Слайд 1Автономное существование человека в условиях природной среды
Слайд 2Основные моменты и правила, которые помогут выжить в условиях автономного существования.
Ориентирование
на местности
Оборудование временного жилища
Добыча огня
Обеспечение водой и питанием
Слайд 3Ориентирование на местности
Ориентирование – умение определять свое местонахождение относительно сторон горизонта,
окружающих объектов и форм рельефа, нахождение нужного направления движения и умение выдерживать его в пути.
Слайд 5Ориентирование по компасу.
Чтобы проверить исправность компаса, надо поднести к его
стрелке металлический предмет, что выведет ее из устойчивого равновесия. После удаления металлического предмета стрелка должна занять исходное положение. Если она не устанавливается в исходное положение или долго не успокаивается, компас не исправлен и использовать его нельзя. В походном положении стрелка компаса должна быть заторможена.
Слайд 6Ориентирование по небесным светилам
Определить стороны горизонта можно по солнцу, по звездам,
по луне.
В ясную солнечную погоду можно определить стороны горизонта по солнцу. Около 7 ч утра оно бывает на востоке, а в 13ч - на юге, около 19 ч - на западе.
Слайд 7Способ определения сторон горизонта
по направлению тени в полдень
Самое высокое положение солнца,
соответствующее полудню, можно определить по самой короткой длине тени, а ее направление в Северном полушарии указывает на север (в Южном - на юг).
Слайд 8При наличии часов стороны горизонта можно определить, направив часовую стрелку на
солнце.
При этом положении часов прямая, делящая пополам угол между часовой стрелкой и цифрой «1» , укажет направление на юг.
Слайд 9Оборудование временного жилища
Перед тем как приступить к строительству укрытия, нужно определить
его основное назначение. Для этого надо учесть следующие факторы, которые влияют на выбор типа укрытия:
наличие дождя или других осадков;
температуру воздуха;
наличие насекомых;
наличие материалов для строительства;
продолжительность предполагаемой стоянки;
количество и физическое состояние потерпевших бедствие.
Слайд 10
В теплое время года в лесистой местности простейшими укрытиями могут служить
навесы и шалаши, сооруженные из жердей или из жердей и ткани.
Если ткани нет, то укрытие можно соорудить, используя только деревья. Лапник нужно начинать укладывать снизу, как черепицу, чтобы каждый последующий слой прикрывал нижележащий примерно до половины. В этом случае вода будет скатываться сверху, не попадая внутрь укрытия.
Слайд 11
Если вы оказались на заболоченном или сыром месте, то укрытие необходимо
приподнять над землей.
При строительстве укрытий зимой нужно очистить землю от снега, а затем прогреть ее кострами не менее 4-5 ч (при температуре не ниже -15° достаточно 2 ч). В любом случае нельзя ложиться прямо на снег. Обязательно надо сделать подстилку из лапника, хвороста.
Слайд 12Добыча огня
Место для костра
Разведение костра
Тушение костра
Слайд 14Обеспечение водой и питанием
Основными источниками пищи в условиях выживания могут послужить:
•
пищевой рацион аварийного запаса;
• дикорастущие съедобные растения, водоросли, грибы;
• пища животного происхождения.
Известны случаи, когда в пищу употребляли насекомых и их личинки, крупных неволосатых гусениц и т. д. Нередко человек, испытывающий сильный голод, отказывается от пищи из-за ее непривычности, неприятного внешнего вида или существующих предубеждений. Если необычная пища вызывает у вас тошноту и рвоту, принимать ее через силу не стоит.
Слайд 15Водообеспечение.
Потребность человека в воде при умеренных физических нагрузках составляет 1,5-2 л
в день. В идеальных условиях мы можем прожить без воды около 14 суток. Однако условия, в которые попадают спасающиеся, далеки от идеальных. Часто возникает опасность обезвоживания организма. Поэтому, когда запасы воды ограничены, суточная норма ее должна быть разделена на 4-8 порций. Пить воду нужно маленькими глотками, задерживая ее во рту.
Слайд 16
В лесной местности, а также в горах можно использовать воду из
открытых водоемов: озер, родников, ручьев, рек. При их отсутствии помогут дождь и роса. Зимой – снег или лед.
Слайд 17Домашнее задание
§ 1.2., вопросы