Слайд 1Использование методик развивающего
обучения
на уроках ОБЖ
(из опыта работы учителя ОБЖ
Зуйкова В.Н.)
Слайд 2Информационная карта
1. Место работы – МКОУ Голубинская средняя общеобразовательная школа с.
Голубинка Бахчисарайского района Крым»
2. Должность – преподаватель организатор ОБЖ
3. Образование – высшее
4. Стаж работы – 35 лет (5 года пед. стаж)
5. Квалификационная категория – первая
6. Правительственные награды – Медали « За боевые заслуги» «За Мужество» «За заслуги» 3-х степеней 36 медалей
7. Отраслевые награды –Благодарность департамента образования
г. Севастополя 2015г.
8. Почетные грамоты: -Президента СССР
-Верховного совета Крыма.
-Совета министров Крыма.
9. Поощрения – благодарность департамента образования г Севастополя
Слайд 3Профессиональная подготовка
Курсовая подготовка
1. 27 марта
– 8 апреля 2014г. Квалификационные курсы.
Тема «Методическое сопровождение образовательной программы ОБЖ», 32 часа.
2. 7 октября – 19 октября 2014г.
Тема «Инновационные процессы в образовательной области ОБЖ», 48 часа.
3. 6 ноября – 24 ноября 2014г. Квалификационные курсы по программе
«Курс ОБЖ в современной школе: приоритеты здоровья и безопасности учащихся», 36 часов.
4. с15 января по 26 апреля вебинары Роль педагога в проблемном обучении по предмету ОБЖ 21 час.
5 Курсы по Т.Б. 40 часов в 2014 г. + 40 часов в 2015 г.
Аттестация
Самообразование
1. Тема «Организация самостоятельной познавательной деятельности учащихся как метод развивающего обучения».
Срок реализации – 2014/06– 2015/07 уч. годы.
Тема «От правильного выбора методов обучения к качеству знаний учащихся по ОБЖ».
Срок реализации – 2016/08 – 2016/09 уч. годы.
3. Тема «Формы организации уроков ОБЖ в свете требований к инновационной педагогической работе»
Срок реализации – 2016/10 – 2017/11 уч. годы.
Слайд 4Профессиональная активность
Школьный уровень
1) Выступление на педсовете, январь-март 2016
г. Тема «Проблемные методы обучения к качеству знаний учащихся по ОБЖ».
2) Выступление на школьной научно-практической конференции - «Портфолио преподавателя ОБЖ», март 2017г.
Муниципальный уровень
1) Презентация «Организация самостоятельной познавательной деятельности учащихся на уроках ОБЖ как метод развивающего обучения».. Апрель 2016г.
4) Открытые уроки:
*апрель 2016г. – Алкоголь и его социальные последствия ( преподаватели ОБЖ ),8 класс;
*февраль 2017г. – Инфекционные болезни и их профилактика (преподаватели ОБЖ ), 10 класс;
*апрель 2018г. – Биоритмы и суточный режим школьника (преподаватели ОБЖ ), 10 класс;
*февраль 2019г. – Оказание первой медицинской помощи при несчастных случаях (),8 класс.
Слайд 5Профессиональная активность
настоящее время обострило противоречие между необходимостью формирования
мотивации к обучению основам безопасности жизнедеятельности у учащихся и недостаточной разработанностью эффективных форм и методов, повышающих интерес к получению жизненно необходимых знаний по этому предмету. Для психики детского и подросткового возраста характерно отсутствие четкой направленности мотивов деятельности.
Проблемные методы обучения
Слайд 6Успех обучения, определяется тремя глобальными факторами:
Однако известно, что если взять успех
обучения за 100%, то от учителя и его методов зависит только 15%, остальные 85% распределяются следующим образом: способность к предмету – 30%, интеллигентность – 20%, мотивация – 30%, внимание и усердие – 5%. Из цифр видно, что для успешного обучения нам необходима повышенная мотивация и стимулы, увеличивающие внимание и усердие
– умственными способностями (интеллект) обучаемого;
– его мотивацией относительно цели обучения;
– техникой обучения и работы (методика обучения)
Слайд 7мотивация к обучению по предмету ОБЖ
Стараюсь подходить к психологическому изучению
и формированию мировоззрения учащихся с оптимистической гипотезой. Она означает определение оптимальной зоны, в которой ребенок, несмотря на внешне небольшие успехи, проявляет больший интерес, добивается несколько больших достижений, чем в других сферах. Такой же оптимистический подход должен быть и при прогнозе.
Слайд 8Стремлюсь за внешне одинаковыми проявлениями (например, отсутствие положительной динамики к учению),
увидеть разные причины этого и их сочетание, неповторимое для каждого ребенка (неумение учиться, не сформированность, умений постановки целей). Так, за внешне высоким уровнем к учению могут скрываться мотивы личного преуспевания, а за внешне низким – могут стоять большая требовательность к себе и критичность.
Слайд 9Отрицательная мотивация
Нередко у школьника остается лишь отрицательная мотивация к обучению – нежелание сталкиваться
с плохими отметками, учительским порицанием или родительским гневом. Однако на ней, как говорится, далеко не уедешь.
Отрицательная мотивация – это прямой путь к невротическим расстройствам, снижению успеваемости «на нервной почве», а то и полному равнодушию к учебе в будущем. Кроме того, она, как правило, приводит к потере психологического контакта между взрослыми и ребенком, а это порождает новые проблемы.
Слайд 10Положительная мотивация
Формирование у ребенка положительной мотивации к учебе – чрезвычайно сложная для родителя
и школы задача. Все-таки это процесс внутренний, происходящий исключительно в сознании самого ученика. Однако помочь ему можно, особенно если в этом также будет заинтересован педагог.
Слайд 11Что же дает хорошая учеба?
– она учит навыкам самодисциплины;
– она
воспитывает ответственность;
– она повышает работоспособность;
– она воспитывает привычку к интеллектуальной работе;
– она дает знания;
– знания делают тебя грамотным;
– знания делают тебя самостоятельным;
– знания позволяют мыслить;
– знания делают тебя интересным собеседником
– знания обогащают твой творческий потенциал;
– знания повышают твой культурный уровень;
– знания и успешная сдача экзаменов расширяют твои возможности, предоставляют выбор профессии
Слайд 12
Ошибки родителей
Роль учителя
Безусловно,
во власти учителей находится и интерес школьников к отдельным предметам, а как следствие – их ориентация на определенную профессию, ведь манерой преподавания и общения с учениками можно как возбудить интерес к любой науке, так и уничтожить его на корню
при ребенке негативно отзываться о школе, критиковать действия учителя;
– мотивировать ребенка к выполнению домашних заданий угрозами и шантажом;
– проявлять равнодушие к успехам ребенка;
– сравнивать успехи ребенка с успехами других детей;
– сверх меры нагружать ребенка занятиями.
Слайд 13Мнение одного из родителей о работе кружка
Одно из важнейших моментов в
обучении предмету и работе кружков является связь с родителями. Взаимный обмен опытом , выявление положительных и отрицательных мотиваций помогает творческому процессу обучения и воспитания и становления учащегося как личности. Тренировки помогают отрабатывать навыки усидчивости, твердости характера, волю к победе.
Слайд 14 Лев Семёнович Выго́тский — советский психолог, основатель исследовательской традиции, названной в критических
работах 1930-х годов «культурно-исторической теорией» в психологии.
Педагогический закон гласит: прежде чем ты хочешь призвать ребенка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для нее, и что ребенок будет действовать сам, преподавателю же остается только руководить и направлять его деятельность
Слайд 15Наибольший активизирующий эффект на уроках дают ситуации, в которых обучаемые:
– отстаивают
свое мнение;
– принимают участие в дискуссиях и обсуждениях;
– ставят вопросы своим товарищам и учителям;
– рецензируют ответы товарищей;
– оценивают ответы и письменные работы товарищей;
– занимаются обучением отстающих;
– объясняют более слабым ученикам непонятные места;
– самостоятельно выбирают посильное задание;
– находят несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы);
– создают ситуации самопроверки, анализа познавательных личных и практических действий;
– решают познавательные задачи
Слайд 17Инновационная деятельность
Работаю по методике развивающего обучения личностно – ориентированной направленности.
Основные направления
моей учебной работы:
*Личностно-ориентированное обучение;
*Качественное освоение содержания предмета ;
*Развитие у школьников самостоятельности и познавательных способностей;
*Создание условий для самореализации учащихся в различных видах учебного труда.
Алгоритм моей учебной деятельности при проведении уроков и других образовательных мероприятий:
Обязательно учитываю:
*В какой класс иду по уровню способностей, организованности, возраста и т. д.;
*Какова цель и какие учебные задачи надо решить;
*Прогнозируемые результаты;
*Обеспечение урока (средства обучения);
*Метод проведения (организация учебной деятельности учащихся и преподавателя);
*Поэтапный контроль за деятельностью учащихся. Оценка результатов работы;
*Рефлексия (самоанализ совместной учебной работы учителя и учащихся от начала и до конца занятий);
*Коррекция деятельности педагога и учащихся.
Слайд 18Сущность обучения состоит во взаимодействии
учителя и учеников
Изучение
содержания предмета стараюсь организовать так, чтобы учащиеся были полноправными субъектами в процессе обучения и научились способам самостоятельного получения знаний, чтобы учение для школьников было свободным, активным и познавательным.
Мои целевые установки в обучении ОБЖ:
1. Обеспечить ученикам овладение знаниями и умениями.
2. На основе знаний сформировать у школьников убеждения и культуру безопасного поведения в окружающей среде.
Слайд 19Методы в обучении ОБЖ – это особый путь получения знаний, умений
и навыков
ИСПОЛЬЗУЮ СЛЕДУЮЩИЕ МЕТОДЫ:
1. Метод ситуационных задач.
Пример: На пляже в солнечный день девочка побледнела, появилась головная боль, шум в ушах, головокружение, слабость, тошнота. Что случилось с девочкой? А) Пищевое отравление; Б) Обморок; В) Солнечный удар.
Выберите правильный диагноз и окажите первую медицинскую помощь.
2. Аналитический разбор соответствующих материалов СМИ (статьи, репортажи, фото- и видеосюжеты с места событий).
Методическая разработка «Методика использования дополнительного материала из СМИ».
3. Работа в группах.
Открытый урок «Оказание первой медицинской помощи при несчастных случаях» .
4. Решение проблемных задач.
Открытый урок «Алкоголь и его социальные последствия».
5. Дидактические игры.
Викторина «Безопасность человека в чрезвычайных ситуациях».
6. Самостоятельная творческая работа учащихся.
Исследовательская работа ученика 11кл. Терещенко Д. «Влияние на людей факторов риска и факторов выживания в условиях автономии в природной среде«».
Слайд 20Уровни познавательной деятельности учащихся
Чтобы повысить качество обучения и заинтересовать учащихся в
работе, выбираю не только нужный
метод, но и уровень учебной деятельности учеников, на котором будет идти усвоение материала.
Пример: Урок ОБЖ в 10 классе. Тема «Двигательная активность и закаливание организма"
Слайд 21Самостоятельная познавательная
деятельность учащихся
Методика развивающего обучения предполагает активную самостоятельную познавательную деятельность школьников.
Самостоятельную работу учеников практикую на всех этапах учебного процесса посредством заданий, различных по форме и содержанию.
Например:
*Подготовка устных сообщений по индивидуальным заданиям;
*Работа с дополнительной литературой и средствами информации;
*Участие в соревнованиях, конкурсах;
*Решение ситуационных задач;
*Выполнение письменных работ;
*Написание рефератов;
*Подготовка презентаций и другие.
Методическая разработка «Организация самостоятельной познавательной деятельности учащихся на уроках ОБЖ как метод развивающего обучения»
Слайд 22Оценка результатов обучения
Важной частью методики развивающего обучения
является проверка качества усвоения знаний учащимися и оценка результатов учения.
Требования, которые предъявляю при оценке ответов (действий) учащихся
*Правильность и полнота по содержанию.
*Самостоятельность суждений, привлечение дополнительных сведений, полученных из разных источников.
*Логичность, последовательность ответа и культура речи.
*Четкость и ясность изложения.
*Знание теории.
*Знание понятий.
*Умение сравнивать, анализировать и оценивать опасные ситуации в окружающей жизни и принимать соответствующие решения.
*Практический показ умений и действий (аккуратность, четкость, последовательность).
*Правильное использование наглядного и демонстративного материала.
Слайд 23Методическая практика
Разработаны программы:
Элективный курс «Школа личной безопасности». 8 класс.
Стрелковый
кружок «Меткий стрелок». « Юный патриот»
Подготовлены методические разработки:
Викторина «Безопасность человека в чрезвычайных ситуациях».
День защиты детей в школе.
Практические занятия на местности по программе «Школа безопасности».
Организация самостоятельной познавательной деятельности учащихся на уроках ОБЖ как метод развивающего обучения.
Методика использования материалов СМИ в преподавании ОБЖ.
От правильного выбора методов обучения к качеству знаний учащихся по ОБЖ.
Методические приемы работы с учебником ОБЖ.
Формы организации уроков ОБЖ в свете требований к инновационной педагогической работе.
Деятельность преподавателя по подготовке и проведению занятий по ОБЖ.
Слайд 24Контроль за результатами педагогической работы
Результативность работы постоянно отслеживаю в различных формах:
Мониторинг
успеваемости и качества знаний учащихся по семестрам и учебным годам.
Анализ контрольных работ и срезов знаний.
Результаты участия учащихся в олимпиадах разного уровня.
Участие школьников в творческой работе по предмету.
Результаты итоговой аттестации выпускников 8-х и 10- 11-х классов.
Участие школьников во внеклассных мероприятиях разных уровней по предмету.
Выступления на педсоветах семинарах.
Участие в профессиональных конкурсах.
Подготовка методических материалов.
Слайд 25Уровень обученности по предмету ОБЖ составляет – 100%
Качество знаний по предмету
ОБЖ
Слайд 26Муниципальный уровень олимпиада по ОБЖ 5-11 классы
Городской уровень
Слайд 2940 часовая программа сборов по ОБЖ в воинской части
Слайд 31Месячник Гражданской Обороны с 5 октября по 2 ноября 2016 г.
Занятия
по гражданской обороне
Тематические уроки в рамках курса ОБЖ по правилам пользования средствами индивидуальной защиты и действиям по сигналам оповещения гражданской обороны проведены в 8-11 классах
Учебные тренировки по гражданской обороне с проведением эвакуации участников образовательного процесса прошли успешно.
Слайд 32В качестве основных рекомендаций для себя как учителя ОБЖ – можно
выделить следующие:
Проанализировав преподавание ОБЖ с этой точки зрения, можно прийти к следующему выводу.
Задачей моей как учителя является помощь учащимся в освоении нового материала с использованием различных методов обучения. Один из самых важных направлений обучения – это побуждение учащихся к самостоятельному освоению знаний, привитие навыков и потребностей в учёбе, развитию мировоззрения.
Формирование учебной заинтересованности у учащихся без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее необходимость обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и развития активной жизненной позиции
– приучать обучаемых к напряженному познавательному труду, развивать их настойчивость, силу воли, целеустремленность;
– поощрять выполнение заданий повышенной трудности;
– учить четко определять цели, задачи, формы отчетности, критерии оценки;
– формировать чувство долга, ответственности;
– учить предъявлять требования, прежде всего, к самому себе.
Слайд 33ШКОЛА как центр подготовки
Вывод. В условиях кризиса семейного и общественного воспитания,
что проявляется в росте бездуховности, преступности, наркомании, проституции и т.д., школа остаётся незаменимым и наиболее действенным средством воздействия на подрастающее поколение.
Школа – единственный институт в стране, через который так или иначе проходит практически всё население.
Школа – главный нравственный оплот общества, гарант будущего нации, поскольку российской школе присущи здоровый консерватизм и готовность к действенным инновациям.
Учитель и школа в содружестве с институтом семьи - спасение нации. Это и должно стать сцепляющей идеей общества.
→ Учебное занятие по курсу ОБЖ средство формирования нового мировоззрения человека, способного успешно действовать в «проблемном поле»