Слайд 1Ситуационные задачи на уроках ОБЖ
Слайд 2Цели (стратегия) обучения на уроках ОБЖ:
Формирование сознательного и ответственного отношения учащихся
к безопасности – личной и окружающих;
Формирование алгоритма безопасного поведения учащихся в конкретных опасных и потенциально опасных ситуациях.
Слайд 3Задачи (тактика) учителя
на уроках ОБЖ:
Создание на уроке обстановки, благоприятной для
реализации возможностей каждого ученика;
Актуализация жизненного опыта учащихся;
Развитие навыков общения, умения аргументировано излагать и отстаивать собственную точку зрения;
Слайд 4Задачи учителя на уроках ОБЖ (продолжение):
4. Формирование теоретических и фактических знаний
по курсу ОБЖ;
5. Формирование практических умений учащихся в сфере безопасности жизнедеятельности;
Слайд 5Задачи учителя на уроках ОБЖ (продолжение):
6. Развитие устной и письменной речи,
различных видов памяти, словесно-логического и наглядно-образного мышления учащихся;
Слайд 6Задачи учителя на уроках ОБЖ (продолжение):
7. Развитие волевых качеств, а также
повышение познавательного интереса учащихся;
8. Развитие эмоциональной сферы учеников.
Слайд 7Методы обучения
на уроках ОБЖ
Рассказ;
Беседа;
Лекция;
Практические занятия, тренировки;
Сюжетные и ролевые игры;
Ситуационный
способ обучения
и др.
Слайд 8Способы решения ситуационных задач:
1-ый способ:
по принципу тестовых заданий
ученикам предлагается ситуация и несколько возможных вариантов её решения. Учащиеся должны найти единственный правильный вариант.
Слайд 9Пример:
1. Какая обувь лучше всего предохраняет голеностопный сустав от повреждений
и исключает скольжение?
А) модельная обувь;
Б) пляжная обувь;
В) спортивная обувь.
Слайд 10Ответ:
Вариант (В):
Спортивная обувь.
Слайд 11Пример:
2. Какой должна быть последовательность действий спасателя при оказании помощи человеку,
пострадавшему при термическом ожоге?
Слайд 121-й вариант ответа:
Следует дождаться, когда погаснет пламя;
Следует накрыть чем-нибудь пострадавшего, чтобы
воспрепятствовать доступу воздуха, убрать тлеющие вещи и эвакуировать его на свежий воздух;
Следует обожжённую часть тела пострадавшего освободить от одежды;
Следует снять или отодрать от тела остатки одежды;
Не следует на прилипшие к телу пострадавшего обгоревшие остатки одежды накладывать повязку.
Слайд 132-й вариант ответа:
Следует накрыть чем-нибудь пострадавшего, чтобы воспрепятствовать доступу воздуха, убрать
тлеющие вещи и эвакуировать его на свежий воздух;
Следует обожжённую часть тела пострадавшего освободить от одежды;
Следует снять или отодрать от тела пострадавшего прилипшие обгоревшие остатки одежды;
Следует на обожжённую часть тела наложить заживляющую мазь и повязку из любой ткани.
Слайд 143-й вариант ответа:
Следует немедленно погасить пламя, сорвать с пострадавшего горящую одежду;
Следует
накрыть чем-либо (одеялом, пледом) пострадавшую часть тела, чтобы воспрепятствовать доступу воздуха, убрать тлеющие вещи и эвакуировать на свежий воздух пострадавшего человека;
Следует обожжённую часть тела освободить от одежды;
Не следует отдирать от тела пострадавшего обгоревшие и прилипшие к телу остатки одежды;
Следует на прилипшие к телу пострадавшего остатки одежды наложить стерильную повязку (стерильный бинт, полосы полотняной материи, предварительно проглаженные утюгом)
Пострадавшего с сильными ожогами следует завернуть в чистую простыню или ткань, не раздевая его, укрыть потеплее, напоить тёплым чаем и создать покой до прибытия врача.
Слайд 15Верный ответ: вариант №3
Следует немедленно погасить пламя, сорвать с пострадавшего горящую
одежду;
Следует накрыть чем-либо (одеялом, пледом) пострадавшую часть тела, чтобы воспрепятствовать доступу воздуха, убрать тлеющие вещи и эвакуировать на свежий воздух пострадавшего человека;
Следует обожжённую часть тела освободить от одежды;
Не следует отдирать от тела пострадавшего обгоревшие и прилипшие к телу остатки одежды;
Следует на прилипшие к телу пострадавшего остатки одежды наложить стерильную повязку (стерильный бинт, полосы полотняной материи, предварительно проглаженные утюгом), однако повязки с жирами, мазями только загрязняют ожоговую поверхность и способствуют нагноению раны;
Пострадавшего с сильными ожогами следует завернуть в чистую простыню или ткань, не раздевая его, укрыть потеплее, напоить тёплым чаем и создать покой до прибытия врача.
Слайд 16Способы решения ситуационных задач:
2-ой способ:
ученикам предлагается конкретная ситуация и
ряд действий, необходимых для её решения, а учащиеся должны выстроить правильную последовательность предложенных действий.
Слайд 17Пример:
Первая помощь при тепловом и солнечном ударе:
А) дать выпить
холодной воды;
Б) на голову пострадавшего положить холод;
В) расстегнуть на пострадавшем воротник, пояс, чтобы одежда не стягивала тело;
Г) пострадавшего положить в тень, при этом голова должна быть значительно выше туловища;
Слайд 18Ответ:
Первая помощь при тепловом и солнечном ударе:
Г) пострадавшего положить в
тень, при этом голова должна быть значительно выше туловища;
В) расстегнуть на пострадавшем воротник, пояс, чтобы одежда не стягивала тело;
Б) на голову пострадавшего положить холод;
А) дать выпить холодной воды.
Слайд 19Способы решения ситуационных задач:
3-ий способ:
ученикам предлагается только конкретная ситуация, а
способы решения данной ситуации учащиеся определяют самостоятельно.
Слайд 20Пример:
Вопрос: Что необходимо сделать человеку при получении информации об аварии
на ХОО и опасности химического заражения?
Слайд 21Ответ:
следует надеть средства индивидуальной защиты органов дыхания;
следует надеть простейшие средства
защиты кожи (плащи, накидки, перчатки, головной убор);
следует приготовить необходимые документы, продукты, воду, вещи, медикаменты на случай эвакуации;
следует покинуть район химического заражения, а если это невозможно - укрыться в ближайшем убежище или загерметизировать помещение, в котором находится этот человек.
Слайд 22Способы решения ситуационных задач:
4-ый способ:
ученику предлагается проанализировать чрезвычайную
ситуацию, изображённую на фотографии, иллюстрации, описанную в СМИ, указать возможные причины и последствия данной ЧС, а также мероприятия по профилактике этой опасной ситуации;
Слайд 23В ходе решения ситуационных задач на уроке ОБЖ возможны и другие
формы работы:
Работа с тематическими кроссвордами;
Самостоятельное исправление учеником «неправильных» инструкций, рекомендаций;
Для учащихся младшего и среднего звена можно использовать задания: «Вставьте пропущенные слова в фразе: Перед едой следует … руки и лицо … водой с …. (отв. : вымыть, чистой, мылом)
Слайд 24Достоинства ситуационного метода обучения на уроках ОБЖ:
- Позволяет за один
урок отработать с учащимися несколько актуальных для данной темы потенциально опасных ситуаций.
Ситуационный метод содержит элементы психологической тренировки, в ходе которой учащиеся «проживают» опасные ситуации, учатся их предвидеть, предпринимать необходимые действия для недопущения возникновения экстремальной ситуации или минимизации её опасных последствий.
Слайд 25Достоинства ситуационного метода обучения на уроках ОБЖ:
Позволяет развивать познавательную активность учащихся
разного уровня подготовленности.
Позволяет учащимся высказывать собственное мнение о путях решения предложенной ситуации, развивает логическое мышление учащихся, а также способствует формированию благоприятного психологического климата на уроке.
Позволяет учителю использовать фронтальную, групповую и индивидуальную форму работы.