Слайд 1«Отношение государства к учителю — это государственная политика, которая свидетельствует либо
о силе государства, либо о его слабости. Войны выигрывают не генералы, войны выигрывают школьные учителя и приходские священники»
Отто фон Бисмарк
(1815-1898, германский государственный деятель)
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства
Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Статья 2
Статья 55. Ч. 2
Слайд 4
Экстремизм – явление мегаполисов
и культурных центров
Экстремизм связан с
распространением информации
Слайд 5«Идеология экстремизма
(экстремистская идеология)»
«Проявления экстремизма
(экстремистские проявления)»
«Субъекты противодействия экстремизму»
«Противодействие экстремизму»
«Радикализм»
Стратегия противодействия
экстремизму
в Российской Федерации до 2025 года
(утверждена Президентом РФ 28.11.2014 № Пр-2753)
Слайд 6«Идеология экстремизма (экстремистская идеология)» - система взглядов и идей, представляющих насильственные
и иные противоправные действия как основное средство разрешения социальных, расовых, национальных, религиозных и политических конфликтов
«Проявления экстремизма (экстремистские проявления)» - общественно опасные и противоправные деяния, совершаемые по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды, а также деяния, способствующие возникновению или обострению межнациональных, межконфессиональных и региональных конфликтов
Слайд 7ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЭКСТРЕМИЗМУ
ПРОФИЛАКТИКА (ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ)
ЭКСТРЕМИЗМА
БОРЬБА
С ЭКСТРЕМИЗМОМ
Слайд 8Националистический экстремизм – теория и практика насилия
по мотивам национальной или
расовой ненависти и вражды, возбуждение ненависти и вражды по отношению к лицам иной национальности или расы
Социальный экстремизм – теория и практика насилия по мотивам социальной ненависти и вражды, их возбуждение по отношению к лицам, принадлежащим к иным социальным группам
Политический экстремизм – теория и практика насильственного, незаконного взятия и удержания власти, деяния и призывы к деяниям, направленным на насильственное изменение законно установленного порядка, незаконное взятие или удержание власти, возбуждение ненависти и вражды
к представителям политических и идеологических групп
Религиозный экстремизм – теория и практика насилия насильственного насаждения религиозной веры среди неверующих либо представителей других религий, нарушение права на свободу совести и вероисповедания
Субкультурный экстремизм – теория и практика насилия, возбуждения ненависти и вражды между представителями разнообразных субкультур, являющихся носителями противоположных ценностей, типов, моделей поведения и мировосприятия, экстремистская активность по отношению к традиционной культуре, распространенной в обществе
Слайд 9– это культура молодежного сообщества, которую отличают особый язык, стиль жизни,
черты поведения, групповые нормы, ценности, средства самовыражения, направленные против общепринятых культурных, нравственных и правовых норм
Молодежная субкультура экстремистской направленности
Слайд 10Виды объединений экстремистской направленности
Националистический экстремизм
Этнонационалистической и сепаратистской направленности
Неонацистской направленности (скинхеды,
«кавказские скинхеды»)
Социальный экстремизм
Криминальной направленности («АУЕ», «Колумбайнеры»)
Идеологической направленности (Yeltsin Death Brigades-YDB, «антифа»)
Политический экстремизм
Псевдолиберальной направленности
Левоэкстремистской направленности («Другая Россия-НБП», АКМ)
Религиозный экстремизм
Исламистской направленности
Неоязыческой и оккультно-сатанистской направленности
Тоталитарные секты и деструктивные культы
Слайд 12АУЕ (А. У. Е), «Арестантский уклад един» («Арестантское уркаганское единство») –
молодёжное субкультурное сообщество, пропагандирующее среди несовершеннолетних воровские понятия российской криминальной среды и тюремные понятия, требующее соблюдение «воровского кодекса» со сбором денег на «общак», взамен обещая поддержку
и защиту в настоящем и будущем
Слайд 14Yeltsin Death Brigades, YDB ( «Бригады смертников Ельцина») – молодёжное субкультурное
сообщество поклонников первого президента России Ельцина. В нем они видят трансцендентную сущность, победившую «красную чуму». Они зовут Бориса Николаевича «наш ледовласый вождь» и ждут его второго пришествия, «когда взойдет Черное Солнце». Твердо уверены, что Ельцин был скином. Готовы повторять его «подвиги»: веселиться и защищать идеалы демократии и свободного рынка
Слайд 16«Колумбайнеры» – молодёжное субкультурное сообщество, интересующихся массовым убийством в американской школе «Колумбайн» и
другими подобными нападениями, являющийся поклонником тех, кто совершил эти преступления
Массовое убийство в школе «Колумбайн» — заранее подготовленное нападение двух учеников старших классов Эрика Харриса и Дилана Клиболда на остальных учеников и персонал в своей школе с применением стрелкового оружия и самодельных взрывных устройств, произошедшее 20 апреля 1999 года в школе «Колумбайн», штат Колорадо, США. Нападавшие ранили 37 человек, из них 13 — смертельно. После этого нападавшие застрелились сами
Эрик Харрис
Дилан Клиболд
Слайд 18Лев Биджаков
Александр Буслидзе
15 января 2018 года в школе
№ 127 Мотовилихинского
района Перми произошло нападение с применением ножей, в результате которого резаные раны получили
9 несовершеннолетних
и один учитель
Слайд 19
Соколовский признан виновным в нарушении ст. 148 УК РФ «Нарушение права
на свободу совести и вероисповеданий». В его действиях также обнаружены признаки возбуждения национальной розни
(ст. 282 УК РФ). В своих видеороликах он неоднократно называл группы верующих христиан
и мусульман оскорбительными словами, использовал нецензурную лексику в их адрес, неоднократно оскорбительно отзывался о различных группах граждан: инвалидах, тяжелобольных людях, пациентах хосписов, детях с синдромом Дауна, женщинах и других социальных группах.
«Дело Руслана Соколовского»
Примеры высказываний Соколовского:
«Там [в хосписах] лежат неизлечимо больные,
они все равно сдохнут. На… им деньги давать?»
«Дауны тем более не должны размножаться и распространять свои отвратительные гены»
«[Женщина] – инкубатор, она слабый пол,
и с этим нужно просто смириться, и принять себя такой, какая ты есть»
«Вот овощ, а вот еще один овощ» (на экране –
фото помидора и ребенка с синдромом Дауна)
Слайд 20Национализм
Авторитаризм
Ксенофобия
Фанатизм
Социально-психологические установки экстремизма
Знание-эмоция-действие
Слайд 21
Особенности экстремизма в подростковой
и молодежной среде
Формируется преимущественно в маргинальной
среде и подпитывается неопределенностью положения молодого человека и его неустановившимися взглядами на происходящее
Возникает в системах и ситуациях, характерных отсутствием действующих нормативов, установок, ориентирующих на законопослушность, консенсус с государственными институтами.
Проявляется чаще в тех обществах и группах, где присутствует низкий уровень самоуважения или же условия способствуют игнорированию прав личности.
Характерен для общностей не столько с так называемым «низким уровнем культуры», сколько с культурой разорванной, деформированной, не являющей собой целостности
Соответствует обществам и группам, принявшим идеологию насилия и проповедующим нравственную неразборчивость, особенно в средствах достижения целей
Слайд 22Практические рекомендации по противодействию националистическому экстремизму:
Постоянный мониторинг настроений, высказываний, внешнего вида
в среде учащейся и студенческой молодежи
Взаимодействие руководителей и преподавателей с сотрудниками подразделений по противодействию экстремизму
Лишение неонацистов романтического ореола «борцов за интересы русского народа»
Проведение мероприятий, направленных на поддержание исторической памяти российского народа – победителя во Второй мировой войне, воспрепятствование попыткам дегероизации и фальсификации отечественной истории, попыткам уравнять вину СССР и Германии в развязывании войны
Слайд 23Практические рекомендации по противодействию религиозному экстремизму:
Следует объяснять, что появление экстремистов и
террористов возможно в любой религии, но любая историческая традиционная религия точно так же несет в себе потенциал толерантности
Ненависть и вражда появляется от непонимания и незнания, поэтому наиболее эффективным средством преодоления ксенофобии (боязни и ненависти перед чужим) является элементарное знакомство с религиозно-культурными традициями российского общества
При необходимости разъяснить те или иные моменты, связанные с межрелигиозными отношениями, следует обращаться к официальным представителям религиозной организации (официально зарегистрированной!), а не довольствоваться суждениями людей, далеких от этой религии
Слайд 24Учитывая юношеский максимализм, не следует недооценивать романтической привлекательности для молодого поколения
образов революционеров (Дзержинский, Че Гевара и т. п.). Необходимо последовательно объяснять, что революция – это всегда незаконное взятие власти, сопровождаемое гибелью и страданиями людей, социально-экономическими катаклизмами. что революционная борьба связана с террором – самой кровавой формой экстремизма
Следует владеть полемическими приемами и правильной аргументацией в разговорах со сторонниками экстремистских движений
Практические рекомендации по противодействию политическому экстремизму:
Слайд 25Несанкционированный митинг Навального
в Екатеринбурге 26 марта 2017 года
Несанкционированный митинг Навального
в Екатеринбурге 7 октября 2017 года
Слайд 26Статья 20.2. Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации,
шествия или пикетирования
Федеральный закон от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ
«О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях
и пикетированиях»
Закон Свердловской области от 07.12.2012 № 102-ОЗ
«Об отдельных вопросах подготовки и проведения публичных мероприятий на территории Свердловской области»
Статья 5.35. Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних
КОДЕКС ОБ АДМИНИСТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Слайд 27Цветная революция — это технология, задача которой произвести государственный переворот и создать условия для внешнего управления
политическими процессами в стране,
в условиях искусственной политической нестабильности. При этом давление
на действующую власть оказывается путем политического шантажа, а в качестве движущей силы (инструмента) используется протестное движение.
Слайд 28Схема цветной революции:
создание протестного движения -> превращение его в политическую толпу (силу) -
> направление агрессии
толпы на действующую законную власть, вынуждающую ее сдать свои полномочия и отказаться от управления страной