Слайд 1Землетрясение
Презентацию подготовила:
Фролова Мария Михайловна
Слайд 2Что такое землетрясение?
ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ – это подземные толчки и колебания земной поверхности,
возникающие в результате внезапных смещений и разрывов в земной коре или верхней мантии и передающиеся на большие расстояния в виде упругих колебаний.
Точку в земной коре, из которой расходятся сейсмические волны, называют гипоцентром землетрясения.
Место на земной поверхности над гипоцентром землетрясения по кратчайшему расстоянию называют эпицентром.
Слайд 4Причины землетрясения:
Взаимодействие литосферных плит;
Слайд 5Причины землетрясения:
Вулканическая деятельность;
Слайд 6Техногенные причины (изменение внутрипорового давления воды в породах: закачка в скважины
воды в больших объемах может вызвать землетрясения);
Слайд 8Так же существуют причины землетрясений искусственного характера — взрывы большой
мощности, наземный или подземный ядерный взрыв.
Слайд 9Виды землетрясений:
Тектонические землетрясения возникают при смещении горных плит или в
результате столкновений океанической и материковой платформ. При таких столкновениях образуются горы или впадины и происходят колебания поверхности.
Слайд 10Вулканические землетрясения происходят, когда потоки раскалённой лавы и газов давят снизу
на поверхность Земли. Вулканические землетрясения обычно не слишком сильные, но могут продолжаться до нескольких недель.
Слайд 11Обвальные землетрясения.
Связаны с образованием под землёй пустот, возникающих под воздействием
грунтовых вод или подземных рек. При этом верхний слой поверхности земли обрушивается вниз, вызывая небольшие сотрясения.
Слайд 12Техногенные землетрясения.
Могут быть вызваны подземными ядерными испытаниями, заполнением водохранилищ, добычей
нефти и газа методом нагнетания жидкости в скважины, взрывными работами при добыче полезных ископаемых и пр.
Слайд 14Первые признаки землетрясения:
• Запах газа в районах, где раньше этого не отмечали;
• Вспышки
в виде рассеянного света зарниц;
• Искрение близко расположенных, но не соприкасающихся, электрических проводов;
• Голубоватое свечение внутренних стен домов;
• Необычное тревожное поведение животных (собаки и кошки сильно возбуждаются и не находят себе места, рыбы в аквариумах тоже мечутся из угла в угол);
• Появление облаков в виде лент;
• Изменение в колодцах уровня воды, который может как повышаться, так и понижаться. К тому же вода зачастую меняет свой вкус и цвет, может «закипать»;
• В зоне надвигающегося сейсмического события начинаются электрические помехи в мобильниках, радиоаппаратах, телевизорах.
Слайд 15Измерение интенсивности землетрясений
Сейсмограф – это чувствительный прибор, который улавливает и
регистрирует подземные толчки, отмечает их силу, направление и продолжительность.
Слайд 16Профилактика землетрясений
Проверьте свой кабинет (дом) на наличие потенциальной опасности:
• Надежно прикрепите
все настенные полки.
• Установите на окна противоударную пленку, чтобы обезопасить себя от бьющегося стекла. В крайнем случае, если не можете позволить себе такую пленку, можно налепить две полоски липкой ленты на стекла по диагонали. Такой метод также предотвратит бой стекла.
• Используйте специальные брекеты для крепления элементов к стене, книжных полок и прочей мебели, крепящейся к стенам.
• Положите большие тяжелые предметы на нижние полки или на пол. Они могут упасть во время землетрясения, и чем с меньшей высоты они будут падать, тем лучше. Вы также можете прикрутить объекты к мебели, например, к столу.
• Проверьте электрическую проводку.
Слайд 172. Подумайте о плане спасения от катастрофы.
• Попрактикуйтесь в машинальных действиях:
"упасть на землю, найти укрытие, выжидать". Резко припадите к земле, найдите укрытие под надежным столом и выжидайте. Будьте готовы к толчкам и падающим объектам.
• Найдите хорошее место для укрытия в своем доме (кабинете). Надежным местом будет прочный стол или дверной косяк. Держитесь подальше от крупной мебели, зеркал, внешних стен и окон, кухонных шкафов и любых других тяжелых предметов.
• Всегда убирайте со стола любые предметы.
• Храните под кроватью пару крепких ботинок и пару носков в пластиковом пакете.
• Научитесь оказывать первую помощь и делать искусственное дыхание. Всегда держите в доме медицинскую аптечку.
• Вместе с вашей семьей (классом) определите пункт встречи после землетрясения. Этот пункт должен быть в стороне от зданий. Вместе проговорите шаги.
Слайд 183. Заранее подготовьте определенный набор предметов.
• Купите фонарик с дополнительными батарейками Также
приобретите радио-телефон.
• Подготовьте медицинскую аптечку и инструкцию к ней.
Документы храните в определенном месте.
• Сделайте запасы воды и еды на черный день. Лучше иметь запасов на 2 недели.
• Подготовьте набор с инструментами. Также не забудьте о спичках.
• Подготовьте набор необходимой кухонной утвари с переносной газовой горелкой или конфоркой. Убедитесь в том, что положили в него ручную открывалку для консервов.
• Храните под рукой большие мусорные пакеты для отходов или для укрытия от дождя.
• Храните под рукой комплект удобной, теплой одежды для каждого члена семьи. Убедитесь в том, что у вас есть спальные мешки и подушки.
Слайд 19Действия при землетрясении:
Для обучающихся
1. По сигналу тревоги сохраняйте спокойствие и не
делайте ничего, что может дезорганизовать окружающих (не кричите, не паникуйте).
2. Немедленно постройтесь для организованного выхода из класса (если находитесь в классе на уроке).
3. В организованном порядке через запасные выходы покиньте здание.
4. Если находитесь в здании школы на перемене, через ближайший запасный выход покиньте помещение.
5. После выхода из здания постройтесь в отведённом безопасном месте, пройдите перекличку.
6. Если покинуть здание невозможно, займите положение вдоль капительной стены в классе или коридоре.
Слайд 20Действия при землетрясении:
Для обучающихся
7. Если вы оказались в завале, не поддавайтесь
панике, постарайтесь определиться в пространстве и подавайте сигналы о себе (стучите железом о железо, камушками по плитам, трубам и т. п.).
8. Помните, что первые толчки самые сильные (от 5 до 40 секунд). После чего может наступить временное затишье, а потом новый толчок.
9. При необходимости эвакуации из зоны бедствия и отсутствии телефонной связи не уходите домой и в другие места, пройдите перекличку и выполняйте дальнейшие указания руководителей школы, осуществляющих массовую эвакуацию обучающихся из школы.
10. Помните, что ваши родители будут эвакуироваться из зоны бедствия на своих предприятиях и затем заберут вас.
Слайд 21Для учителей
1. После получения сигнала тревоги немедленно организуйте эвакуацию обучающихся из
здания школы. Необходимо взять классный журнал и через запасный выход покинуть здание школы.
2. Постройте обучающихся в безопасном месте, сделайте перекличку и доложите о присутствующих и отсутствующих представителям администрации школы.
3. Если здание покинуть невозможно (при сильных толчках), необходимо построить обучающихся вдоль капитальной стены, в углах, дверных проёмах.
4. Эвакуируйтесь из здания только после разрешения администрации школы по обследованным безопасным выходам.
5. Эвакуацию обучающихся из здания школы осуществляет учитель-предметник, ведущий урок.
Слайд 22Для учителей
6. При необходимости эвакуации из зоны бедствия учителю-предметнику необходимо передать
обучающихся классному руководителю, а при его отсутствии взять функции классного руководителя на себя.
7. После регистрации обучающихся проведите с ними инструктаж во время передвижения и эвакуируйтесь вместе с обучающимися класса в безопасную зону.
8. Прибыв на место эвакуации, проведите перерегистрацию обучающихся, доложите о прибывших.
9. Организуйте проживание обучающихся, помня о том, что каждый учитель несёт ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, находящихся с ним в опасной и безопасной зоне.
Слайд 24Измерение интенсивности землетрясений
Сейсмограф – это чувствительный прибор, который улавливает и
регистрирует подземные толчки, отмечает их силу, направление и продолжительность.