Слайд 1Требования руководящих документов по повышению устойчивости функционирования объектов экономики
Выполнила:
Студентка II курса,
гр. 6ЭБ
Бултыгина Е.С.
Руководитель:
Россиков В.П.
Слайд 2Устойчивость функционирования
Под устойчивостью объекта понимают способность всего инженерно-технического комплекса противостоять разрушающему действию поражающих
факторов в условиях ЧС.
Под устойчивостью функционирования экономики в военное время понимается ее способность удовлетворять оборонные и важнейшие народнохозяйственные потребности на уровне, обеспечивающем защиту государства и жизнедеятельности населения.
Устойчивость функционирования территории в ЧС – способность территориального звена экономики удовлетворять основные жизненно важные интересы населения и общества на уровне, обеспечивающем их защиту от опасностей, вызванных источниками ЧС природного и антропогенного характера на определенной территории.
Слайд 3К основным из них относятся:
наличие надежной системы защиты рабочих и служащих
от поражающих факторов в ЧС;
способность инженерно-технического комплекса объекта в определенной степени противостоять поражающим факторам в ЧС;
защищенность объектов от поражения вторичными факторами (пожары, взрывы, загазованность продуктами горения и АХОВ, затопление территории и т.д.), которые могут возникнуть на данном или близлежащем объекте;
надежность системы обеспечения всем необходимым для производства продукции (сырьем, топливом, комплектующими изделиями, электроэнергией, водой, газом, теплом);
надежность системы управления;
возможность восстановления производства в случае его нарушения;
наличие подготовленных формирований ГО.
Реализация факторов, обеспечивающих устойчивость функционирования объектов достигается строгим выполнением соответствующих нормативных документов (НД).
Слайд 4Под системой НД по ГО понимают комплекс взаимосвязанных и согласованных положений,
уставов, наставлений, стандартов норм и правил, инструкций, методик и методических указаний, устанавливающих единые в системе ГО требования, способы и методы решения задач и мероприятий, их всестороннего обеспечения.
Нормативные документы делятся:
по уровням – федеральные, территориальные, отраслевые;
по видам – стандарты, нормы и правила, инструкции, указания, наставления, руко-водства, рекомендации;
по характеру – технологического, инженерно-технического, экономического характера.
Основные требования норм проектирования инженерно-технических мероприятий (ИТМ) ГО определены строительными нормами и правилами (СНиП – 2.01.51- 90 г.)
Слайд 5Требования норм проектирования инженерно-технических мероприятий (ИТМ ГО) направлены на снижение возможного
ущерба, потерь среди населения и создания лучших условий для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах бедствия (очагах поражения).
Основные требования, которые учитываются при планировании и застройке новых городов, а также при реконструкции старых, состоят в следующем.
Застройка городов должна вестись отдельными жилыми массивами площадью не более 250 га, что уменьшает возможность распространения пожаров и способствует более эффективному проведения АСДНР. Границами микрорайонов должны быть парки, полосы зеленых насаждений, широкие магистрали, водоемы, образующие противопожарные разрывы (шириной не менее 100 м).
Слайд 6
Требования к размещению объектов
Объекты народного хозяйства должны размещаться рассредоточено.
При выборе места
строительства объектов необходимо учитывать:
районирование территории по степени опасности;
характер застройки территории, окружающей объект (структура, плотность, тип застройки);
наличие на этой территории предприятий, которые могут служить источниками возникновения вторичных факторов поражения (гидроузлы, объекты химической промышленности и др.);
естественные условия прилегающей местности (рельеф, лесные массивы, возможность возникновения селевых потоков, оползней, лавин);
наличие дорог и т.д.
Естественно, большое значение при выборе места строительства объекта играет сейсмичность района.
При размещении объектов должны учитываться метеорологические условия района:
количество осадков;
направления господствующих среднего и приземного ветров;
характер грунта;
глубина залегания почвенных вод.
Слайд 7С учетом всех этих условий рекомендуют размещать:
предприятия, связанные с обслуживанием населения
(узлы связи, почтовые отделения, телеграф, ателье, парикмахерские, магазины, бани, прачечные, химчистки и т.д.) – непосредственно в городе;
склады текущего довольствия, пассажирские и грузовые железнодорожные станции, коммунальные гаражи, автопарки, депо и др. – на окраинах городов и в пределах зоны возможных сильных разрушений;
новые промышленные предприятия местного значения, склады промышленных товаров, склады ГСМ, сортировочные железнодорожные станции, больницы восстановительного лечения, электрические, водопроводные, газораспределительные станции – в зоне возможных слабых разрушений;
новые категорированные предприятия (нефтеперерабатывающей, химической, металлургической промышленности) – за пределами зон возможных разрушений и зон катастрофического затопления;
базисные склады – для хранения АХОВ и взрывоопасных веществ – в загородной зоне, вдали от населенных пунктов и за пределами зон катастрофического затопления.
Слайд 8
Предприятия по производству и переработке АХОВ, легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, базисные
склады этих веществ следует размещать, кроме того, ниже по уклону местности по отношению к жилым зонам, промышленным предприятиям, магистральным, автомобильным и железным дорогам, с учетом возможности отвода горючих и ядовитых жидкостей в безопасные места в случае разрушения емкостей.
Слайд 9
Для устойчивого функционирования объекта в условиях ЧС, которое тесно связано с
надежностью управления производством и ГО, необходимо:
иметь пункты управления, которые обеспечивали бы надежное руководство мероприятиями ГО и производственной деятельностью объекта;
размещать ПУ, диспетчерские пункты, АТС и радиоузлы в наиболее прочных сооружениях;
иметь резервные электростанции для зарядки аккумуляторов АТС и питания радиоузла при отключении электроэнергии;
обеспечить надежную связь с местными органами исполнительной власти, вышестоящим начальником ГО и его штабом, а также с производственными подразделениями и ГО на объекте и в загородной зоне (прокладка подземных кабельных линий, дублирование телефонной связи радио связью, создание системы связи, обеспечивающей надежность, достоверность и быстроту передачи приказов, распоряжений, сигналов оповещения и различной информайии.
поврежденных участков, запасов телефонного провода для восстановления поврежденных участков, подготовка подвижных средств и др.);
разработать надежные способы оповещения должностных лиц и всего производственного состава объекта.
Слайд 10Задачи комиссии по ПУФ:
- организация работы по ПУФ подчиненных (подведомственных) организаций,
предприятий и учреждений;
контроль за планированием и выполнением мероприятий по предотвращению (снижению) возможных потерь и разрушений в результате аварий, катастроф, стихийных бедствий и воздействия современных средств поражения вероятного противника в подчиненных (подведомственных) организациях, предприятиях и учреждениях;
- оценка состояния, возможностей и потребностей подчиненных (подведомственных) организаций, предприятий и учреждений для обеспечения жизнедеятельности населения, выпуска заданных (необходимых) объемов и номенклатуры продукции с учетом возможных потерь и разрушений;
- проверка качества выполнения мероприятий по ПУФ подчиненных (подведомственных) организаций, предприятий и учреждений;
Слайд 11
- обобщение данных обстановки и подготовка предложений по вопросам организации производственной
деятельности, восстановления нарушенного управления подчиненными (подведомственными) организациями, предприятиями и учреждениями и проведения аварийно-восстановительных работ;
- организация исследований подчиненных (подведомственных) организаций, предприятий и учреждений, подготовка предложений по целесообразности практического осуществления выработанных мероприятий.
Слайд 12
Планирующие документы текущей работы КЧС и ПБ, штаба ГОЧС:
годовой план работы
КЧС и ПБ;
- годовой план работы штаба (отдела, сектора) ГОЧС;
- план работы комиссии по повышению устойчивости функционирования
объекта с планом-графиком наращивания мероприятий по ПУФ при угрозе
и возникновении ЧС мирного и военного времени;
- план развития и совершенствования учебно-материальной базы ГОЧС
Слайд 13Приказы:
Приказ об организации гражданской обороны на объекте и назначении должностных лиц
ГО
с приложениями:
-положение о штабе ГОЧС;
-положение о службах ГО;
-состав, оснащенность гражданских организаций (формирований) ГО,
в том числе формирований служб ГО.
Приказы (среди них и формализованные) на выполнение первоочередных мероприятий ГО
первой и второй групп, о введении общей готовности ГО, на проведение эвакуации персонала и членов
семей в ЧС природного и техногенного характера и в военное время.
Слайд 14
Приказ о создании объектового звена МГСЧС с приложениями:
-положение
об объектовом звене МГСЧС;
-положение о КЧС ПБ.
Приказ об организации подготовки персонала объекта по гражданской обороне и действиям
в ЧС природного и техногенного характера с приложениями:
-перечень тем и содержание занятий по тематике, утвержденной МЧС России;
-темы учений и тренировок по ГО и ЧС в текущем году.
Приказ об итогах подготовки по вопросам ГО, предупреждения и ликвидации ЧС в 200__ году и
задачи на 200__год.
Проект приказа на ликвидацию последствий ЧС природного и техногенного характера.
Слайд 15Рабочие документы:
Расчет укрытия рабочих и служащих (НРС) в ЧС природного и
техногенного характера.
При внезапном нападении противника и на "особый период", а также укрытия
эвакуируемых и рассредоточиваемых.
Договор на обслуживание защитных сооружений специализированными организациями
г. Москвы.
Документация защитных сооружений.
Схемы размещения членов комиссии и штаба на пункте управления (помещениях для
оперативной работы).
Функциональные обязанности членов КЧС ПБ и штаба (отдела, сектора) ГОЧС.
Расчет материально-технического обеспечения мероприятий ГОЧС.
Рабочие тетради членов КЧС ПБ и штаба (отдела, сектора) ГОЧС, инструкции,
журналы учета, наблюдения.
Слайд 16ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ЧЛЕНОВ КОМИССИИ ПО ПУФ :
Председатель комиссии:
-
руководит повседневной деятельностью комиссии по
планированию и осуществлению мероприятий по ПУФ в
структурных подразделениях объекта ;
- проводит плановые ( или по мере необходимости)
заседания комиссии;
- утверждает решения и распоряжения по вопросам
повышения устойчивости функционирования,
обязательные для исполнения всеми должностными
лицами.
Слайд 17
Зам. Председателя комиссии:
- в отсутствие председателя выполняет его обязанности;
-
организует работу главных специалистов и
начальников служб по вопросам планирования и
осуществления мероприятий по ПУФ производства;
- осуществляет контроль исполнения решений и
распоряжений председателя комиссии по вопросам
ПУФ в структурных подразделениях объекта.
Слайд 18
Секретарь комиссии:
- осуществляет подготовку годовых и
перспективных
планов по повышению устойчивости функционирования
объекта;
- ведет протоколы заседаний, оформляет решения,
готовит проекты распоряжений по ПУФ.
Слайд 19Члены комиссии:
- разрабатывают годовые и перспективные планы повышения
устойчивости функционирования
своих структурных подразделений
объекта в военное время и в ЧС мирного времени;
осуществляют руководство и контроль по вопросам внедрения
мероприятий по ПУФ в подчиненных подразделениях;
- принимают участие в проведении исследовательских работ
(учений) по оценке уязвимости своих подразделений от возможных ЧС;
- разрабатывают предложения и рекомендации по ликвидации
возможных ЧС.
Слайд 20 Рабочие и планирующие документы по повышению устойчивости организации:
1.
ПЛАН РАБОТЫ КОМИССИИ ПО ПУФ ОРГАНИЗАЦИИ
НА ГОД
2. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПУФ ОРГАНИЗАЦИИ В МИРНОЕ
ВРЕМЯ (ПЛАН ОСНОВНЫХ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИХ
МЕРОПРИЯТИЙ)
3. ПЛАН – ГРАФИК НАРАЩИВАНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ
ПО ПУФ : - НА ВОЕННОЕ ВРЕМЯ
- НА МИРНОЕ ВРЕМЯ
4. ПРИКАЗ РУКОВОДИТЕЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ НА
СОЗДАНИЕ КОМИССИИ ПО ПУФ
5. ПРОТОКОЛЫ ЗАСЕДАНИЙ КОМИССИИ ПО ПУФ
ОРГАНИЗАЦИИ
6. ЖУРНАЛ УЧЕТА СВЕДЕНИЙ ПО ПУФ ОРГАНИЗАЦИИ,
ПРОВЕРОК
7. ПАПКА (ДЕЛО) ОТЧЕТНЫХ ДОКУМЕНТОВ ПО ПУФ
ОРГАНИЗАЦИИ
Слайд 21Задачи комиссии по ПУФ:
- организация работы по ПУФ подчиненных (подведомственных) организаций,
предприятий и учреждений;
- контроль за планированием и выполнением мероприятий по предотвращению (снижению) возможных потерь и разрушений в результате аварий, катастроф, стихийных бедствий и воздействия современных средств поражения вероятного противника в подчиненных (подведомственных) организациях, предприятиях и учреждениях;
- оценка состояния, возможностей и потребностей подчиненных (подведомственных) организаций, предприятий и учреждений для обеспечения жизнедеятельности населения, выпуска заданных (необходимых) объемов и номенклатуры продукции с учетом возможных потерь и разрушений;
- проверка качества выполнения мероприятий по ПУФ подчиненных (подведомственных) организаций, предприятий и учреждений;
- обобщение данных и подготовка предложений главе администрации (губернатору области) по вопросам ПУФ экономики для принятия решения по переводу подчиненных (подведомственных) организаций, предприятий и учреждений на работу в режиме чрезвычайной ситуации;
- обобщение данных обстановки и подготовка предложений по вопросам организации производственной деятельности, восстановления нарушенного управления подчиненными (подведомственными) организациями, предприятиями и учреждениями и проведения аварийно-восстановительных работ;
- организация исследований по вопросам устойчивости функционирования подчиненных (подведомственных) организаций, предприятий и учреждений, подготовка предложений по целесообразности практического осуществления выработанных мероприятий.
Слайд 22Рабочие документы:
Расчет укрытия рабочих и служащих (НРС) в ЧС природного и
техногенного характера.
При внезапном нападении противника и на "особый период", а также укрытия
эвакуируемых и рассредоточиваемых.
Договор на обслуживание защитных сооружений специализированными организациями
г. Москвы.
Документация защитных сооружений.
Схемы размещения членов комиссии и штаба на пункте управления (помещениях для
оперативной работы).
Функциональные обязанности членов КЧС ПБ и штаба (отдела, сектора) ГОЧС.
Расчет материально-технического обеспечения мероприятий ГОЧС.
Рабочие тетради членов КЧС ПБ и штаба (отдела, сектора) ГОЧС, инструкции,
журналы учета, наблюдения.
Слайд 23Приказы:
Приказ об организации гражданской обороны на объекте и назначении должностных лиц
ГО
с приложениями:
-положение о штабе ГОЧС;
-положение о службах ГО;
-состав, оснащенность гражданских организаций (формирований) ГО,
в том числе формирований служб ГО.
Приказы (среди них и формализованные) на выполнение первоочередных мероприятий ГО
первой и второй групп, о введении общей готовности ГО, на проведение эвакуации персонала и членов
семей в ЧС природного и техногенного характера и в военное время.
Приказ о создании объектового звена МГСЧС с приложениями:
-положение об объектовом звене МГСЧС;
-положение о КЧС ПБ.
Приказ об организации подготовки персонала объекта по гражданской обороне и действиям
в ЧС природного и техногенного характера с приложениями:
-перечень тем и содержание занятий по тематике, утвержденной МЧС России;
-темы учений и тренировок по ГО и ЧС в текущем году.
Приказ об итогах подготовки по вопросам ГО, предупреждения и ликвидации ЧС в 200__ году и
задачи на 200__год.
Проект приказа на ликвидацию последствий ЧС природного и техногенного характера.
Слайд 24Планирующие документы текущей работы КЧС и ПБ
и штаба (отдела, сектора)
ГОЧС:
- годовой план работы КЧС и ПБ;
- годовой план работы штаба (отдела, сектора) ГОЧС;
- план работы комиссии по повышению устойчивости функционирования
объекта с планом-графиком наращивания мероприятий по ПУФ при угрозе
и возникновении ЧС мирного и военного времени;
- план развития и совершенствования учебно-материальной базы ГОЧС
Слайд 25Источники:
«Основы единой государственной политики в области гражданской обороны на период
до 2010 года» . Утверждены Президентом РФ Пр-12 от 5. 01. 2004 г.
«Основы единой государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности на период до 2010 года» . Утверждены Президентом РФ Пр-2194 от 4. 12. 2003 г.
СНиП 2.01.51 – 90 «ИТМ ГО»
«Основы государственной политики в области обеспечения безопасности населения Российской Федерации и защищенности критически важных и потенциально опасных объектов от угроз техногенного, природного характера и террористических актов» (ДСП). Утверждены Президентом Российской Федерации Пр-1649 от 28 сентября 2006 г.
«Сборник образцов планирующих и отчетных документов для структурных подразделений по делам ГО и защиты от ЧС». Под общ. ред. Кириллова Г. Н. , Институт риска и безопасности, М., 2006