Слайд 1Причины дорожно – транспортных
происшествий и травматизма людей
Урок ОБЖ
для обучающихся
8-х классов
Автор: Якущенко Вера Викторовна,
учитель ОБЖ
МБОУ «СОШ № 36», г. Ангарск,
Иркутская область
2014 год
Слайд 2Повторение пройденного материала
1. Перечислите основные права граждан
Российской Федерации в области
пожарной безопасности.
2. Каковы обязанности граждан
Российской Федерации в области пожарной безопасности и в чём их значение
для обеспечения личной безопасности?
3. Какие виды ответственности предусмотрены за нарушения правил пожарной безопасности?
Слайд 3В настоящее время жизнь и жизнедеятельность человека неразрывно связаны с использованием различных
транспортных средств как в личной жизни, так и в сфере производства. Без постоянного развития автомобильного транспорта был бы невозможен технический и социальный прогресс человеческого общества
Слайд 4ЭТО ИНТЕРЕСНО
Первый автомобиль был построен в Германии в 1885-1886 гг. А
в настоящее время автомобиль стал самым распространённым видом транспорта.
И днём, и ночью в любую погоду по улицам и дорогам стран мира движутся легковые и грузовые автомобили и автобусы, которые перевозят людей, доставляют в магазины различные товары, сырье для фабрик и заводов, строительные материалы на строительные площадки и другие грузы
Слайд 5Это интересно
Вторая половина XX и начало XXI вв. характеризуются неуклонным ростом перевозок
автомобильным транспортом
Число автомобилей на дорогах во всём мире растёт с каждым годом
Но в первую очередь это касается России, где, как ни в одной другой стране мира, за последнее время резко увеличился поток автомобилей
Слайд 6Статистика
Только в период с 1992 по 1997 гг. количество автотранспортных средств
в России увеличилось более чем на 4 млн. единиц.
По прогнозам специалистов в ближайшей перспективе в РФ высокие темпы автомобилизации сохранятся, и уровень насыщения автотранспортными средствами достигнет 370-440 единиц на 1000 жителей страны (примерно каждый третий житель будет водителем).
В 2000-2003 гг. этот уровень составил примерно 230-250 транспортных средств на 1000 жителей.
Слайд 7Быстрое увеличение количества автомобилей привело к появлению дорожно-транспортных происшествий (ДТП) и
пострадавших от ДТП.
Слайд 8Дорожно-транспортное происшествие – событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и
с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинён иной материальный ущерб
(Правила дорожного движения Российской Федерации)
Слайд 9Первое дорожно-транспортное происшествие, связанное с гибелью людей, было зарегистрировано в США в 1899
г.
В настоящее время, по данным ООН, ежегодно от дорожно-транспортных происшествий во всех странах мира погибает около 300 тыс. человек и около 10 млн. получают телесные повреждения.
Слайд 10Относительная опасность автомобиля для человека превышает относительную опасность воздушного транспорта более
чем в 3 раза, а железнодорожного – в 10 раз. На один миллиард пассажиро-километров на автомобильном транспорте приходится 20 погибших, на воздушном – 6, на железнодорожном – 2.
Слайд 11Специалисты отмечают, что по сравнению с развитыми странами аварийность на автомобильном
транспорте в России характеризуется более высокой степенью риска гибели населения в ДТП.
Слайд 12Статистика
По данным МЧС России, в период 2001-2003 гг. в стране:
Наметилась тенденция увеличения
общего количества ДТП
(в 2001 г. – 164403, в 2003 г. – 204267, в 2005 г. – 223342)
2. Выросло общее количество погибших в ДТП (в 2001 г. – 30916 человек, в 2003 г. – 35602 человека, в 2005 г. – 33957 человек) и пострадавших в ДТП
(в 2001 г. – 187790 человек, в 2003 г. – 243919 человек, в 2005 г. – 274864 человека)
Слайд 13В России на порядок выше, чем в развитых странах, такой показатель тяжести
последствий ДТП, как число погибших на 100 пострадавших.
В 2001 г. он составил 16,46 погибших, в 2003 г. – 14,5, в 2005 г. – 17.
Для сравнения: в США – 1,3 погибших на 100 пострадавших, в Германии – 1,8, в Швеции – 3,4, во Франции – 4,1, в Финляндии – 5,2.
Слайд 14По сравнению с развитыми странами в России значительно выше количество ДТП на 10
тыс. транспортных средств
В 2005 г. этот показатель составил 66 ДТП.
Отмечено, что более 70% ДТП происходит в городах и населённых пунктах.
Слайд 15
«Человеческий фактор» возникновения дорожно-транспортных происшествий и их трагических последствий составляет более
85% и свидетельствует о низкой культуре в области безопасности дорожного движения основных участников дорожного движения – водителей и пешеходов.
Факторы:
Слайд 16
В настоящее время существенно влияет на рост аварийности значительное отставание темпов
строительства новых и реконструкции эксплуатируемых дорог от темпов роста интенсивности дорожного движения.
Факторы:
Слайд 17Внимание!
Причиной более 85% ДТП является нарушение Правил дорожного движения (ПДД) водителями
транспортных средств и пешеходами, при этом на долю водителей приходится 70-75% происшествий.
Слайд 18Факторы:
В результате быстрого роста численности автомобильного парка значительно увеличилось число владельцев транспортных
средств.
Это привело к массовому включению в дорожное движение новых водителей. Увеличилась плотность движения в крупных городах и на федеральных дорогах.
Возросла интенсивность движения в небольших городах и на территориальных дорогах, в результате чего изменилась дорожная ситуация как для водителей, так и для пешеходов, которые оказались к этому плохо подготовлены.
Слайд 19В 1999 г. в Российской Федерации была принята Концепция повышения безопасности дорожного
движения на период 1995-2010 гг.
В этом документе определено:
основная цель повышения безопасности дорожного движения – снизить число погибших в ДТП в 2 раза и более
основные направления формирования безопасного поведения участников дорожного движения при одновременном увеличении количества транспортных средств.
основные направления деятельности государства в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Слайд 20В Концепции отмечено, что работа по формированию и обеспечению безопасного поведения
всех участников дорожного движения – водителей транспортных средств, в том числе и велосипедистов, пешеходов, пассажиров, – должна оставаться главной задачей государственной транспортной политики и получить своё дальнейшее развитие до 2010 г. по следующим приоритетным направлениям
Слайд 21Приоритетные направления
развитие и совершенствование форм и методов обучения населения безопасности
дорожного движения, умениям и навыкам безопасного поведения на дорогах;
создание системы формирования общественного мнения, проведение широкой информационной разъяснительной работы через средства массовой информации и т. д.
совершенствование системы контроля за соблюдением водителями, пешеходами, пассажирами и велосипедистами Правил дорожного движения Российской Федерации и принуждение к их соблюдению.
Слайд 22МЧС России с 2004 г. приступило к созданию системы обеспечения безопасности
на дорогах Российской Федерации.
С этой целью для оказания помощи пострадавшим в ДТП при ликвидации их последствий проводится эксперимент по совместному дежурству и ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий силами спасателей МЧС и сотрудниками ГИБДД МВД России
Слайд 23Применяются меры:
по формированию у населения страны общей культуры в области безопасности
соблюдение
основной массой участников дорожного движения безопасных норм поведения
снижение общего количества ДТП, травматизма и гибели людей.
Слайд 24Культура безопасного поведения на дорогах особое значение приобретает в подростковом возрасте, когда человек всё
более и более становится самостоятельным в своём поведении и поступках.
Слайд 25Это должен знать каждый
Культура безопасного поведения на дорогах включает в себя такие
компоненты, как:
постоянное изучение и совершенствование знаний Правил дорожного движения с учётом личных потребностей: пешеход, пассажир, водитель;
Воспитание в себе внутренней потребности и дисциплины в соблюдении Правил дорожного движения;
Слайд 26Это должен знать каждый
умение оценивать обстановку, складывающуюся на дорогах, предвидеть
развитие событий и возможности возникновения опасной ситуации;
владение умениями и способами на основе оценки обстановки на дороге избегать опасных ситуаций;
умение действовать адекватно в дорожно-транспортной ситуации для снижения фактора риска для себя и окружающих.
Слайд 27 Задача всех участников дорожного движения:
Вырабатывать в себе такие качества
Повышать свою
культуру в области безопасности дорожного движения постоянно и с учётом своих возможностей и потребностей.
Слайд 281. Почему выросло количество автомобилей на дорогах нашей страны?
2. Какие причины
обусловили рост дорожно-транспортных происшествий в нашей стране?
3. Какое влияние оказывает «человеческий фактор» на возникновение ДТП, травматизм и гибель людей на дорогах?
4. Какие приоритетные направления определены в Российской Федерации для снижения ДТП и гибели людей на дорогах?
5. Что следует понимать под общей культурой участников дорожного движения?
Вопросы
Слайд 29Домашнее задание
§ 2.1., вопросы и задание на стр. 34-35