отношении семейных ценностей молодежь зачастую превыше всего ставит
независимость и карьеру, достижение высокого статуса. Семью же планируют в далекой перспективе, после создания успешной, на их взгляд, карьеры.
Слайд 35 Коммуникативные ценности отодвигаются по мере взросления, что обусловлено рыночными
отношениями.
Верные друзья, надежные товарищи остаются в детстве. Отношение к близким носит все более устойчиво корыстный, коммерческий характер.
В молодежной среде эгоистичный индивидуалистический настрой («сам за себя») выше гуманных отношений, взаимопонимания, взаимной поддержки и взаимопомощи. Высокую коммуникативность проявляют с нужными, влиятельными людьми, отражающими определенный желаемый статус.