Слайд 1КОНФЛИКТ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ
Слайд 2Конфликт- это ситуация обострения противоречий во взаимодействии между разными людьми (межличностный
конфликт) или между желаниями, убеждениями и действиями одного человека
Слайд 8 Возникновение конфликта
конфликтоген
конфликтоген
конфликтоген
Слайд 9Высказывания
Незаслуженные и унизительные упреки («На тебя ни в чем нельзя
положиться!», «Что это за гадость ты приготовила на обед?» и т. п.);
Негативные обобщения, навешивание ярлыков («Все вы, такие…»)
Настойчивые советы по поводу того, как другому человеку следует себя вести («Не смей улыбаться этой девушке, она — моя!»);
Указания на факты, которые не имеют отношения к теме разговора или изменить которые собеседник не в состоянии («А твой отец — алкоголик!»);
Решительное установление границ разговора, «закрытие» определенных тем для обсуждения («Все, не будем это обсуждать!», «Не смей так говорить!»);
Неуместная ирония, сарказм («А ты видела кино, где лопнул самый толстый на Земле человек?»);
Ругательства, проклятия, оскорбительные высказывания, цель которых — «выпустить пар» (примеры здесь чаще нелитературные)
Слайд 10Конфликтогены - мусор общения.
Оскорбление
Ирония
Закрытие тем
Факты
Советы
Обобщения
Упрёки
Слайд 11Принцип амортизации
не
вступать в ….
оправдываться….
иллюзия
Согласия …..
А
Слайд 13Стили входа в конфликт
«Человек-вулкан» - это человек, у которого во
время конфликта могут быть непредсказуемые вспышки.
«Глиняный горшок» - тот, кто медленно разогревается и долго обижается.
«Волна» - когда вопрос уже решен, может быть новая волна возмущений.
«Собиратель» - человек, долго собирающий обиды, а другие люди могут об этом даже не знать.
«Реактор» - человек резко расходится , его трудно остановить.
Слайд 14Уменьшение остроты конфликта
Обесценивание
Эмоциональный накал
Техника «Я-высказывания»
Слушать и слышать
Слайд 15 Схема «Я-высказывания»:
Конкретное описание того, что вызвало чувство («Когда ты
вчера опоздал…)
Называние причин («...наверное, это произошло потому, что...»).
Называние чувства в тот момент («...я почувствовала беспокойство...»)
Слайд 16Схема «Я - высказывания»:
A. Вы просите ученика что-то сделать. Он отвечает: «Сейчас»
— и продолжает заниматься своими делами. Вы начинаете сердиться.
«Да сколько же раз тебе надо говорить!»
«Я начинаю сердиться, когда приходится повторять одно и то же».
«Меня сердит, когда ты не слушаешься».
Слайд 17Схема «Я - высказывания»:
Б. У вас важный разговор с коллегой. Ребенок
то и дело его прерывает.
«Не мешай!»
«Ты не можешь заняться чем-то другим?»
«Мне трудно беседовать, когда меня прерывают».
Слайд 18Схема «Я - высказывания»:
B. Вы приходите домой усталая(усталый), У сына(дочери) друзья, музыка,
веселье. Вы испытываете смешанное чувство обиды и раздражения.
«Тебе не пришло в голову, что я могу быть усталой?»
«Уберите за собой посуду».
«Меня обижает и сердит, когда я устала и вижу дома беспорядок».
Слайд 20Алгоритм, при котором выигрывают оба участника конфликта:
Узнать желания друг друга («Почему
ты этого хочешь?»).
Обсудить какое решение будет справедливым.
Договориться о взаимных уступках.
Слайд 21 Стратегия поведения в ситуации конфликта
Избегание
Соперничество
Сотрудничество
Компромисс
Приспособление
К
Слайд 22ОПРОСНИК
1.
а)
б)
Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение
спорного вопроса
Чем обсуждать, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.
.
Слайд 232.
а)
б)
Я стараюсь найти компромиссное решение.
Я пытаюсь уладить дело с учетом всех
интересов другого и моих собственных.
.
Слайд 243.
а)
б)
Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
Я стараюсь успокоить другого и, главным
образом, сохранить наши отношения.
.
Слайд 254.
а)
б)
Я стараюсь найти компромиссное решение.
Иногда я жертвую своими собственными интересами ради
интересов другого человека.
.
Слайд 265.
а)
б)
Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.
Я
стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
.
Слайд 276.
а)
б)
Я пытаюсь избежать неприятностей для себя.
Я стараюсь добиться своего.
.
Слайд 287.
а)
б)
Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем
решить его окончательно.
Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться своего.
.
Слайд 298.
а)
б)
Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
Я первым делом стараюсь ясно определить
то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
.
Слайд 309.
а)
б)
Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.
Я предпринимаю
усилия, чтобы добиться своего.
.
Слайд 3110.
а)
б)
Я твердо стремлюсь достичь своего.
Я пытаюсь найти компромиссное решение.
.
Слайд 3211.
а)
б)
Первым делом я стараюсь ясно определить, в чем состоят все затронутые
спорные вопросы.
Я стараюсь успокоить другого, и главное, сохранить наши отношения.
.
Слайд 3312.
а)
б)
Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
Я даю возможность
другому в чем-либо остаться при своем мнении, если он также идет навстречу мне.
.
Слайд 3413.
а)
б)
Я предлагаю среднюю позицию.
Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.
.
Слайд 3514.
а)
б)
Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.
Я
пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.
.
Слайд 3615.
а)
б)
Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.
Я стараюсь
сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.
.
Слайд 3716.
а)
б)
Я стараюсь не задеть чувств другого.
Я пытаюсь убедить другого в преимуществах
Слайд 3817.
а)
б)
Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.
Я стараюсь сделать все, чтобы избежать
бесполезной напряженности.
.
Слайд 3918.
а)
б)
Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на
своем.
Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.
.
Слайд 4019.
а)
б)
Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все
затронутые вопросы и интересы.
Я стремлюсь отложить решение спорного вопроса, с тем, чтобы со временем решить его окончательно.
.
Слайд 4120.
а)
б)
Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.
Я стараюсь найти лучшее сочетание выгод
и потерь для обеих сторон.
.
Слайд 4221.
а)
б)
Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
Я всегда склоняюсь
к прямому обсуждению проблемы.
.
Слайд 4322.
а)
б)
Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей и точкой зрения
другого человека.
Я отстаиваю свои желания.
.
Слайд 4423.
а)
б)
Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желание каждого из нас.
Иногда
я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
.
Слайд 4524.
а)
б)
Если позиция другого кажется мне очень важной, постараюсь пойти навстречу его
желаниям.
Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.
.
Слайд 4625.
а)
б)
Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.
Ведя переговоры, я
стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
.
Слайд 4726.
а)
б)
Я предлагаю среднюю позицию.
Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания
Слайд 4827.
а)
б)
Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
Если это сделает
другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
.
Слайд 4928.
а)
б)
Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти
Слайд 5029.
а)
б)
Я предлагаю среднюю позицию.
Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то
возникающих разногласий.
.
Слайд 5130.
а)
б)
Я стараюсь не задеть чувств другого.
Я всегда занимаю такую позицию в
спорном вопросе, чтобы мы совместно с другим человеком могли добиться успеха.
.
Слайд 52Обработка результатов
Избегание:
1А, 5Б, 6А, 7А, 9А, 12А, 15Б, 17Б, 19Б, 23А,
27А, 29Б.
Уступки:
1Б, ЗБ, 4Б, 11Б, 15А, 16А, 18А, 21А, 24А, 25Б, 27Б, З0А.
Агрессия:
ЗА, 6Б, 8А, 9Б, 10А, 13Б, 14Б, 16Б, 17А, 22Б, 25А, 28А.
Компромисс:
2А, 4А, 7Б, 10Б, 12Б, 13А, 18Б, 20Б, 22А, 24Б, 26А, 29А.
Сотрудничество:
2Б, 5А, 8Б, 11А, 14А, 19А, 20А, 21Б, 23В, 26Б, 28Б, З0Б.
Слайд 53
Избегание.
При выборе этой стратегии действия направлены на то, чтобы выйти из
ситуации не уступая, но и не настаивая на своем, воздерживаясь от споров и возражений оппоненту, переводя разговор в другое русло, на другую тему. Это стремление игнорировать спорные вопросы, закрывать на них глаза, не придавать значения реальным разногласиям, отрицать само наличие конфликта, не брать ответственность за его решение на себя.
Слайд 54
Уступки.
Эта стратегия направлена на сохранение нормальных отношений с партнером ценой отказа
от своих интересов и сглаживания разногласий. Обычно это проявляется как подчеркивание общих интересов и сходства позиций при одновременном замалчивании различий, отказе обсуждать спорные вопросы при демонстративном принятии любых претензий и обвинений. Преобладающая ориентация на уступки в конфликтных ситуациях свидетельствует не только о недостаточной самостоятельности и излишней податливости, но и вообще часто оказывается присущей людям, несколько идеализирующим человеческую природу.
Слайд 55
Агрессия.
Эта стратегия соответствует поведению человека, воспринимающего решение конфликта строго однозначно –
как вопрос своей победы или своего поражения, проигрыша. Это путь открытой и жестокой борьбы за свои интересы, непримиримого антогонизма и давления на партнера, противостоять которому достаточно трудно, путь безудержного стремления к своей победе. Но человеку, избравшему подобный путь, следует помнить, что есть победы, которые нам не прощают. Агрессор может добиться от людей боязливого уважения, но любви – никогда.
Слайд 56
Компромисс .
Это путь ведет к взаимным уступкам, обмену ими, поиску
промежуточных решений, частично устраивающих обе стороны. Обычно этот путь получает высокую оценку окружающих, но стороннику компромиссов необходимо помнить, что частичная победа – это и частичный проигрыш обеих сторон, сохраняющий известное напряжение между ними. Это подспудно сохраняющееся напряжение, накапливаясь, может с течением времени привести к новому обострению отношений, породить целую череду возобновляющихся конфликтов.
Слайд 57
Сотрудничество.
Это, пожалуй, самый эффективный, но и самый редко встречающийся способ
разрешения конфликтных ситуаций, направленный на поиск решения, полностью, а не частично удовлетворяющего интересы обеих сторон в ходе откровенного обмена мнениями. Только этот подход позволяет полностью исчерпать конфликт, избавляет от опасности его возобновления, но чтобы пойти по этому пути, надо избежать соблазнов, предоставляемых другими способами решения, отказаться от них.