Слайд 1 Презентация интегрированного урока ОБЖ , географии и физики по
теме:
«Атомная энергетика и радиационная безопасность».
Преподаватель-организатор ОБЖ
Дубъязской СОШ
Высокогорского района
Республики Татарстан
Зиганшин Радик Равильевич )
Слайд 2Цели:
а) образовательная:
- сформировать у учащихся представление о перспективах развития электроэнергетики и
путях решения стоящих перед ней проблем;
- ознакомить учащихся с основными проблемами электроэнергетики: экономическими, экологическими и социальными, с радиоактивно-опасными объектами и источниками радиации;
- добиться, чтобы учащиеся умели применять меры по защите от радиоактивного облучения и заражения.
б) развивающая:
- продолжить формирование у школьников умения работать с различными источниками информации;
- навыки творческого развития и обобщения;
- развитие интеллекта, познавательных интересов, речевой культуры учащихся.
в) воспитательная:
- воспитывать уверенность действий и психологическую устойчивость при действиях в случае аварии на АЭС и в очаге радиоактивного заражения.
Слайд 3Актуальность темы:
Актуальность темы заключается в том, что развитие ядерной энергетики во
многих странах мира в последние годы сделало угрозу радиоактивного заражения больших территорий реальной не только в случае применения ядерного оружия, но и в случае разрушения объектов ядерно-топливного цикла, находящихся в районе ведения боевых действий, обычным оружием, при их аварии в ходе промышленной эксплуатации или стихийных бедствий, как это было в Японии. Поэтому радиационная безопасность превращается в одну из важнейших задач по обеспечению безопасности жизнедеятельности человека на Земли.
Слайд 4 Запасы и добыча основных видов минерального сырья в России
(учитель
географии )
Слайд 5Запасы и добыча основных видов минерального сырья в мире
Слайд 6Использования топлива при производстве электроэнергии
Слайд 7Радиоактивные элементы
(учитель Физики)
В периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева около 20
радиоактивных элементов, начиная с номера 90 по 103, также стронций, цезий, радий и радон. В ядерных реакторах используют в основном уран и плутоний.
Анализ мировой энергетической системы, выполненный международной командой специалистов, показал, что традиционная энергетика на органическом топливе не имеет будущего, поскольку ощутимое истощение дешевых и легкодоступных месторождений нефти, газа и угля неизбежно приводит к существенному удорожанию энергии. К тому же масштабы сжигания органического топлива уже сегодня превышают те, с последствиями которых природа может справиться. На этом фоне растет понимание необходимости дальнейшего развития ядерной энергетики
Слайд 8Мировыми лидерами в производстве ядерной электроэнергии являются
1место - США , 2
место - Франция, 3 место - Япония,
4 место - Россия, 5 место - Корея и 6 место - Германия.
В мире действует 441 энергетический ядерный реактор общей мощностью 374,692 ГВт, российская компания «ТВЭЛ» поставляет топливо для 76 из них
(17% мирового рынка)
Атомные реакторы в России:
10 АЭС - действующих, 3 АЭС – строится, 6 АЭС планируется построить в ближайшие годы
Слайд 9Я́дерное то́пливо
Вещество, которое используется в ядерных реакторах для осуществления цепной
ядерной реакции деления. Ядерное топливо принципиально отличается от других видов топлива, используемых человечеством, оно чрезвычайно высокоэффективно, но и весьма опасно для человека и может стать причиной очень серьёзных аварий, что накладывает множество ограничений на его использование из соображений безопасности. По этой и многим другим причинам ядерное топливо гораздо сложнее в применении, чем любой вид органического топлива, и требует множества специальных технических и организационных мер при его использовании, а также высокую квалификацию имеющего с ним дело персонала
Слайд 10Обобщения учителя географии
Из 1кг ядерного топлива выделяется столько же энергии,
сколько образуется при сжигании 3000 т каменного угля. Для работы ядерного реактора в течение нескольких лет достаточно 20-30т ядерного топлива. Поэтому АЭС строят в районах, где нет энергетических ресурсов.
Имеющиеся в России запасы добытого урана обладают электропотенциалом в 15 трлн. КВт.ч. Электропотенциал оружейного ядерного материала – 14 трлн. КВт.ч Это столько, сколько смогут выработать все наши электростанции за 35 лет.
Эти запасы смогут сэкономить 7 трлн. Куб. м газа, которых хватило бы для экспорта в нынешнем объеме в Западную Европу в течение 110 лет!
Слайд 13Практическая работа №1
(учитель географии)
Используя географический атлас 9 класса (страница 14, карта
«Электроэнергетика»)решите задачу:
1 вариант- определите расстояние от Балаковской АЭС до Казани. Через сколько часов радиоактивное облако дойдет до Казани при аварии Балаковской АЭС при скорости ветра 50 км/ч, какое должно быть направление ветра для заражения территории Татарстана?
2 вариант- через сколько часов радиоактивное облако дойдет до Казани при аварии Нововоронежской АЭС при скорости ветра 75 км/ч, какое должно быть направление ветра для заражения территории Татарстана?
Слайд 14Ответы практической работы №1
1 вариант- расстояние от Балаковской АЭС до Казани
= 500 км, радиоактивное облако дойдет до Казани при аварии Балаковской АЭС при скорости ветра 50 км/ч- через 10 часов, направление ветра для заражения территории Татарстана должно быть южной.
2 вариант- расстояние от Нововоронежской АЭС до Казани = 850 км, радиоактивное облако дойдет до Казани при аварии Нововоронежской АЭС при скорости ветра 75 км/ч- через 11 часов, направление ветра для заражения территории Татарстана должно быть юго-западной.
Слайд 15Решите задачу:
(преподаватель ОБЖ)
Гамма излучения ослабляются в два раза, проходя через
слои толщиной: дерево, кирпич – 30 см, грунт – 14 см, бетон – 10 см, сталь – 2,8 см.
1 вариант- толщина стен нашей школы 60 см. если во дворе школы доза радиоактивного излучения 200 рентген, то какова ее величина в классе.
2 вариант- подвал вашего дома находится на глубине 2,8 метра, находясь в этом помещении во сколько раз вы получите меньше заражения чем на улице?
Слайд 16Ответы задачи
1 вариант- при толщине кирпичных стен 60 см. ослабление радиации
в 4 раза. Если во дворе школы доза радиоактивного излучения 200 рентген, то в классе ее величина 50 рентген.
2 вариант- при глубине подвала 2,8 метра, грунт ослабляет радиацию в 20 раз. Находясь в этом помещении в 20 раз меньше заражения чем на улице. (10 рентген)
Слайд 17Радиоактивное облучение населения
(преподаватель-организатор ОБЖ)
Слайд 18Радиационная безопасность населения
При рентгеноскопии желудка, рентгенографии зубов пациент получает дозу 30
мбэр, при флюорографии – 370 мбэр. Часы со светящимся циферблатом дают годовую дозу, в 4 раза превышающую ту, что получают при незначительных утечках на АЭС. На расстоянии 1 метра от циферблата излучение 10000 раз слабее, чем на расстоянии 1 см.
Гамма-лучи вызывают ионизацию вещества клеток организма. Клетки нагреваются, преждевременно делятся и, разрушаясь, погибают. Разрушение быстро делящихся клеток (клеток злокачественной опухли) полезно для человека.
Нормы радиационной безопасности ( НРБ-99) :
1. индивидуальная годовая эффективная доза не более 10 мкЗв;
2. индивидуальную годовую эквивалентную дозу в коже не более 50 мЗв и в хрусталике глаза не более 15 мЗв
Слайд 19Практическая работа №3
Просмотр телепередач по цветному телевизору не безвреден, особенно
если сидеть близко к телевизору. Любители телепередач, которые смотрят их по три часа в день, ежедневно получают 0,5 мбэр.
1-вариант: вычислите, какую дозу облучения в течении года получают при просмотре телепередач ежедневно по 3 часа.
2-вариант: вычислите, какую дозу облучения в течении года получают при просмотре телепередач ежедневно по 6 часов.
Слайд 20Ответы практической работы №2
1-вариант: при просмотре телепередач по цветному телевизору по
3 часа в день, ежегодная доза облучения = 182,5 мбэр.
2-вариант: при просмотре телепередач по цветному телевизору по 6 часов в день, ежегодная доза облучения = 365 мбэр.
Слайд 25Баллистическая ракета с ядерной боеголовкой
Слайд 262083 ядерных испытаний по странам
СССР: 715 испытаний, в основном на Семипалатинском
полигоне и на Новой Земле, а также несколько в различных местах России и Казахстана.
США: 1 054 испытаний, в основном на полигоне в штате Невада и на Маршалловых островах, ещё 10 испытаний проводились в разных местах на территории США, в том числе на Аляске, в Колорадо, Миссисипи и Нью-Мексико.
Франция: 210 испытаний, в основном в Алжире и во Французской Полинезии.
Великобритания: 45 испытаний (21 в Австралии, включая 9 в Южной Австралии , остальные в США при проведении совместных испытаний).
КНР: 45 испытаний (23 наземных и 22 подземных, на базе Лоб-Нор в Малане).
Индия: от 5 до 6 подземных испытаний (Pokhran).
Пакистан: от 3 до 6 испытаний (Chagai Hills).
КНДР: 2 заявленных взрыва (Hwadae-ri).
Слайд 27В августе 1945 г. на японские города американцами были сброшены первые
атомные бомбы «Малыш» (6 августа, Хиросима) и «Толстяк» (9 августа, Нагасаки)
(преподаватель-организатор ОБЖ)
Слайд 28Потери и разрушения
Количество погибших от непосредственного воздействия взрыва составило от 70
до 80 тысяч человек. К концу 1945 года, в связи с действием радиоактивного заражения общее количество погибших составило от 90 до 166 тысяч человек. По истечении 5 лет, общее количество погибших, с учётом умерших от рака и других долгосрочных воздействий взрыва, превысил 200 000 человек.
Количество умерших на август 2009 года составляет более 413 тысяч (263 945 в Хиросиме и 149 226 в Нагасаки.)
Слайд 29Взрыв 4-го энергоблока Чернобыльской АЭС
Слайд 30Авария на Чернобыльской АЭС
При аварии ЧАЭС 26 апреля 1986 года выброс
радиоактивных отходов составил 63 кг. Для сравнения: при взрыве атомные бомбы «Малыш» в Хиросиме образовалось 740 гр. Радиоактивных отходов. Следовательно, авария на ЧАЭС равносильна 85 атомным бомбам мощностью по 20 кт. В ходе ликвидации последствий этой аварии была проведена дезактивация 600 населенных пунктов, эвакуировано 115 тысяч человек, 650 тысяч ликвидаторов получили различные дозы облучения.
В целом радиоактивному заражению подверглись 19 субъектов РФ с населением более 30 млн.человек, а также территории 10 государств Европы.
* Людские потери. В первые же месяцы после катастрофы погиб 31 человек, 134 человека перенесли лучевую болезнь, радиационное облучение различной степени получили более 3 млн. жителей Украины. Загрязнено радиацией приблизительно 5 млн. гектаров украинской земли.
* Материальные потери. На преодоление последствий аварии на Чернобыльской АЭС официальный Киев уже потратил более 12 млрд. долларов США. По подсчетам специалистов, общая сумма экономических потерь Украины от самой катастрофы и ее последствий может составить 179 млрд. долларов.
Слайд 3126 апреля - Международный день памяти жертв радиационных аварий и катастроф
26
апреля - Международный день памяти жертв радиационных аварий и катастроф; провозглашен Генеральной Ассамблеей ООН в декабре 2003 года (с инициативой принятия соответствующей резолюции выступили страны-члены Содружества Независимых Государств).
26 апреля 2011 года исполнилось 25 лет со дня аварии на Чернобыльской атомной электростанции.
Эта авария заставила человечество по-новому относиться к атомной энергетике и безопасной эксплуатации атомных электростанций. .
В Украине насчитывается 2 миллиона 600 тысяч пострадавших от Чернобыльской катастрофы, 255 тысяч ликвидаторов, 106 тысяч инвалидов.
На объекте "Укрытие" в настоящее время остаются около 200 тонн ядерного топлива, смешанного с другими материалами в разных формах.
Сегодня, спустя 25 лет, мы говорим об уроках Чернобыльской катастрофы.
Во-первых, последствия аварии глобальны и ужасны. Глобальны, потому что радиоактивные вещества из взорвавшегося реактора были разнесены по всей планете. Ужасны, потому что огромное количество людей подверглось облучению.
Во-вторых, нельзя полагаться на технику, какой бы надежной она не казалась
В-третьих, к сожалению, многие долгоживущие радиоактивные элементы, выброшенные 25 лет назад из взорвавшегося реактора, до сих пор находятся в окружающей среде, переносятся потоками воздуха и воды и представляют опасность для здоровья жителей Земли.
Поэтому люди должны помнить о Чернобыле ради будущего, знать об опасности радиации и делать все, чтобы подобные катастрофы никогда больше не повторялись.
Слайд 32Ядерный взрыв на АЭС Фукусима в Японии
Слайд 33Авария на АЭС Фукусима-1
Крупная радиационная авария, произошедшая 11 марта 2011 года
в результате сильнейшего землетрясения в Японии и последовавшего за ним цунами.
По состоянию на 23 марта эвакуировано более 320 000 человек, однако это число включает и людей, эвакуированных из-за цунами.
Последствия: радиоактивных веществ, были отмечены по всему земному шару: в Западной Европе (Германия, Исландия, Франция), США , Южной Корее и России , в Приморском крае, в Камчатском крае. Многие страны, в том числе Россия, запретили ввоз в страну продуктов из нескольких префектур Японии.
Японское правительство обязало владельца АЭС выплатить компенсацию вынужденным переселенцам, численность которых составляет примерно 80 000 человек. По прогнозам общая сумма компенсационных выплат может превысить 130 млрд долларов, компания потеряла 32 млрд долларов
Слайд 34При сообщении о радиационной опасности населению рекомендуется незамедлительно выполнить следующие мероприятия:
Слайд 35
1.Укрыться в жилых домах или служебных помещениях.
Слайд 362.Принять меры защиты от проникновения в квартиру (дом) радиоактивных веществ с
воздухом.
Слайд 373.Создать запас питьевой воды в закрытые емкости и продуктов питания на
3 суток.
Слайд 384.Йодная профилактика
В целях защиты обязательно следует проводить йодную профилактику:
1. Йодистый калий-1 таблетка 1 раз в сутки.
2. 2.5% настойка йода (3-5 капель на 200мл. воды) 3 раза в сутки.
Йодная профилактика начинается при угрозе загрязнения воздуха и территории радиоизотопами йода в результате аварии ядерных реакторов, а также утечки или выбросов промышленными предприятиями в атмосферу продуктов, содержащих радиоизотопы йода.
О необходимости начала йодной профилактики сообщается населению через средства массовой информации организациями ГО и ЧС
Слайд 395.Начать готовиться к возможной эвакуации.
Слайд 406.Постараться соблюдать правила радиационной безопасности и личной гигиены.
Слайд 417. Использовать для защиты:противогаз ГП-7в,
Слайд 448. Выход из зоны заражения и проведения частичной и полной санитарной
обработки людей, дезактивация одежды, обуви, имущества с обязательной проверкой приборами на наличие радиоактивных веществ.
Слайд 45Диспут
(учитель географии)
Вопрос классу: Почему нужно развивать атомную энергетику в России?
И нужно ли?
Класс делится на две группы: первый ряд доказывает, аргументируя свои доводы, что нужно развивать атомную энергетику в России,
а второй ряд , что это опасно и не выгодно России.
Слайд 46Домашнее задание:
Домашнее задание.
1.Узнать, какие народные средства очищения организма применяются в условиях
радиоактивного заражения.
2.Как повлияла на энергетическую стратегию в мире чернобыльская трагедия и авария на Фукусима-1?
3.Определите наиболее оптимальные, с вашей точки зрения, территории и акватории планеты для сооружения АЭС.
4.Какие «Радиационно опасные объекты» имеются на территории вашего района и Республики Татарстан.