Слайд 1 Стресс и его влияние на человека
Слайд 2Цель урока: рассмотреть понятие стресса, последствия его влияния на человека, основные
принципы борьбы со стрессом.
Слайд 3Вопросы для повторения:
Что следует понимать под понятием «психологическая уравновешенность»?
Какие качества
необходимо воспитывать в себе, чтобы повысить психологическую уравновешенность?
Какие качества необходимо воспитать у себя, чтобы завести друзей?
Слайд 5 Канадский патолог
Ганс Селье сформулировал понятие стресса -
как состояние напряжения, возникшее у человека под влиянием сильных внешних воздействий
Ганс Селье
Слайд 6 Стрессовый фактор – это воздействие на психику человека, которое вызывает
стрессовый ответ.
Слайд 7Стресс как ответ организма на стрессовый фактор
Включает в себя сотни измеряемых
физиологических изменений в организме:
- повышение кровяного давления,
- учащение пульса,
- замедление и остановка пищеварения,
- увеличение уровня сахара в крови.
Слайд 8В этих изменениях Селье выделил три стадии:
1. мобилизация;
2. сопротивление;
3.
истощение.
Слайд 9Стадия мобилизации
В ответ на воздействия стрессора возникает тревога. Эта реакция мобилизирует
организм, готовит его к срочным действиям, к защите. Человек готов к действиям по защите своей жизни и здоровья (например, в Ч.С.), так как в результате происшедших физиологических изменений кратковременно улучшаются возможности и деятельность организма. Но если все эти приготовления не переходят незамедлительно в действия, долговременное пребывание в таком состоянии может привести к различным нарушениям функций организма.
Слайд 10Стадия сопротивления
Когда непосредственная опасность для человека минует, его организм переходит в
стадию сопротивления. На этой стадии стресс снижается до более низкого уровня. В этот период организм обладает повышенной и длительно сохраняющейся способностью переносить действия стрессоров.
Пример: Человеку ставили очень страшный и серьезный диагноз болезни, но под вопросом. И вот врач объявил, что опасения напрасны, диагноз не подтвердился. Этот человек будет так рад и счастлив, что другие стрессоры для него в данный момент ничего не значат, он на них даже реагировать не будет.
Слайд 11Стадия истощения
Если уровень стресса слишком долго остается высоким, наступает стадия истощения.
Сильный стресс обусловливает значительную потерю энергии организма и создает такие физиологические условия, при которых способность организма оказывать сопротивление стрессорам уменьшается. Сильный стресс сигнализирует о себе определёнными симптомами: нервозность, смутная тревога, быстрая утомляемость, раздражительность, чувство беспомощности, головные боли, бессонница, потеря аппетита и другие. На этой стадии иммунная система человека ослабевает и возможно возникновение различных заболеваний. В состоянии истощения человек страдает от полного упадка физических и духовных сил.
Слайд 12 Однако стресс не всегда приносит вред. При умеренном стрессе разум и
тело человека функционируют наиболее эффективно и делают организм готовым к оптимальному режиму работы, обеспечивается достижение поставленных целей без истощения жизненных сил организма.
Высокий уровень стресса может оставаться положительным фактором только очень короткое время (состояние спортсмена перед стартом, парашютиста перед прыжком и т. д.), он стимулирует интерес к жизни, заставляет быстрее думать и действовать более интенсивно, ощущать себя полезным, имеющим цель в жизни.
Слайд 13«Мир не такой, какой он есть, а такой каким мы его
видим»
А.Шопенгауэр
Слайд 14Влияние стресса на организм человека:
Записать в тетрадь:
вызывает болезнь сердца;
приводит к увеличению
кровяного давления;
нарушает работу иммунной системы организма, что увеличению риска инфекционных заболеваний;
ведёт к язве желудка и двенадцатиперстной кишки;
истощает психическую энергию организма;
приводит к нарушению нормальной деятельности человека.
Слайд 15 Общие принципы борьбы со стрессом:
Вырабатывайте у себя убеждения, что только
вы сами отвечаете за своё эмоциональное и физическое благополучие;
Нужно быть оптимистом (человек, который видит больше положительных моментов в жизни…)
Знайте: источником стресса является не событие само по себе, а ваше восприятие;
Смотрите на жизнь в более светлых тонах (не надо омрачать происходящее);
Регулярно занимайтесь физической культурой и спортом;
Ставьте перед собой посильные задачи (с чем вы реально можете справиться);
Нужно радоваться жизни, получать радость от каждого дня;
Соблюдать рациональное питание (витамины, объем, режим питания 3-х разовое);
Соблюдать режим дня (вовремя ложиться спать, отдыхать и работать чередуя);
Необходимо спать в хороших условиях и не менее 8-9 часов;
Отказаться от вредных привычек (не употреблять алкоголь, наркотики, не курить).
Слайд 16Вопросы для закрепления материала:
Что следует понимать под стрессом?
Сформулируйте определение общего
адаптационного синдрома и назовите его стадии.
Опишите влияние стресса на состояние здоровья человека.
Сформулируйте содержание общих принципов борьбы со стрессом.
Слайд 17 Домашнее задание. Ситуационная задача. Внимательно прочитав материал данного параграфа, составьте свой
план подготовки к противодействию сильному стрессу и воспитанию у себя необходимых для этого черт характера.
Запишите этот план в дневник безопасности, старайтесь следовать его пунктам в повседневной жизни, по мере необходимости вносите коррективы.