Презентация, доклад по ОБЖ Мониторинг и прогнозирование ЧС

Содержание

Сущность прогнозирования чрезвычайных ситуаций. Общие понятия о системе мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций. Учебные вопросы

Слайд 1Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций
Индутный Сергей Иванович
Санкт-Петербург, 2019

Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуацийИндутный Сергей ИвановичСанкт-Петербург, 2019

Слайд 2Сущность прогнозирования чрезвычайных ситуаций.
Общие понятия о системе мониторинга и прогнозирования

чрезвычайных ситуаций.

Учебные вопросы

Сущность прогнозирования чрезвычайных ситуаций. Общие понятия о системе мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций. Учебные вопросы

Слайд 3Нормативные правовые акты
Постановление Правительства РФ от 24.04.1997 № 334 «О порядке

сбора и обмена информацией в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера».
Приказ МЧС России от 04.03.2011 № 94 «Об утверждении Положения о функциональной подсистеме мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».
ГОСТ Р 42.4.02-2015 Гражданская оборона. Режимы радиационной защиты на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению.
ГОСТ Р 22.10.02-2016 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Менеджмент риска чрезвычайной ситуации. Допустимый риск чрезвычайной ситуации.
ГОСТ Р 22.2.10-2016 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Порядок обоснования и учёта мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера при разработке документов территориального планирования.
Нормативные правовые актыПостановление Правительства РФ от 24.04.1997 № 334 «О порядке сбора и обмена информацией в области

Слайд 4Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)
состоит
объединяет
функционирует
уровни
федеральный
межрегиональный
региональный
муниципальный
объектовый
органы управления
силы и

средства
федеральных органов исполнительной власти



ИОГВ субъектов РФ
органов местного самоуправления
организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от ЧС, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах

функциональные подсистемы создаются ФОИВ и уполномоченными организациями

территориальные подсистемы создаются в субъектах РФ




Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)состоитобъединяетфункционируетуровнифедеральныймежрегиональныйрегиональныймуниципальныйобъектовыйорганы управлениясилы и средствафедеральных органов исполнительной властиИОГВ субъектов РФорганов

Слайд 5Первый учебный вопрос

Сущность прогнозирования чрезвычайных ситуаций

Первый учебный вопросСущность прогнозирования чрезвычайных ситуаций

Слайд 6В основе управления риском лежит методика сравнения затрат на снижение риска

и получаемых от этого выгод.
Существуют технические, организационные, экономические и административные методы управления риском.

Риском необходимо управлять

Для расчета риска необходимы обоснованные данные о возможных опасностях.
Последовательность изучения опасностей:
Стадия I — предварительный анализ опасностей:
Шаг 1. Выявить источники опасностей.
Шаг 2. Определить части объектов, которые могут вызвать эти опасности.
Шаг 3. Исключить опасности, которые не могут стать источниками ЧС.
Стадия II — выявление последовательности опасных ситуаций, построение зависимости (дерева) событий и опасностей.
Стадия III — анализ последствий ЧС.

В основе управления риском лежит методика сравнения затрат на снижение риска и получаемых от этого выгод. Существуют

Слайд 7Основные положения
Органы исполнительной власти субъекта РФ должны ежегодно оценивать фактический индивидуальный

и социальный риски ЧС для субъекта и осуществлять мероприятия по снижению риска ЧС в субъекте при превышении допустимого индивидуального и/или социального риска ЧС.
4.6 Органы местного самоуправления должны ориентироваться на установленный допустимый риск ЧС и при необходимости осуществлять мероприятия по снижению риска чрезвычайных ситуаций.
4.7 Проектные организации и организации, эксплуатирующие потенциально опасные и критически важные объекты, должны осуществлять менеджмент риска ЧС на всех стадиях жизненного цикла объекта.

ГОСТ Р 22.10.02-2016 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Менеджмент риска чрезвычайной ситуации. Допустимый риск чрезвычайных ситуаций

Объект


Условия?

Да

Нет


РИСКИ

Условия?

Основные положенияОрганы исполнительной власти субъекта РФ должны ежегодно оценивать фактический индивидуальный и социальный риски ЧС для субъекта

Слайд 8Прогнозирование осуществляется по следующим видам опасностей:
взрывная опасность;
сейсмическая опасность;
пожарная опасность;
химическая опасность;
радиационная опасность;
гидрометеорологическая

опасность;
биологическая опасность.
Прогнозирование осуществляется по следующим видам опасностей:взрывная опасность;сейсмическая опасность;пожарная опасность;химическая опасность;радиационная опасность;гидрометеорологическая опасность;биологическая опасность.

Слайд 9
Сущность прогнозирования ЧС
Гражданская защита. Энциклопедия, т.3. 2015
Прогнозирование – это исследовательский и

расчетно-аналитический процесс, целью которого является получение вероятностных данных о будущем состоянии и характере развития прогнозируемого явления, состоянии и определяющих параметров функционирования той или иной системы, или объекта.
Прогнозирование носит вероятностный характер, так как прогнозирует событие, которое еще не произошло.
Сущность прогнозирования ЧСГражданская защита. Энциклопедия, т.3. 2015Прогнозирование – это исследовательский и расчетно-аналитический процесс, целью которого является получение

Слайд 10
Этапы прогнозирования
1) прогнозирование возникновения ЧС:
заблаговременное выявление и оценка обстановки по прогнозу.

Полученные результаты необходимы для планирования мероприятий по защите населения и территорий от ЧС.

2) прогнозирование сценариев развития и последствий Ч С:
прогнозирование обстановки после возникновения ЧС. Полученные результаты необходимы для принятия решений по защите населения и территорий от ЧС.
Этапы прогнозирования1) прогнозирование возникновения ЧС:заблаговременное выявление и оценка обстановки по прогнозу. Полученные результаты необходимы для планирования мероприятий

Слайд 11Этапы прогнозирования:
1) Прогнозирование возникновения ЧС
Методы прогнозирования подразделяются на группы:
эвристические (строятся на

основе методических рекомендаций, мнений специалистов и экспертов);
статистические (строятся на основе обработки статистических данных о ЧС);
математическое моделирование (на основе статистических данных с применением расчётных моделей).
Этапы прогнозирования:1) Прогнозирование возникновения ЧСМетоды прогнозирования подразделяются на группы:эвристические (строятся на основе методических рекомендаций, мнений специалистов и

Слайд 12Учитывая риск-ориентированный подход к решению задач защиты населения и территорий от

ЧС природного и техногенного характера, прогноз вероятности возникновения ЧС и её развития составляют уполномоченные на то организации:
- на потенциально опасных объектах (химически, радиационно (ядерно), биологически, пожароопасные и взрывопожароопасные объекты; организации, эксплуатирующие гидротехнические сооружения) – на этапах проектирования, эксплуатации и вывода из эксплуатации объектов – проектными организациями и организациями, имеющими на таковую деятельность соответствующую лицензию, в отношении ЧС техногенного характера;
- региональные управления Росгидромета во взаимодействии с территориальными органами МЧС России – в отношении ЧС природного характера;
- управление Роспотребнадзора во взаимодействии с территориальными органами МЧС России и ИОГВ субъекта РФ по вопросам здравоохранения – в отношении ЧС биолого-социального характера.
Учитывая риск-ориентированный подход к решению задач защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, прогноз

Слайд 13
Этапы прогнозирования:
2) Прогнозирование последствий ЧС
Цель – определение возможного ущер­ба от ЧС

и выработка мер по защите населения и территорий.

с помощью автоматизированных систем, программных комплексов, по специаль­ным таблицам и справочникам. В итоге получают обобщённые характеристики последствий для определённой территории (района)

заблаговременно – при планировании мероприятий по защите населения и территорий от ЧС, а также при угрозе ЧС

оперативное прогнозирование — по факту происшедшей ЧС

на основе фактических данных о характеристиках источника ЧС и поражающих факторах, действующих в зоне ЧС

Этапы прогнозирования:2) Прогнозирование последствий ЧСЦель – определение возможного ущер­ба от ЧС и выработка мер по защите населения

Слайд 14ГОСТ Р 42.4.02-2015 Гражданская оборона. Режимы радиационной защиты на территории, подвергшейся

радиоактивному загрязнению

Заблаговременное прогнозирование ЧС: Получение качественной и количественной информации о возможной (вероятной) ЧС, в том числе о времени и месте ее возникновения, характере и степени связанных с ней опасностей, возможных социально-экономических последствиях, проводимое в интересах предупреждения ЧС и планирования мероприятий по её локализации и ликвидации.
Оперативное прогнозирование ЧС: Получение качественной и количественной информации о сложившейся ЧС, в том числе о характере и степени связанных с ней опасностей, возможных социально-экономических последствиях, базирующееся на имеющихся данных о ЧС и проводимое в целях повышения эффективности принятия управленческих решений по её локализации и ликвидации.

ГОСТ Р 42.4.02-2015 Гражданская оборона. Режимы радиационной защиты на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнениюЗаблаговременное прогнозирование ЧС: Получение качественной и

Слайд 15Заблаговременное прогнозирование (с применением ЭВМ – проводится ОПО, территориальным органом МЧС

России)

Исходные данные
возможные поражающие факторы;
характеристика застройки на исследуемых территориях;
разбивка исследуемых территорий на районы (площадки);
условия размещения населения (работников);
характеристика грунта;
показатели потенциально опасных объектов;
климатические и погодные условия

Формирование моделей воздействия

Формирование
моделей сопротивления воздействия
моделей разрушения зданий и сооружений
моделей поражения людей

Прогноз последствий первичного воздействия

Прогнозирование инженерной, пожарной, РХ, мед. обстановки

Прогноз воздействий вторичного воздействия

Заблаговременное прогнозирование (с применением ЭВМ – проводится ОПО, территориальным органом МЧС России)Исходные данныевозможные поражающие факторы;характеристика застройки на

Слайд 16Оперативное прогнозирование (с применением ЭВМ или по упрощённой методике – проводится

ОУ РСЧС (КЧС и ОПБ) муниципальных образований, ОПО, организаций, оказавшихся в зоне ЧС)

Оперативное прогнозирование основывается на данных оценки фактической обстановки и проводится с целью уточнения данных заблаговременного прогнозирования для принятия (уточнения) решений по защите населения и ликвидации по­следствий ЧС.
Источниками получения данной информации яв­ляются:
доклады и донесения из зон ЧС;
результаты разведки в районах угрозы возникновения ЧС;
данные мониторинга.
Доклады с мест, т. е. непосредственно с объекта или из района действия источника ЧС, являются наиболее оперативным средством полу­чения фактической информации, но это не всегда возможно по условиям возникшей обстановки. Поэтому наиболее эффективным способом оценки фактической обстановки после возникновения ЧС является разведка.
Выбор способа разведки зависит от условий обстановки и характера решаемых задач.

Оперативное прогнозирование (с применением ЭВМ или по упрощённой методике – проводится ОУ РСЧС (КЧС и ОПБ) муниципальных

Слайд 17
Общая разведка – комплекс мероприятий, проводимый органами управления и силами ГО

и РСЧС в целях:
обобщения, изучению данных о состоянии окружающей среды и обстановки в зонах ЧС, а также на участках и объектах проведения АСДНР;
определения количества пострадавших, степени и характера разрушений;
определения возможных направлений распространения поражающих факторов источника ЧС.

Для ведения разведки привлекаются:
системы наблюдения и лабораторного контроля;
разведывательные формирования МЧС России;
НАСФ и другие силы, привлекаемые к ликвидации ЧС.

Разведка

Общая разведка – комплекс мероприятий, проводимый органами управления и силами ГО и РСЧС в целях:обобщения, изучению данных

Слайд 18Второй учебный вопрос
Общие понятия о системе мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуациях

Второй учебный вопросОбщие понятия о системе мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуациях

Слайд 19Для своевременного прогнозирования ЧС необходима государственная система мониторинга за предвестниками ЧС

природного и техногенного характера – изменениями в магнитном, электрическом и гравитационном полях Земли, в природной среде, в технологических процессах на ПОО.

Мониторинг (от лат. monitor — надзирающий) опасных процессов и явлений — это регулярные (постоянные) наблюдения, контроль и сбор информации об опас­ных процессах и явлениях, а также факторах, обусловливающих их формирование и развитие.

Данные мониторинга и полученная в результате системная информация об опасных процессах и явлениях служат основой для прогнозирования ЧС и наблюдения за их изменением после возникновения.

Для своевременного прогнозирования ЧС необходима государственная система мониторинга за предвестниками ЧС природного и техногенного характера – изменениями

Слайд 20Постановление Правительства РФ от 24.03.1997 № 334 «О Порядке сбора

и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера»

МЧС России:
координирует работу по сбору и обмену информацией;
осуществляет сбор и обработку информации, представляемой ФОИВ, ОИВ субъектов РФ, государственными корпорациями;
представляет в Правительство РФ информацию о ЧС федерального, межрегионального и регионального характера и принимаемых мерах по их ликвидации;
устанавливает критерии информации о ЧС по согласованию с заинтересованными ФОИВ, государственных корпораций;
ведёт учёт ЧС.

Постановление Правительства РФ от 24.03.1997 № 334   «О Порядке сбора и обмена в Российской Федерации

Слайд 21Приказ МЧС России от 04.03.2011 № 94 «Об утверждении
Положения о функциональной

подсистеме мониторинга, лабораторного
контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций РСЧС»

Основные задачи функциональной подсистемы СМП ЧС
организация и проведение работ по заблаговременному выявлению и прогнозированию ЧС природного, техногенного характера и их источников с учетом риска их возникновения;
определение возможного характера ЧС и масштаба их развития;
выработка рекомендаций по управлению рисками ЧС, по их предупреждению, локализации, ликвидации и смягчению негативных последствий.

Одними из основных функций ФП СМП ЧС являются:

выработка рекомендаций по управлению рисками ЧС и оценки эффективности реализации комплекса мер, направленных на предупреждение ЧС и снижение негативных последствий при их возникновении;
разработка типовых сценариев возникновения и развития ЧС и оценка риска их возникновения;
информационное обеспечение ОУ РСЧС прогнозными данными и рекомендациями в области предупреждения и ликвидации ЧС;
методическое руководство и оперативный контроль за ходом работ по прогнозированию и мониторингу ЧС и снижению их негативных последствий.

Приказ МЧС России от 04.03.2011 № 94 «Об утверждении Положения о функциональной подсистеме мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования

Слайд 22Приказ МЧС России от 04.03.2011 № 94 «Об утверждении
Положения о функциональной

подсистеме мониторинга, лабораторного
контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций РСЧС»

Функциональная подсистема РСЧС

Система мониторинга и прогнозирования ЧС

*Организации, уполномоченные на проведение работ в области МП ЧС на соответствующей территории

Приказ МЧС России от 04.03.2011 № 94 «Об утверждении Положения о функциональной подсистеме мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования

Слайд 23
Выявление обстановки включает сбор и обработку исходных данных о ЧС, определение

(прогнозирование) размеров зон ЧС и нанесение их на карту (план).
Оценка обстановки включает анализ полученных результатов и выбор наиболее целесообразных вариантов действий:
решение основных задач по выбору оптимальных действий сил ликвидации ЧС,
работы объектов экономики и жизнедеятельности населения.
Основными методами оценки обстановки являются
прогнозирование (во всех режимах функционирования РСЧС);
разведка, т. е. сбор данных о воздействии поражающих факторов методом визуального или инструментального наблюдения (в режиме ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ).

Выявление и оценка обстановки

Выявление обстановки включает сбор и обработку исходных данных о ЧС, определение (прогнозирование) размеров зон ЧС и нанесение

Слайд 24Планы действий по предупреждению и ликвидации ЧС
Разработка документов территориального планирования в

субъектах РФ




Исходные данные
для обоснования и учёта мероприятий защиты от ЧС
о природных и климатических условиях, производственных и социальных объектах;
о ПОО;
о потенциальной опасности ЧС и зонах возможных опасностей.



Организация мероприятий защиты от ЧС природного и техногенного характера на основе прогнозирования

СМП ЧС

МЧС России
(ГУ МЧС России по СРФ)

Мероприятия по защите от ЧС
(схемы и планы)

ЧС природного и техногенного характера, границы зон возможной опасности, способы защиты и мероприятия жизнеобеспечения населения


МЧС России
организационно-методическое руководство планированием мероприятий защиты от ЧС

Формирование моделей противодействия прогнозируемым ЧС
Определение необходимых ОУ, сил и средств, их состава и количества

на территории СРФ (ИОГВ)

на территории муниципального образования (ОМСУ)

в организациях, в полномочия которых входит решение вопросов по защите от ЧС


Планы действий по предупреждению и ликвидации ЧСРазработка документов территориального планирования в субъектах РФИсходные данные для обоснования и

Слайд 25Заключение
Система защиты населения и территорий от ЧС должна быть адекватной современным

угрозам, опасностям и рискам.
Необходимо переходить от оперативного реагирования на угрозу к управлению рисками, профилактике и предупреждению, как самой ЧС природного или техногенного характера, так и крупных террористических актов.
ЗаключениеСистема защиты населения и территорий от ЧС должна быть адекватной современным угрозам, опасностям и рискам.Необходимо переходить от

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть